Белая трость - наш лучший друг и помощник

Подраздел: ВОС, пожилые
Автор: Анфилофьев Л.М.
Год издания: 2003
Вид работы: Методическая разработка
Тема: Элементарная реабилитация
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Цикл передач по местному радиоузлу
Зрительская аудитория: УПП ВОС, реабилитационное учреждение

Текст сценария

Передача 1.

Звучит музыкальная заставка – первый куплет песни «Я люблю тебя, жизнь» (Муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина). Песня стихает.

ДИКТОР: Сегодня мы начинаем цикл передач под названием «Белая трость – наш лучший друг и помощник».

«День белой трости» впервые стали отмечать в Соединенных Штатах Америки по инициативе Международной Федерации слепых. Эта международная неправительственная организация, объединявшая представителей организаций слепых многих стран, в 1961 году приняла решение: считать день 15 октября «Днем белой трости». Какую цель преследовали руководители Международной Федерации слепых, принимая это решение? Цель одна – привлечь внимание широкой общественности к проблемам слепых.

В 1984 году произошло объединение двух международных организаций – Всемирного Совета благосостояния слепых и Международной Федерации слепых. Была создана единая организация – Всемирный Союз слепых.

Всемирный Союз слепых тоже стал проводить «День белой трости».

В 1987 году Всероссийское общество слепых подхватило инициативу международных организаций по проведению «Дня белой трости». С этого времени дни, недели, декады, месячники «белой трости» отмечаются в организациях ВОС.

«День слепых» в ряде стран отмечался 13 ноября и приурочивался к дню рождения Валентина Гаюи – основоположника тифлопедагогики, создателя первых учебных учреждений для слепых во Франции и в России. Таким образом, исходя из вышесказанного, «Месячник белой трости» в организациях ВОС начинается 15 октября и заканчивается 13 ноября. Он призван привлечь внимание широкой общественности и правительства, а также органов местной власти к необходимости решения острейших социальных проблем инвалидов по зрению, на защиту их прав и свобод, определенных федеральным и местным законодательством, на улучшение реальной жизни. Большое значение в это время имеет пропаганда средств реабилитации.

Цикл передач «Белая трость – наш лучший друг и помощник» мы посвящаем этому важнейшему событию в жизни организации ВОС.

ЧТЕЦ:
Снова нас тревожит осень.
Мокрый лист наотмашь бьет.
Нынче месяц белой трости,
Он приходит каждый год.

По делам спешит иль в гости,
Под ногами – слякоть, лед.
Он шагает с белой тростью,
Он – особенный народ.

Вышел он в огромный город,
Хоть ему не виден мир.
Громкий звук и тихий шорох -
Это тоже ориентир.

По делам спешит иль в гости,
(В жизни мало ли забот!) -
Человека с белой тростью
Зрячий пусть не обойдет.

Так уж вышло в этом мире –
Рядом свет и темнота.
А для зрячих ориентиры –
Человечность, доброта.

ДИКТОР: Когда слепой человек отправляется в путь, нащупывая дорогу концом белой трости, он сталкивается с самой разнообразной и порой неожиданной реакцией прохожих. Одни начинают его жалеть и навязывать ему свою помощь, не поинтересовавшись, нужна ли она ему. Другие громко причитают, кляня, на чем свет стоит, тех, «жестоких людей», которые позволяют бедному слепому находиться одному на улице.

Послушайте, пожалуйста, пример такой реакции.

ЧТЕЦ: …Сыплет мелкий противный дождь. Я шлепаю прямо по лужам. В одной руке у меня сумка, в другой – трость. Тороплюсь, насколько позволяет трость следить за препятствиями. В голове мелькнула нелепая мысль: «Хорошо бы иметь третью руку – тогда она держала бы над головой зонтик. Мысль мою прервал громкий женский голос, прозвучавший с противоположной стороны улицы: «Да скажите же слепому, что на улице дождь!»

ДИКТОР: Исходя из вышесказанного, давайте зададим себе вопрос: а может, не брать в дорогу белую трость и тем самым не привлекать к себе внимание окружающих?

Вот идет незрячий человек по улице. В руках у него свернутая в трубочку газета. Походка его – осторожная, неуверенная, шаги шаркающие. Носками ботинок он судорожно нащупывает бугры и ямы, спуски с тротуаров и трамвайные рельсы. Руки его с газетой вытянуты вперед, готовые ощупать препятствие. Сразу видно – идет слепой. Слух, внимание его - сосредоточены на звуках шагов встречных и впереди идущих пешеходов, чтобы идти по их следу. Маршруты, особенно незнакомые, при ходьбе без белой трости очень опасны.

Вывод этот доказывает случай, произошедший в небольшом городке Костромской области. Женщина, у которой сохранился небольшой остаток зрения, вышла с рынка. Тут мимо нее проехала легковая машина и задела зеркалом. Выскочил водитель машины и стал требовать немалую сумму денег за сломанное зеркало. Женщина попыталась оправдаться, утверждая, что она слепая. Водитель не отступал, резонно указывая на то, что если женщина слепая, то ходить она должна с белой тростью. Чтобы доказать свою правоту, женщине пришлось побывать в отделении милиции и в ГИБДД…

Согласитесь, человек, уверенно идущий большими шагами по дороге с белой тростью в руке, не вызывает жалости, напротив, лишь восхищение и гордость. Сотни людей не хотят мириться со своим положением, вызванным травмой или болезнью. Борются, делают все возможное, чтобы жить полнокровно, работать. Если нет возможности вылечиться или физически преодолеть болезнь, то всегда можно как-то к ней приспособиться, мобилизуя то, что осталось здоровым, либо с помощью технических средств компенсируя физические дефекты.

Только те слепые могут чувствовать себя вполне самостоятельными, независимыми и уверенными в жизни, которые научились свободно, с помощью белой трости, передвигаться в пространстве.

А сейчас нашим слушателям мы предлагаем принять участие в викторине. Мы хотим проверить, насколько внимательно вы слушали нашу передачу. За каждый правильный ответ присуждается один балл. В конце цикла передач "Белая трость -–наш лучший друг и помощник» подведем итоги, и слушатель, набравший наибольшее количество баллов, получит приз. Ответы в устной или письменной форме передавайте, пожалуйста, заведующему клубом.

Итак, слушайте и записывайте вопросы:

  1. Как называется Всемирное объединение слепых? (Всемирный Союз слепых – ВСС).
  2. Когда отмечается «День белой трости»? (15 октября).
  3. К какому событию приурочен «День слепых»? (Ко дню рождения Валентина Гаюи).

ЧТЕЦ:
Философия моя — простая.
Божество мое, мой дух — в природе.
Радуюсь прилету птичьей стаи,
Говорю с соседом о погоде.

Хоть не вижу света, но тропинки
Нахожу в родном лесу ногами,
Трогаю ладонями травинки
И цветов касаюсь я губами.

Обнимаю дуб — большой, корявый,
Слышу, как стрекочут сорочата,
Чую запах — это пень трухлявый
И на нем пахучие опята.

Бог природы гаммой ощущений
Одарил меня и дал свободу,
Чтобы я посредством представлений
Понимал и чувствовал природу.

Философия моя простая.
Я не вижу, но живу в движенье.
Книгу жизни временем листая,
В мир иду тропой воображенья…

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов - Светланы Лютовой и Виктора Верхова. Текст читал _________. Следующую передачу цикла слушайте ______________.

