Текст сценария
«БРЕЙН-РИНГ» — игра, в которой команды отвечают на вопрос, стараясь сделать это быстрее противника. Чаще всего в бою участвуют две команды, но в некоторых разновидностях количество команд больше. Игра породила множество разновидностей: например, «Чеширский кот», «Античеширский кот», «Арм-брейн», «Брейнбол», «Брейн-нокаут», «Великолукская пирамида», «Брейнцион».
Правила игры в «Брейн-ринг»
1. В «Брейн-ринг» играют две команды по шесть игроков.
2. Каждая игра состоит из четырех боев: двух отборочных и двух финальных.
В финальных боях играют победители отборочных боев.
3. Победителем игры становится команда, которая выиграла оба финальных боя. Если каждая команда выиграла по одному финальному бою, победителяигры определяет решающий вопрос.
4. Все бои идут до пяти очков.
5. О готовности дать ответ на прозвучавший вопрос команда сигнализирует нажатием на кнопку. Нажимать кнопку можно во временном интервале от начала сигналы сирены (которая звучит после команды ведущего «Время!») и до истечения 20 секунд игрового времени.
5.1. Если команда допускает фальстарт, то есть нажимает на кнопку до начала сигнала сирены, она лишается права ответа на данный вопрос.
5.2. За неправильный ответ на 1-й секунде команда получает штраф — красную карточку игроку, который дал неправильный ответ. Этот игрок удаляется с ринга до конца боя.
5.3. Если обе команды в течение 20 секунд не нажали на кнопку, то команду, которая будет отвечать первой на данный вопрос, определяет ведущий.
5.4. Если команда, нажавшая на кнопку первой, ответила неправильно, вторая команда может дать свой ответ на вопрос. Для обсуждения вторая команда может использовать оставшееся игровое время.
б. Команда, которая даст правильный ответ, получает одно очко.
6.1. Если обе команды не нашли правильный ответ на вопрос, неразыгранные очки накапливаются. А именно: за ответ на следующий вопрос можно получить два очка, а в случае неправильного ответа и на него за следующий правильный ответ — три очка.
6.2. Если обе команды не нашли правильный ответ на три вопроса подряд, они дисквалифицируются и покидают ринг.
7. В ситуации, когда одна из команд, правильно ответив на вопрос, может выиграть бой, проигрывающая команда может воспользоваться правом одного игрока. Проигрывающая команда можете разрешения ведущего оставить за игровым столом одного игрока. В случае правильного ответа на вопрос этот игрок принесет команде в два раза больше очков, чем разыгрывается. После того как прозвучат вопрос и сирена, как один игрок, так и команда соперников могут нажимать на кнопку. Игрок, который остался один, выбирает, кто будет отвечать первым — он или команда соперников. Далее игра идет по общему правилу.
Для определения команды, получающей право ответа на вопрос. используется специальное устройство «брейн-система».
Функции «брейн-системы» описаны на Интернет-ресурсе windflower.spb.ru
Брейн-система должна подавать световой и/или звуковой сигнал, означающий начало или окончание времени вопросного раунда, отведенного для ответов. Желательно, чтобы брейн-система издавала звуковой сигнал раз в секунду в последние пять секунд отведенного для ответов времени. В ином случае отсчет последних пяти секунд должен производить ведущий или его ассистент.
Брейн-система должна давать командам возможность сигнализировать ведущему о готовности дать ответ. Как правило, эта функция реализуется в виде периферийных устройств брейн-системы («кнопок»), располагающихся по одному у каждой команды.
В случае, когда одна из команд просигнализировала о готовности дать ответ (нажала на кнопку), брейн-система должна блокировать сигналы от другой команды (или от всех других команд) до соответствующего действия ведущего или его ассистента.
Брейн-система должна отсчитывать время, отведенное для ответов на вопрос. Когда одна из команд нажимает на кнопку, брейн-система должна останавливать отсчет времени до соответствующего действия ведущего или его ассистента.
Брейн-система должна давать ведущему или его ассистенту четкую возможность определить, была ли кнопка нажата в отведенное для ответов время, до его начала или после его окончания.
«Арм-брейн» — разновидность брейн-ринга, в которой право отвечать на вопрос получает тот, кто выжимает руку противника по правилам армрестлинга.
«Брейнбол» - игра на основе «брейн-ринга». Круговой турнир на матче команд (каждая проводит по матчу со всеми остальными командами). Матч разыгрывается по правилам брейна; он состоит ровно из шести вопросов без накопления (то есть может окончиться со счетом 0:0, 6:0, 4:1 и т.п.). За победу в матче команда получает два очка, за ничью — одно. Победитель определяется по количеству набранных очков. При равенстве очков у нескольких команд в расчет принимаются либо результат личных встреч, либо общая разница взятых и невзятых вопросов. Достоинства: как и в любом многотуровом соревновании, элемент случайности практически исключается. Недостатки: требуется много времени (всего играется М (М - 1) / 2 матчей); поэтому обычно он проводится в несколько дней. Возможен и турнир в несколько кругов.