Звучит музыкальная заставка.

Передача 2.

Звучит музыкальная заставка – фрагмент песни «Я люблю тебя, жизнь». Музыка стихает.

ДИКТОР: Сегодня мы предлагаем слушателям вторую передачу цикла «Белая трость – наш лучший друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Свой путь нащупывая тростью,
Идет слепой в толпе людской.
И в ней забытым, странным гостем
Себя он чувствует с тоской.

Вокруг него поток бурлящий
Мужских и женских голосов.
Шуршанье шин машин спешащих
И шелестящий шум шагов.

А люди, с жалостью вздыхая,
Отводят в сторону глаза...
Пока для них беда чужая,
Как отдаленная гроза.

ДИКТОР: В последнее время все чаще стали появляться такие технические средства, как звуковые маяки, очки-локаторы и другие электронные приборы, которые помогают обнаруживать препятствия. К сожалению, электронные технические средства ориентации в пространстве пока несовершенны, дороги и не могут полностью заменить трость. Основным техническим средством до сих пор остаются различные виды тростей, отличающиеся друг от друга по длине, материалу, форме ручек и наконечников. Трости расширяют зону осязательного обследования, то есть они как бы удлиняют руку и помогают слепым обнаружить различные ориентиры и препятствия на расстоянии.

Лица с нарушением зрения не составляют однородную группу. У одних – узкое поле зрения, другие имеют лишь светоощущение; третьи испытывают светобоязнь, но в то же время нуждаются в большом потоке света, некоторые с трудом могут зафиксировать взгляд, смотреть вдаль, читать вывески и распознавать углы предметов, не окрашенных в контрастные цвета. Иные не видят предметы под ногами или могут видеть только перед собой. В этих случаях именно такие, частично видящие лица, должны также постоянно пользоваться при передвижении тростью.

Таких историй, как эта – множество, и случаются они, как правило, с людьми, частично видящими.

ЧТЕЦ: Сегодня праздник, город разукрашен плакатами и лозунгами. Чуть стало смеркаться, как засверкали огни иллюминации. Прогуливаюсь с другом по центральной улице, разглядываю световые панно. Вот тут – то и подвело меня слабое зрение. Не заметил я низенькой чугунной решетки, отделявшей высокую часть проезжей дороги от более низкого тротуара, неожиданно споткнулся о нее, кувыркнулся и встал на голову. Положение мое самое курьезное: стою я на голове на тротуаре, да еще в луже. На глаза шляпа наползла, а ноги висят на этой решетке. Я и встать не могу, и ноги подтянуть не удается. Друг мой хохочет, за живот хватается. «Да помоги же мне!» - взмолился я. Наконец, перекинул он мои ноги через решетку, и я кулем свалился в лужу. Праздник для меня закончился.

ДИКТОР: Трость имеет различное функциональное назначение. Реабилитологи выделяют пять основных функций трости: она является щупом для обследования пространства, исполняет роль щита от столкновения с препятствиями, превращается при необходимости, в генератор звука, то есть становится ударным инструментом для подачи сигнальных звуков. В 70-е годы 20 века широкое распространение во многих странах получила длинная трость, окрашенная в белый цвет. Она, кроме перечисленных, выполняет еще и функцию отличительного знака слепого, служит сигналом для водителей и пешеходов, и предупреждает их: на пути появился незрячий человек. В некоторых случаях трость становится опорой для тела (особенно для слабовидящих и частично видящих с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Именно по этим пяти функциям определяются требования к трости. Чтобы исполнять роль щупа, трость должна быть длинной, насколько это возможно, и подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями незрячего. Одни реабилитологи считают, что длина трости должна быть на полметра меньше роста человека. А зимой удобнее брать в дорогу еще более длинную трость, доходящую до плеча. Другие утверждают, что длина трости определяется до середины грудной кости.

Длинная и прочная трость обеспечивает удобство при спуске со склонов, лестниц, при выходе из транспорта, при перешагивании через рельсы, бревна, канавы, бордюры. Короткая трость во всех этих случаях будет вынуждать наклоняться и не обеспечит необходимую безопасность.

Сейчас мы расскажем действительную историю, которая случилась с незрячим баянистом, и подтверждает наше заключение.

ЧТЕЦ: Виктор – баянист. Он руководит хором русской песни. Теплый майский вечер. Репетиция хора закончилась. Виктор идет по знакомой улице, настроение у него прекрасное. Весна! За спиной его – баян в футляре. В руке – легкая тросточка, которой он просто играет, и.. Ух! – с ходу летит в траншею, которую успели выкопать за время репетиции и не успели огородить «заботливые» городские хозяйственники.

Первая мысль после того, как опомнился – баян!!! Цел ли? Вытаскивает инструмент, садится на футляр и начинает играть. Наверху собирается народ. Шепчутся: «Спятил!» Поиграл Виктор – баян не разбит. Убрал его и говорит: «Концерт окончен. А теперь давайте вытаскивайте меня!»

ДИКТОР: И все же следует учитывать и то обстоятельство, что длинная трость в больших, густо населенных городах доставляет массу неудобств. Она путается в ногах невнимательных прохожих, за нее запинаются, сгибают и даже ломают. В первую очередь, это относится к Московскому метро. Поэтому многие незрячие снижают длину трости до 110-120 см., подбирая ее не на 50, а на 60 см. короче собственного роста.

Роль щита может выполнять только достаточно прочная, цельная и длинная трость. Наилучшим образом защитную функцию выполняет трость – клюшка с загнутым крюком – ручкой. Такая трость предохраняет кисть руки от ушибов. Защитная роль трости проявляется при падении через канавы и ямы. В таких случаях прочная трость предохраняет от полного падения, помогает сохранить равновесие, а иногда она ложится мостом через канаву или открытый люк и спасает от падения в опасные места. Выбирать трость нужно, предвидя подобные препятствия на дороге. Помните: большому весу тела должна соответствовать более прочная трость!

У слепого человека должно быть несколько тростей на все случаи жизни и сезоны года. Для близких, знакомых, и легких маршрутов выбираем и трость легкую и необязательно длинную; для парадных выходов берем трость новую, легкую, изящную, желательно с красивой ручкой-набалдашником; для поездки на дачу подходит трость длинная и прочная. Такие же высокие требования предъявляются и к дорожной трости: при поездках в другие города, местности и просто на дальние расстояния.

При утрате зрения слух остается у человека чуть ли не единственным зондом большого пространства. С помощью слуха человек различает громкость, высоту, тембр, прерывистость и непрерывность звуков. Слепой может определить положение предмета, отражающего звук. Отраженный звук становится ориентиром. Поэтому функция трости как генератора звука связана с умением опытных в ориентировке слепых воспринимать окружающее пространство, предметы и препятствия по отраженному звуку. Для этого применяются хлопки в ладоши, щелчки пальцами, легкий свист, щелканье языком, стук каблуками или шарканье ногой. Но самым удобным генератором познавательных сигналов является трость. Вот почему большинство слепых пользуется тростями с жесткими наконечниками. В том случае, когда надо уточнить свое местонахождение, слепой человек издает сигнальный звук и по эху определяет наличие знакомых ориентиров.

А теперь предлагаем ответить на вопрос нашей викторины. Сегодня он один, но оценивается в пять баллов. Назовите, пожалуйста, пять основных функций трости. (Функция щупа, щита, генератор звука, сигнальная и опорная функции).

ЧТЕЦ:
На жизнь напрасно не ропщи.
Пусть нелегко всегда в ночи,
Ведь обделен ты светом.
Судьбе-злодейке вопреки,
Веселость в сердце сбереги –
Спасенье только в этом.

Есть в мире солнца теплота,
Родных ладоней доброта
И трепет ожиданья,
Благоухание цветов,
Душевность песен, мудрость слов
И радость созиданья.

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Василия Лиманского и Владимира Бухтиярова. Текст читал _________. Следующую передачу цикла слушайте ______________.

Звучит музыкальная заставка.

Передача 3.

Звучит музыкальная заставка (см. передача 1). Музыка стихает.

ДИКТОР: Вы слушаете третью передачу цикла «Белая трость – наш друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Как примириться нам с судьбою,
Мой друг, быть может, знаешь ты?
Возможно ль счастье нам с тобою?
Увечье тягостно любое,
Но нет ужасней слепоты.

Не любоваться красотою
Плывущих вдаль ночей и дней,
Не видеть солнце золотое
И матери лицо святое –
Бывает что-нибудь страшней?!

Незрячий… Но еще страшнее,
Когда слепа твоя душа.
Когда от подлости темнеет,
Когда красиво лгать умеет
И наслаждается, греша…

Не наказал нас слепотою
Господь – он нас благословил
В мир, поглощенный суетою,
Дабы узнать, чего же стоит
Тот, кто богат и полон сил.

Чтобы полнее проявилась
И черствость душ, и доброта.
И чтобы нам во тьме светила
Сердец и мыслей чистота.

ДИКТОР: Сегодня мы продолжим разговор о белой трости, ее достоинствах и недостатках.

Трости изготовляются из различных материалов: дерево, металл, стеклопластик, стекловолокно, дюралюминий, обтянутый хлорвиниловой трубкой. Незрячий, пользующийся тростью, знает, что они по длине бывают разные. Наша промышленность выпускает трости от 90 см до 130 см.

Трости для слепых можно разделить на три вида: цельные, складные и трости с изменяемой длиной, или раздвижные. Цельные трости различаются по материалу, из которого изготовлены, по длине и диаметру стержня, конструкции ручки и наконечника. Для изготовления цельных тростей используется дюралюминий, обтянутый хлорвиниловой трубкой, и стеклопластик – литой и трубчатый. Дюралюминиевая цельная трость – клюшка в настоящее время выпускается ООО «Ижевское УПП «Спутник» ВОС». Она имеет ручку в виде загнутого крюка, наконечник у нее тоже дюралевый. Именно трость-клюшка получила наибольшую популярность. Она удобна, прочна, долговечна, за исключением наконечника, который после стачивания нечем заменить.

Вот небольшая история, в которой участвуют незрячий мужчина, клюшка и … Впрочем, слушайте.

ЧТЕЦ: Давненько это было. Иван Иванович отправился в магазин, купил там, что задумал, сложил покупки в сумку и отправился домой. Трость-клюшку как зажал под мышкой еще в магазине, так и держит. Дорога легкая, асфальт новый, препятствий никаких. Идет Иван Иванович потихоньку, только его начинают беспокоить шаги, которые четко цокают за спиной, да шумное дыхание почти над самым ухом. Повернул он направо – шаги не отстают. Перешел тихий переулок – шаги упорно преследуют. Обернулся Иван Иванович к преследователю и говорит: «Ну, что вы идете за мной?! Что вам от меня надо?» Неожиданно слышит он в ответ … фырканье. Тут же подбегает возмущенный мужчина. «Зачем вы увели мою лошадь!?» - кричит он и вдруг осекся. Перед ним слепой человек с клюшкой. Клюшку-то он держал назад крюком. Она и зацепила повод лошади. Напряженная ситуация разрешилась смехом.

ДИКТОР: Ижевское УПП «Спутник» ВОС выпускает также «трость опорную» и «опорную с противоскользящим устройством».

Из цельного литого стеклопластика в нашей стране изготовляется так называется «белая гибкая трость международного образца». Длина этих тростей от 120 до 150 см, диаметр стержня от 10 мм вверху до 6 мм у наконечника. Рукоятка в виде огурца с колпачком на винтовой резьбе сверху, через который протянут шнур. Колпачок этот отвинчивается от ударов уже через 5 минут пользования. Наконечник у этой трости стальной, жестко закрепленный, диаметр – 12 мм. В метро с этой тростью появляться нельзя, так как ее наконечник застревает в гребенке эскалатора. Однако там, где нет большого скопления народа, она удобна.

Складные трости промышленного изготовления впервые появились в России в конце 60-х годов, когда ВОС закупил в Чехословакии большую партию таких тростей – легких и изящных. Тогда же в Ленинграде было начато производство отечественной складной трости. Она состояла из стальных трубок, стягиваемых резиновым жгутом. Она была тяжеловата, но достаточно прочна, ручка же ее в виде грибка, изготовленная из хрупкой пластмассы, разбивалась при падении на асфальт.

В настоящее время складные трости выпускает ООО «Московское производственное объединение «Электротехника». Они изготавливаются из дюралюминиевых трубок. Эти трости достаточно прочные, красивые, наконечник пластмассовый. К трости прикладывается запасной наконечник.

Все вышеуказанные трости можно приобрести в ООО «Тифла» ВОС по адресу: 126080, Москва, Факультетский переулок, д.12. Телефон: (095) 158-97-67.

Складные трости получили распространение не только у тотально слепых, но особенно у частично видящих и слабовидящих. Это обосновано тем, что складная трость – легкая, компактная в сложенном виде. Ею можно пользоваться, не афишируя свою слепоту, только в трудных местах, например, при переходе улицы, при ходьбе в сумерках и в темноте.

Частично видящий и слабовидящий, а нередко и тотально слепой несет трость в руках и только изредка касается ею края тротуара, да иногда, лишь в опасных местах, ощупывает путь впереди. Такой способ ходьбы помогает выработать уверенную, свободную и быструю походку. Она смела и уверенна, кажется, что идет хорошо видящий человек.

Различные возрастные группы людей с дефектами зрения относятся к тростям по-разному. Тотально слепых юношей и девушек устроит только небольшая изящная и легкая, компактная складная тросточка. Правда, незрячих девушек трудно заставить взять даже самую красивую трость, но задача реабилитологов, родных и знакомых - убедить их сделать это.

В среднем возрасте незрячий относится к трости более практично. Он выбирает удобную, надежную трость. Пожилые люди с дефектами зрения довольны высокой клюшкой и мечтают о высоком посохе, на ручку которого можно даже сумку повесить.

Те, кто регулярно пользуется тростью, должны так же регулярно за ней ухаживать. Перед каждым выходом трость следует мыть, а время от времени – мыть с мылом. Наконечник трости с одного края быстро стирается от скольжения по твердой поверхности и становится режущим. Его кромки могут царапать обувь, порвать чулки или поранить ноги неосторожным пешеходам, поэтому по мере стирания его надо поворачивать, а режущие края сглаживать напильником.