«Брейн-нокаут» — игра на основе брейн-ринга. Команды А и В думают одновременно над одним и тем же вопросом. Если команда А отвечает, то тем самым она отправляет соперника в нокдаун. Однако у команды В остаются шансы выйти из нокдауна — пока идет отсчет 1, 2, 3...10, она имеет право дать свой ответ. Если команда В успеет ответить, и этот ответ верен, то обе команды получают следующий вопрос. Если же команда В не успевает или ответ неверен, то очко достается команде А.
«Великолукская пирамида» — игра на основе «Брейн-ринга». Соревнуются две или несколько команд. Игра состоит из нескольких этапов.
1) Сначала разыгрываются шесть вопросов по схеме «один против одного» —
каждый игрок первой команды играет в одиночку против одного из игроков другой команды.
2) Команды разбиваются на три двойки, и разыгрываются три вопроса по схеме «два против двух».
3) Команды разбиваются на две тройки, и разыгрываются два вопроса по схеме «три против трех».
4) Наконец, разыгрывается один или несколько вопросов полными шестерками. Победитель определяется по количеству набранных очков (при этом он может
определиться досрочно, так что несколько последних вопросов могут оказаться ненужными и не разыгрываются). Разбиение команд на группы по 1, 2, 3 человека происходит перед игрой; списки участников каждой группы отдаются ведущему.
«Брейнцион» — вид интеллектуальной игры, призванный уменьшить зависимость результатов от качества кнопок и скорости игроков-«кнопочников». Для этого используется идея изменяющейся платы за право ответа (в условных единицах — тугриках). Изначально все команды получают по равному числу тугриков. Команда имеет право играть до тех пор, пока у нее на счету имеется достаточное количество тугриков. В момент запуска минуты обсуждения стоимость ответа на вопрос равна 60 и уменьшается каждую секунду на 1. Нажав на кнопку, команда останавливает таймер и платит за право ответить текущую стоимость вопроса. Таким образом, ответ на первых секундах не всегда является наилучшим решением, даже если этот ответ правилен, поскольку команда тратит слишком большое количество тугриков. Для проведения игры нужна специальная аппаратура. В частности, необходима система вывода секундомера на большой экран, видимый всем участвующим командам (например, компьютер с демонстрируемыми показаниями и проекционный аппарат). Автором этой игры является Илья Миронов (США).
«Чеширский кот» — телевизионная игра, транслируемая, начиная с 2002 г., каналом израильского телевидения «Израиль плюс». Авторы идеи игры — российские знатоки Евгений Поникаров и Константин Алдохин.
Правила игры основаны на правилах спортивной версии популярной телеигры «Что? Где? Когда?». В игре одновременно участвуют две команды. В начале игры, как и в «Что? Где? Когда?», за каждым игровым столом — шесть человек. Задаваемые вопросы обсуждаются в течение минуты, а в конце обсуждения команды сдают свои ответы в письменном виде, как в спортивной версии «Что? Где? Когда?». После этого команды по очереди оглашают свои ответы. Побеждает команда, первой правильно ответившая на шесть вопросов. Отличие от классического «Что? Где? Когда?»: из-за стола команды, давшей правильный ответ, встает один игрок. Соответственно, у команды-победительницы после правильного ответа на шесть вопросов за столом не остается ни одного игрока. Если за столами обеих команд осталось по одному игроку (счет 5:5), на столы, как в телеиграх «Брейн-ринг» и «Своя игра», устанавливаются кнопки. Ответы на все последующие вопросы не записываются участниками, а даются устно, причем вначале отвечает игрок, первым нажавший на кнопку после заданного вопроса. Если его ответ неверен, право ответа переходит к сопернику. Время на обдумывание таких вопросов также составляет одну минуту (или меньше, если кнопка нажата раньше).
«Античеширский кот» — игра на основе «Брейн-ринга», в некотором смысле противоположная «Чеширскому коту». Команда, давшая правильный ответ на вопрос, по своему выбору убирает одного из игроков команды противника. Побеждает команда, выбившая всех шестерых оппонентов.
Автор: Т.В. Козлова
- кандидат культурологии,
зам. директора Фонда поддержки
культурно-образовательных программ «Содействие»,
заведующая кафедрой управления,
социокультурной деятельности и туризма АПРИКТ