Куда бы мы ни отправились, при себе надо иметь лоскуток ветоши, чтобы вытереть трость от грязи перед входом в помещение. От загрязнения трость может предохранить резиновое кольцо, надетое на ее стержень чуть ниже рукоятки. При случайном падении такая трость ложится на землю кольцом, а рукоятка остается чистой. Запомните: если вы неопрятно одеты, небриты, с хмурым выражением лица, если у вас не чищена обувь и трость заляпана грязью, то вам неохотно будут помогать случайные прохожие.

Мы уже говорили, что каждый незрячий должен иметь большой набор тростей и пользоваться ими в зависимости от сезона и характера маршрута. Однако такое разнообразие трудно себе позволить: их не купить по причине дороговизны, и нигде нельзя получить бесплатно. В крайнем случае, их можно только сделать самостоятельно.

Для изготовления легких и красивых палок отлично подходит орешник, клен, береза, дуб, липа и подобные им породы деревьев и кустарников. Из любой рейки, обломка доски или ручки от швабры при помощи топора или рубанка, а иногда только при помощи перочинного ножа, можно выстрогать пригодный для ориентировки посох. Незрячие умельцы делают трости из сломанных лыжных палок, бамбуковых удочек, для наконечников приспосабливают винные пробки, цоколи от перегоревших лампочек, посадив их на клей. Выстругивают ручки в виде крюка, коня, различные формы набалдашников. Набалдашник также можно сделать из пробки от шампанского.

Теперь запишите или запомните вопросы нашей сегодняшней викторины:

  1. Из каких материалов изготавливают трости? (Из дюралюминия, стеклопластика, стекловолокна)
  2. Какое предприятие выпускает складные в настоящее время складные трости? (ООО «МПО «Электротехника»)
  3. Какое предприятие выпускает трость – клюшку? (ООО Ижевское УПП «Спутник» ВОС)

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Ответы в устной и письменной форме передавайте заведующему клубом.

ЧТЕЦ:
Он идет походкой чуткой,
С ним – незримое «тук-тук».
Кто толкнет – ответит шуткой,
Кто идти поможет – друг.

Хоть и не длинна дорога,
Ты в пути не оступись;
Впереди препятствий много,
Позади – большая жизнь.

Слева люка амбразура,
До нее – лишь два шага,
Как в далекую ту пору
До заклятого врага.

Вдруг – громада перед носом.
Заслонило солнце вмиг.
Обойти ее непросто:
Самосвал, что броневик.

Ну, да это все цветочки.
Вот проспект, будь начеку!
Перейти его – что ночью
Вплавь форсировать реку.

Ишь, ревут, как мины воют:
Недолет и перелет.
Чу! Глушитель сняли, что ли?
Мотоцикл, как пулемет.

Рокер! Он, конечно, в каске, -
Как и я в его года,
Только я в стальной, солдатской.
Время мчится… Не беда!

Не считай, что жизнь прожили,
Если надо – будем жить…
Хорошо, что научили
В ВОСе с тросточкой ходить!

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Леонида Шишкина и Владислава Малыгина. Продолжение слушайте ________. Текст читал _________.

Музыкальная заставка.

Передача 4.

Звучит музыкальная заставка (см. передача 1). Музыка стихает.

ДИКТОР: Вы слушаете четвертую передачу цикла «Белая трость – наш друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Ветви сомкнулись, сгустив темноту,
В тихом проулке, цветеньем объятом,
В запахах смело вслепую иду,
Словно по вешкам, по всем ароматам.
Яблони чую в ничейном саду,
Дальше акации целым отрядом.
Вот и сирень на привычном посту
В майском уборе дурманно - богатом.
Хлесткую гроздь обломав на ходу,
Следую вправо — парадное рядом.
Вход по бушующим вишням найду,
За свежекрашенным мной палисадом.

ДИКТОР: Сегодня мы поговорим о различных приемах работы с тростью. Итак, мы убедили вас взять в руки белую трость и выйти из дома на улицу. Вы решили преодолеть комплекс неполноценности и бороться со страхами перед большим пространством, ямами, столбами, машинами и другими препятствиями. Одно это для вас – уже большая победа. Главное – пошли, взяли в руки трость. Самостоятельность снимает зависимость от других людей, укрепляет веру в жизнь. Мы поможем вам научиться ходить с тростью и изучить необходимые маршруты.

Давайте начнем изучение ходьбы с тростью с «техники маятника». При «технике маятника» трость используется для обследования пространства впереди идущего, являясь щупом и удлиняя руку слепого. «Техника маятника» обеспечивает надежность самостоятельного передвижения в любой обстановке и дает возможность получить полную информацию об окружающей среде.

Возьмите складную трость, которую выпускает Московское производственное объединение «Электротехника» (нам кажется, что она наиболее удобна для тренировок), и встаньте в исходное положение: встаньте прямо, ноги вместе, плечевая кость держащей руки слегка прижата к телу и согнута в локте на уровне пояса, кисть руки находится сантиметров на 20 впереди тела, также на уровне пояса. Теперь двумя пальцами руки охватываем ручку трости сверху: указательный палец лежит вдоль стержня с внешней стороны, а большой палец также лежит вдоль стержня, но чуть сбоку. Остальные три пальца охватывают ручку снизу. Торец ее упирается в ладонь. Наконечник трости касается поверхности дороги при хватке правой рукой несколько левее левого плеча. Из этого положения начинаем ощупывать путь ритмичными маятниковыми движениями трости в такт шагов.

В пространственной ориентации слепые используют все сохранные анализаторы. Чтобы двигаться безопасно, вы должны одновременно замечать все виды ориентиров: осязательные, слуховые, обонятельные. Какие ориентиры помогают вам добраться от дома до предприятия и обратно? Вы работаете тростью, применяя «технику маятника», периодически касаясь края тротуара; берете на заметку спуск с тротуара, небольшой проезд для машин и подъем; аппетитный запах хлеба, резкий запах кожи, парфюмерии или других товаров подскажет вам, что вы проходите магазин; выбоина в бордюре или яма на тротуаре напомнит, что надо отсчитать, к примеру, 30 шагов, и повернуть. Гудение трансформатора, шум газораспределительной станции уточнит ваше местоположение; звук зуммера или радиотрансляции на проходной не позволит пройти мимо предприятия; декоративная решетка или ориентир из труб не дадут заблудиться и приведут прямо к дому.

Если же вы, к несчастью, заблудились, то надо вежливо и тактично обратиться к прохожим, уметь задать им краткие и понятные вопросы, как это сделал наш герой в небольшом рассказе.

ЧТЕЦ: Общежитие общества слепых находится на окраине небольшого городка. Это потом вокруг предприятия и общежития возникнут многоэтажные дома и школа, а пока запасливые жители выращивают тут картошку. К общежитию ведет неровная тропинка, которую то и дело пересекают более узкие тропки и дорожки. А вот и наш герой. Идет он, осторожно нащупывая тростью край тропинки то слева, то справа. Закралась тревожная мысль: а правильно ли он идет? Но спросить-то некого. Вдруг в траве кто-то зашевелился, зашуршал. «Картошку копают»,- подумал он. Остановился и вежливо спрашивает: «Скажите пожалуйста, я правильно иду в общество слепых?» Молчание. Вопрос повторяется – опять тишина. В третий раз в голосе человека звучит уже раздражение: «Что вам, трудно ответить слепому?» И в ответ неожиданно слышит: «Ме-е-е!» Коза. «Тьфу, ты, что ж ты раньше – то не сказала?!» - в сердцах воскликнул человек и пошел дальше.

ДИКТОР: Для ориентировки в пространстве при «технике маятника» используются два основных приема работы тростью – «скольжение» и «касание». При обследовании и изучении новых маршрутов, для слежения за поверхностью пути и обнаружения препятствий применяется прием скольжения. Если изменилась ситуация на знакомом маршруте (ремонт бордюра, на тротуаре осколки старого асфальта и бетонных плит), то также удобнее пользоваться приемом скольжения.

Напомним исходное положение: ноги вместе, плечевая кость держащей руки слегка прижата к телу и согнута в локте на уровне пояса, кисть руки находится сантиметров на 20 впереди тела, также на уровне пояса. Теперь двумя пальцами руки охватываем ручку трости сверху: указательный палец лежит вдоль стержня с внешней стороны, а большой палец также лежит вдоль стержня, но чуть сбоку. Остальные три пальца охватывают ручку снизу. Торец ее упирается в ладонь. Наконечник трости касается поверхности дороги при хватке правой рукой несколько левее левого плеча.

Делая шаг левой ногой вперед, слепой одновременно, не отрывая наконечника от поверхности дороги, скользит им слева направо и, когда нога полностью ступит на поверхность дороги, он останавливает наконечник несколько правее правого плеча. При шаге правой ногой наконечник скользит влево и, когда нога полностью ступит на дорогу, останавливается в исходном положении. Так повторяется до тех пор, пока незрячий передвигается вперед, изучая маршрут.

Таким образом, прежде, чем слепой ступит на дорогу, это место будет уже проверено тростью.

Итак, прием скольжения применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, уступам, канавам, и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.

На изученном маршруте нет необходимости постоянно скользить тростью по поверхности дороги. В этом случае применяется прием касания.

При шаге левой ногой движением кисти руки наконечник отрывается от поверхности и дугообразным движением по воздуху переносится вправо, когда левая нога полностью ступит на поверхность дороги, наконечник тоже опустится на поверхность и коснется ее несколько правее правого плеча. Такие дугообразные движения в ритме шагов будут продолжаться на протяжении всего пути.

А сейчас вопрос нашей викторины.

Расскажите, чем при ориентировании с тростью отличаются приемы скольжения и касания? Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

ЧТЕЦ:
Давайте вслушиваться в звуки,
И в перезвон, и в перестуки
И наслаждаться изученьем
Природы, собственным твореньем,
Глотком свободы, частью речи,
Непредсказуемостью встречи.

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Владимира Бухтиярова и Аркадия Илина. Продолжение слушайте ________. Текст читал _________.

Музыкальная заставка.

Передача 5.

Звучит музыкальная заставка цикла (см передача 1). Музыка стихает.

ДИКТОР: Вы слушаете пятую передачу цикла «Белая трость – наш лучший друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Я обращаюсь к тем, чьи уши слышат,
Кто видит солнце и свободно дышит,
Кто молод и здоров, и полон силы,
Кто многим дорог, а кому-то – милый.

Прислушайтесь, внимательней взгляните:
Несчастью рядом руку протяните.
Не для удара и не для добитий –
А помогите, просто помогите!

Представьте, быть могла такой и ваша мать,
Вы, ваш ребенок мог таким же стать.
А если рядом с вами есть несчастный -
И вы, счастливый, к этому причастны.

ДИКТОР: Сегодня мы продолжим разговор о приемах пользования тростью.

Рассказ начинаем с «техники диагонали». Эта техника отличается от других тем, что у нее иной способ прихватки, называемый «карандаш». «Техника диагонали» является основной при ходьбе в помещении. Исходное положение почти такое же, как при «технике маятника», но есть и отличия. Плечевая кость держащей руки слегка прижата к телу и согнута в локте на уровне пояса, кисть руки находится сантиметров на 20 впереди тела. Стержень трости держим тремя пальцами ниже ручки, как карандаш при письме, то есть он зажат между большим и указательным пальцами и лежит на среднем. Если трость взять в правую руку, то наконечник следует расположить несколько левее левой ноги, тогда ручка находится чуть правее туловища. Наконечник зависает сантиметров на пять выше уровня пола. Положение трости изменяется только движением кисти руки. Чтобы следить за изменением уровня пола и характером его поверхности, идущий движением кисти руки опускает трость до соприкосновения с полом и тут же приподнимает ее и дугообразным движением по воздуху переносит вправо. Вы, наверное, уже поняли, что незрячий использует прием, который называется «касание».

Для получения более подробной информации о характере пола в помещении наконечник трости следует опустить до соприкосновения с полом и скользить им слева направо. Как вам уже известно, этот прием называется «скольжение». Следить за стеной помещения с целью обнаружения выступов, уступов, дверных и других проемов можно так же, как и за полом.

Применение «техники диагонали» в помещении предохранит слепого от непосредственного столкновения с предметами и людьми, находящимися на его пути. Конечно, слепой не должен размахивать тростью от одной стенки коридора до другой, тем самым пугая встречных, которые в страхе вынуждены втискиваться в дверные проемы.

Послушайте историю, которая случилась с незрячим отдыхающим, который только размахивал тростью, не думая и не используя другие сохранные анализаторы, кроме осязательных.

ЧТЕЦ: Дом отдыха. Лето. Погода прекраснее южной… Пьянящий воздух манит в поле, к стогам сена, в лес…

У директора дома отдыха – совещание. «Главное, - наставляет он сотрудников, - следите за парочками, а то и такое бывает: сидят двое на лавочке в укромном месте, обнимаются и… повалились.»

В это самое время кто-то с легкой издевочкой предложил директору выглянуть в окно. Все тоже заинтересовались. А там картина, достойная кисти маститого художника. Под самым окном директора, на клумбе, среди цветов – любовь в полном разгаре. Видимость лучше, чем на экране телевизора. Директор в первую минуту онемел. А опомнившись, приказал привести их к нему сейчас же.

«Как вы посмели?! Как умудрились!? У меня.. под окном – и такое!!!» – наскочил он на любовника. «Да, знаете, я махнул палкой направо - дерево, махнул налево – дерево. Ну, я и подумал – лес…»

ДИКТОР: В незнакомых и редко посещаемых помещениях всегда нужно пользоваться тростью. А в хорошо изученных помещениях тростью пользоваться не обязательно.

Предприятия и организации Всероссийского общества слепых заботятся о создании безопасных условий передвижения незрячих в пространстве. На территориях предприятий и организаций ВОС устанавливаются направляющие металлические ориентиры из труб, бордюры, первые и последние ступеньки лестничных маршей в зданиях и подземных переходах окрашиваются в яркие, контрастные цвета. Поэтому тотально слепой и человек с малым остатком зрения вполне безопасно могут пройти по территории до своего производственного корпуса или в другое нужное помещение.

Над входами в здания и над проходными, а также на перекрестках улиц вблизи предприятий и организаций ВОС устанавливаются зуммеры и озвученные светофоры. В коридорах и цехах производственных корпусов для ориентировки используются резиновые дорожки, а в административных зданиях, в клубах, домах отдыха и в санаториях в тех же целях применяются ковровые дорожки.

На перилах рельефно обозначаются этажи. На дверях или рядом с ними укрепляются таблички с указанием комнат, лифтов, выходов на лестничные площадки, которые написаны рельефно-точечным шрифтом.

На одном из предприятий Московской области реабилитологи додумались дорожку, которая ведет к главному производственному корпусу и пересекает транспортные пути, поднять на пять сантиметров над асфальтом. Теперь незрячие рабочие, направляющиеся в цех, не рискуют заблудиться.

Советуем вам в одной из передач по местному радиоузлу рассказать о системе ориентиров в помещениях своего предприятия на территории и вблизи его.

«Техника диагонали» применяется при спуске с лестницы. Подойдя к краю лестничного марша, слепой измеряет тростью ширину и высоту ступени. Исходное положение перед спуском: трость следует держать за стержень немного ниже ручки, как карандаш, так, чтобы ее наконечник был чуть левее корпуса и чуть ниже следующей ступеньки. При спуске на одну ступень трость касается верхнего переднего края следующей ступени. Спуск продолжается до тех пор, пока наконечник не коснется площадки и не скользнет по ней. Это означает, что до конца спуска осталась одна ступенька.

При подъеме по лестнице «техника диагонали» несколько видоизменяется. Трость следует держать за стержень значительно ниже ручки как карандаш, наконечник трости касается верхней части очередной ступени. Если наконечник трости скользнет по площадке, значит, до конца подъема осталась одна ступенька.

При подходе к лестничным площадкам слепой берет трость за ручку хватом сверху. Это означает, что указательный палец лежит на стержне сбоку и направлен к наконечнику, большой же палец лежит на ручке сверху. Положение руки и кисти относительно тела такое же, как при «технике диагонали», но наконечник направлен вперед.

Чтобы точнее ориентироваться при подходе к ступенькам лестницы, наконечник касается пола то правее, то левее идущего. При «технике диагонали» трость наиболее надежно защищает тело слепого от столкновения с препятствиями. «Техника диагонали» с приемом хватки сверху используется при ходьбе по лестницам и по улицам города в различное время года, на хорошо изученных маршрутах, в помещениях, в плотном потоке пешеходов, а также при его пересечении.

В конце передачи, как обычно, - вопрос викторины.

Где наиболее удобно при ориентировании использовать технику диагонали? (В помещениях, при ходьбе по лестницам, на хорошо изученных маршрутах, в плотном потоке пешеходов, а также при пересечении его) Полный ответ оценивается в три балла.

ЧТЕЦ:
Рождены мы на свет, чтобы жить,
Красотой наслаждаться земною,
Бескорыстно и честно дружить
И всегда быть с открытой душою.

Быть упорными, в сложной борьбе
Добиваться намеченной цели,
Не сдаваться злосчастной судьбе,
Если даже душа на пределе.

Помогать всем, попавшим в беду,
Улыбаться почаще прохожим,
Оказавшись у всех на виду,
На себя оставаться похожим.

Ради этого стоит нам жить,
Чтобы, встретившись, не потеряться,
Понимать, уважать и любить,
И друг другом всегда восхищаться.

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Розы Ахтямовой и Любови Паршиной. Продолжение слушайте ________. Текст читал _________.

Музыкальная заставка.

Передача 6.

Звучит музыкальная заставка цикла (см передача 1). Музыка стихает.

ДИКТОР: Вы слушаете шестую передачу цикла «Белая трость – наш лучший друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Я совсем на судьбу не в обиде,
Хоть невесело шутит она,
Хоть во сне лишь могу я увидеть,
Как цветы разбросала весна.

Слишком мало отчетливых звуков
В этом мраке - почти тишина.
Все же жизнь - интересная штука!
Просто дегтя в меду дополна…

ДИКТОР: Продолжаем рассказ об ориентировке незрячих в пространстве при помощи белой трости. Сначала дадим несколько советов, как слепому переходить улицу.

Перед переходом улицы слепой встает спиной к краю тротуара, обочине дороги, бордюру, касаясь его пятками, а затем начинает переход, стараясь сохранять прямолинейность движения. В начале движения слепой поднимает трость горизонтально, до уровня пояса, и делает три-четыре шага вперед. Это сигнал для водителей: дорогу переходит слепой. Затем он опускает наконечник трости и переходит улицу, используя «технику маятника». Дойдя до противоположного тротуара, слепой проверяет тростью, нет ли на нем препятствий, поднимается на него и продолжает путь.

Как сохранить при переходе прямолинейность движения и не уйти в сторону? Какие ориентиры помогут в этом случае? К сожалению, приходится надеяться только на слух. Сигнал для перехода – остановка транспорта на пересекаемой улице и начало движения на параллельной. Ориентир для поддержания правильного направления перехода – звуки параллельно идущего транспорта и шаги пешеходов, переходящих улицу вместе с вами. Если у перехода нет специальной дорожки для пешеходов и прохожих мало, то слепому целесообразно выбрать другое место для пересечения улицы, удалившись на 6-10 метров от перекрестка.

Каждому слепому надо учесть, что самостоятельно можно переходить только изученные тихие улицы, где прослушивается каждый приближающийся автомобиль, а шумные и широкие магистрали, даже если на них работает озвученный светофор – без сопровождающего пересекать рискованно.

Подойдя к пересекаемой улице, незрячий прежде всего должен обратиться к прохожим с просьбой помочь ему пройти на противоположный тротуар. Обращаться к прохожим надо вежливо и тактично, не сердиться, если они по какой-то причине вам отказали. Ваши вопросы должны быть кратки и понятны им. Надо научиться и вежливо отклонять предлагаемую помощь, если вы в ней не нуждаетесь. В противном случае получится, как в анекдоте.

ЧТЕЦ: Идет мужчина по улице и видит: на краю тротуара стоит слепой и машет белой тростью. «Пошли», - мимоходом бросает прохожий, подхватывает слепого, переводит на другую сторону улицы, оставляет его там и продолжает свой путь, но, оглянувшись, видит, что его подопечный стоит на кромке тротуара и опять размахивает тростью.

- Слушай! Я же тебя перевел! Зачем же тебе снова на ту сторону?, - удивляется, подойдя, мужчина.

- А мне не надо на ту сторону, - сердится тот.- Зачем же ты машешь палкой?

- Я ловлю такси, - обрывает разговор слепой и продолжает размахивать тростью.

ДИКТОР: Напомним несколько приемов ходьбы незрячих с сопровождающим.

Сопровождающий не должен брать слепого за руку, рукав одежды, трость или плечо и вести его, подталкивая впереди себя. Реабилитологи считают, что слепой должен свободно взять сопровождающего за руку немного выше локтя, но не крепко, а лишь опираясь на нее. Рука незрячего согнута в локте и слегка прижата к корпусу. Он идет на полшага позади сопровождающего. Таким образом он легко замечает, как движется сопровождающий, и сразу чувствует подъемы, спуски, повороты в сторону. Кроме того, без дополнительных команд и указаний, подав только сигнал рукой, можно своевременно изменить направление движения. Приближаясь к узкому проходу, сопровождающий отводит руку назад и немного поворачивается в сторону своего подопечного. Тот при этом должен вытянуть руку и идти позади него. При подъеме по лестнице незрячий идет на одну ступеньку ниже сопровождающего, а при спуске – на одну ступеньку выше или рядом со своим помощником. Такой же прием используется при выходе и входе в салон пассажирского транспорта.

Проходя через входную дверь помещения, слепой пропускает сопровождающего вперед, а тот направляет руку своего спутника так, чтобы он придерживал дверь.

Если сопровождающий привел своего подопечного в учреждение, например, на прием к врачу, он должен усадить его на стул. Не следует крутить его вокруг оси, лучше просто положить его руку на спинку стула - сядет он самостоятельно.

Когда в сложной ситуации слепому бывает необходимо воспользоваться помощью случайного прохожего, он должен соблюдать следующие правила:

  • вежливо попросить помочь пройти сложный участок маршрута;
  • когда прохожий приблизится, взять его за руку. Для этого незрячий вытягивает руку в сторону сопровождающего, сначала касается его спины, находит локоть и берет под руку помощника;

- незрячий, по возможности, не отпускает сопровождающего до тех пор, пока полностью не пройдет весь трудный участок пути;

- при ходьбе со случайными провожатыми незрячие должны контролировать путь тростью, используя «технику диагонали».

Конечно, не все прохожие и случайные встречные проникаются милосердием и охотно помогают инвалиду. Об этом – небольшой рассказ.

ЧТЕЦ: Городок мой небольшой, не город, а просто узловая железнодорожная станция. Поезда мимо не проходят.

Трудные времена наступили. Сейчас меня уволили на УПП по сокращению. Оказывается, продукция, которую делают руки слепого человека, никому не нужна. Денег стало не хватать. Жена ходит, как день ненастный, дети все время что-то просят, да и самому в праздник выпить не на что. Вот и пришлось вспомнить старый промысел слепого.

Утром встаю, беру в руки трость, вернее, дубину, фуражку или шапку поглубже, и сажусь на московский пассажирский. Поезд трогается. Открываю дверь и вхожу в вагон. Впереди – рука, в руке – фуражка, в другой – другой – дубина. Голос уныло сам произносит заученные фразы: «Помогите ветерану на пропитание… Детишкам на одежонку!.. Кто сколько может…Пожалуйста!.. Спасибо!…» Я еще молод, но ветерану подают охотней.

Сегодня удачный день – звенит металл, бросаемый в фуражку. В тамбуре пересыпаю доход в карман, бумажки прячу подальше. Так доезжаю до следующей крупной станции и возвращаюсь домой. Настроение отличное: есть на что купить детишкам штанишки, да и на столе появится кусок колбасы.

Неожиданно стало происходить что-то непонятное. Иду по вагону, даже песни слезливые стал петь, для убедительности, как бы невзначай, показываю обрубок пальца, а выхожу в тамбур, запускаю руку в фуражку, а денег – кот наплакал!

В чем дело? Где разгадка? Монеты-то звенят!

Разгадка оказалась неожиданной. Однажды на выходе из вагона в тамбур попалась «птичка», что клевала мои «крошки». Прижал я ее покрепче, она и запищала:» Больно! Ребра сломаешь! Я соседка твоя! Прости! Дети сидят дома голодные!»

Не каждый до такого додумается. А шустрая соседка стерегла мой выход и в вагоне шла впереди меня, как провожатая, подставляя шапку под подаяние….

ДИКТОР: Вопрос нашей викторины: расскажите, какой предупреждающий знак для водителя применяют слепые при переходе улицы? (Правильный ответ оценивается в три балла)

ЧТЕЦ:
Всюду – только звуки, звуки, звуки,
Ни цветов, ни красок больше нет.
Голоса знакомые и руки
Создают и образ и портрет.

Яркими мазками не богаты,
Прозвучат мои стихи струной.
С детских лет рассветы и закаты
У меня украдены войной.

Пусть узнает скептик и невежда,
Что мне в жизни силы придает:
В моем сердце теплится надежда,
И она ведет меня вперед.

ДИКТОР: В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Веры Панкратовой и Михаила Щербинина. Продолжение слушайте ________. Текст читал _________.

Музыкальная заставка.

Передача 7.

Звучит музыкальная заставка цикла (см передача 1). Музыка стихает.

ДИКТОР: Сегодня седьмая, заключительная передача цикла «Белая трость – наш лучший друг и помощник».

ЧТЕЦ:
Никто не застрахован от беды…
Несчастный случай, катастрофа, драка –
И на глаза наложены бинты.
И нет спасенья от сплошного мрака.

Ни отблеска, ни тени – ничего!
Лишь черная зияющая бездна.
О, если б знали люди, каково
Познать бессилье глаз, их бесполезность.

И горько сознавать, что никогда
Не насладиться красками восхода.
Не разглядеть, как падает звезда –
Слезинка голубого небосвода.

ДИКТОР: На этот раз тема разговора – ориентировка слепых в метро. Метрополитен – самый трудный маршрут для слепого. Опасности здесь подстерегают на каждом шагу. Входные двери, эскалаторы, край платформы, двери электропоезда, зазор между платформой и полом салона вагона – все это должен помнить и учитывать незрячий, решивший воспользоваться услугами метро.

Если без метро нельзя обойтись, и пользоваться им приходится регулярно, то сначала этот маршрут следует тщательно изучить с помощью провожатого, который подскажет удобные ориентиры, наметит места посадки и высадки из электропоезда, подскажет, как лучше подойти к эскалаторам.

Методической литературы на эту тему мало. В 2001 году Фонд родителей инвалидов по зрению «Доступная Москва» записал на аудиокассету «Путеводитель для инвалидов по зрению по Московскому метрополитену». Путеводитель дает обширную информацию о станциях Московского метрополитена. Познакомившись с ним, можно почерпнуть много полезных сведений, необходимых для свободного перемещения, например, узнать ширину платформы интересующей вас станции, расстояние в шагах от колонны до края платформы и между колоннами, наличие рельефной полосы вдоль края платформы, размещение скамеек, количество колонн и их расположение в два или один ряд, местонахождение переходов, переходных мостов, лестниц и выходов.

Направляясь в метро, прежде всего необходимо взять трость, толщина наконечника которой не менее 15 мм. Тем самым мы предохраняем ее от попадания в гребенку эскалатора, а сам эскалатор спасаем от поломки.

Приближаясь к эскалатору, удобнее использовать прием работы тростью «скольжение». Сначала надо найти бетонную полосу перед движущимся полотном эскалатора, определить его неподвижную часть, нащупать тростью первую ступеньку и шагнуть на нее, одновременно взявшись за подвижный резиновый поручень.

При спуске или подъеме на эскалаторе слепому удобно ставить трость на следующую ступеньку перед собой и так держать до тех пор, пока гребенка сама не сбросит ее. Это является сигналом, чтобы слепой ровным, но быстрым шагом сошел на площадку перед эскалатором и продолжил свой путь.

Существует и другой способ пользования эскалатором для незрячего. Стоя на ленте эскалатора, которая движется вниз, трость удобно ставить на следующую ступеньку перед собой, ноги же нужно расположить так, чтобы носок одной ноги чуть свисал с края ступени. Перед самым концом спуска ступени начинают сближаться, что можно определить с помощью трости. Почувствовав ногой, что они соединились в одну, а гребенка в это время сбросила наконечник трости, можно быстро сойти на площадку перед эскалатором.

Когда эскалатор движется вверх, трость наконечником также касается следующей ступени и фиксирует ее сближение с находящейся ниже. Почувствовав, что ступени начинают сближаться, одну ногу следует поставить на следующую перед собой ступень и, когда они соединятся, нужно быстрым шагом сойти на площадку перед эскалатором и продолжить путь.

Находясь на эскалаторе, нельзя надевать на руку петлю шнура трости, так как наконечник ее часто попадает в зазор между движущимся полотном и неподвижной частью, начинает вращаться, опасно перетягивая кисть руки.

Сходя с эскалатора, следует быть предельно внимательным, чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказался наш рассказчик….

ЧТЕЦ: Как-то спускаюсь я на эскалаторе на станцию «Таганская». Замечтался, ослабил внимание и неожиданно почувствовал, что две ступеньки соединились в одну. Быстро шагаю и в таком же темпе продолжаю путь. Вдруг с ходу коленом упираюсь во что-то мягкое. В замешательстве пытаюсь отскочить в сторону и сразу сажусь верхом на женщину. Это я сразу определил. Раздается звон монет, женщина глухо кричит, как будто ей на голову надели мешок: «Караул! Грабят!» Вскакиваю и неуклюже пытаюсь поднять пострадавшую, но работница метро меня остановила: «Успокойтесь! Я вас провожу.» Подала мне упавшую трость, а потом продолжила: «Эта бестолковая женщина, как только сошла с эскалатора, сразу остановилась и начала копаться в сумке, тут вы ей и вдарили коленом по пятой точке. От удара женщина нырнула головой в собственную сумку, рассыпав при этом мелочь из кошелька».

ДИКТОР: Приходится многократно повторяться, что самый трудный маршрут для слепого тот, который проходит через метрополитен. Прежде, чем решиться его преодолеть самостоятельно, надо досконально его изучить. Лишь только тогда вы будете двигаться спокойно и уверенно.

Обратим ваше внимание еще на несколько моментов, знание которых, быть может, поможет вам ориентироваться в метро.

Трудный момент – посадка в электропоезд. Чтобы она прошла гладко и безопасно, незрячий пассажир должен знать расстояние в шагах от колонны до края платформы и ждать поезд шагах в двух - трех от края, внимательно слушая звук приближения состава. Услышав, где открылись двери, он начинает двигаться, нащупывая тростью край платформы и стенку вагона. Затем, касаясь тростью поочередно стенки вагона и края платформы, продвигается к двери, остерегаясь попасть между вагонами. Подойдя к двери, он тростью нащупывает пол салона и шагает внутрь вагона. В салоне вагона, если не предложили сесть, удобнее встать у стенки или противоположной двери. Так незрячий не мешает другим пассажирам, и на него меньше обращают внимание.

Необходимость заставляет незрячего фиксировать и запоминать даже самые незначительные ориентиры, встречающиеся на его пути. Приводим в качестве примера фрагмент рассказа москвича (фамилия в этом случае не имеет значения).

ЧТЕЦ: Я выхожу из вагона электропоезда на станции «Китай-город» Калужско - Рижской линии и оказываюсь на платформе под переходным мостом. Здесь меня подстерегает небольшая опасность. Мост низко нависает над платформой, и можно задеть его головой. Следующая моя задача – перейти на параллельную станцию Таганско - Краснопресненской линии и сесть в поезд, идущий до «Планерной». Стараясь не задеть головой моста, прохожу несколько шагов налево, касаясь тростью колонны и огибаю ее справа. Мне приходится подняться по лестнице, которая насчитывает 20 ступенек. По мосту продвигаюсь, придерживаясь правой стенки, если там не стоят торговцы. Ощутив тростью, а затем ногами поперечную металлическую полосу, соображаю, что до спуска осталось 17-18 шагов. Отсчитываю их, чтобы не оступиться на первой ступеньке, и спускаюсь в центральный зал станции. Тут же поворачиваюсь на 90 градусов налево, так как мой поезд останавливается у этой платформы.

Я выработал привычку садиться только в первый вагон и только в первую его дверь, поэтому мне – туда. Как не сбиться с пути и не уйти в сторону? Я обнаружил, что вдоль колонн слева - полоса шероховатого мрамора, правее – полоса гладкого, и еще правее – снова шероховатый мрамор. Ориентируясь по правой шероховатой полосе, уверенно продвигаюсь вперед.

На станции колонны оформлены в виде раскрытой книги. Это хорошо можно определить с помощью трости. Мне нужно повернуть в арку между последней такой колонной и следующей прямоугольной, к которой со стороны арки прислонен металлический хозяйственный ящик. Если случайно прохожу мимо, то следую до лестницы, поворачиваюсь назад, делаю шесть шагов, нахожу тростью прямоугольную колонну с ящиком и выхожу на платформу. Здесь становлюсь спиной к «раскрытой книге» и жду поезда. От колонны до края платформы на этой станции – 5 шагов. Когда подойдет поезд, и откроются двери, делаю 5 шагов, щупаю тростью двойную полосу неполированного гранита, касаюсь ею стенки вагона и захожу внутрь.

ДИКТОР: А сейчас мы подведем итоги нашей викторины. (Подводятся итоги, называются победители, сообщается, где можно получить призы и сувниры).

ЧТЕЦ:
Слышу звезды, слышу росы —
Звукам утра кто не рад?
На губах моих покосный
Незабытый аромат.

Наплывает густо, внятно
Горьковатая теплынь: —
Здравствуй, медленная мята,
Здравствуй, мудрая полынь!

И кому какое дело,
что не вижу я ни зги.
Где-то небо заалело,
Чертят чибисы круги...

Кровью сердца, чуткой кожей
Постигаю лес, поля...
Невозможное возможно,
Если хочешь жить не зря.

Доброта и чья-то жалость —
Дар неласковой судьбы,
Но любая в жизни малость
Не давалась без борьбы.

Распахнулся мир огромный
Грома, радуг, тишины...
И его цвета и формы
Всем видны —
И мне видны.

Потому, наверно, годы
Я потратил,
Чтоб сдружить
Одиночество природы
С одиночеством души.

ДИКТОР: На этом мы заканчиваем первый цикл передач «Белая трость – наш лучший друг и помощник». Конечно, мы осветили не все проблемы ориентирования слепых в пространстве, рассказывали не обо всех приемах работы тростью, но это – в другой раз и в другом цикле.

В передаче прозвучали стихи незрячих поэтов – Татьяны Расуловой и Михаила Суворова. Вели передачи _________. Короткие истории от человека с белой тростью собраны и записаны Львом Анфилофьевым. (г. Москва)

Музыкальная заставка.

Автор цикла:
методист – инструктор
организационно – методического КСРК ВОС
Л.М. Анфилофьев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственное образовательное учреждение «Центр реабилитации слепых ВОТКЗОС»: Буклет. – Волоколамск, 2002. – 23 с.
  2. Диалог: Звуковой общ. – полит. и лит. - худож. журнал / Издат. – полиграфич. тифлоинформацион. комплекс «Логос» ВОС. - 2001. - № 6; 2003. - № 2.
  3. Козлов В.Н. Средства ориентировки в пространстве: Рукопись. – Серпухов, 1995. – [36 л.]
  4. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Уч. пособие. – М.,1982. – 116 с.
  5. Петров Ю.И., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. – М.,1989. – 71 с.

А также материалы журнала “Наша жизнь”.