Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
ЧТО У ВАС, РЕБЯТА,
В РЮКЗАКАХ?
Игровая программа
МОСКВА
2008
Дорогие друзья!
Предлагаем вам интересно, занимательно, с выдумкой организовать свой досуг. А поможет вам это сделать наш сценарий.
В сценарии много разных игр, а игра, как известно, присуща любому возрасту, поэтому вы сможете играть вместе с вашими детьми, с внуками. Это еще больше сблизит вас, поможет лучше понимать друг друга. Став участниками предлагаемой программы, вы получите не только удовольствие, но и многое узнаете, поделитесь своими познаниями, приобретете новых друзей.
Играйте на здоровье!
Провести программу можно на любой сценической площадке. Она не требует больших материальных затрат и специального реквизита. Все, что предлагается для проведения конкурсов, у вас, наверняка, есть. Каждый из вас может попробовать себя в качестве ведущего, чтеца, режиссера. Если вы будете проводить программу на природе, то оформления не потребуется. В зале придется применить немного фантазии. Декорируйте обычные табуретки под «пеньки», поставьте вазы с цветами. Каждый конкурс может сопровождаться аккомпанементом баяниста. Остается только внимательно прочитать сценарий и за дело.
Удачи Вам!
Звучит фонограмма с произведением Э.Грига «Утро»
ЧТЕЦ: Скорей собирайтесь
На утренний поезд!
Давно ожидают вас
Травы по пояс!
Скорее спешите
В поля и в леса,
Пока самоцветами
Блещет роса!
Вас встретит, как друга,
Лесная опушка,
Вам тысячу лет
Нагадает кукушка!
Вас очень хотят
Обласкать ветерки,
Живою водой -
Напоить родники!
Вам дарит огромное
Это богатство
Травы и деревьев
Зеленое братство
Оно, постоянно
О вас беспокоясь,
Зовет вас из дому
На утренний поезд.
Выходят ведущие.
ВЕДУЩИЙ 1: Да, закоренелые горожане, мы все чаще испытываем острую потребность вырваться на природу, подышать непривычно чистым лесным воздухом, отдохнуть в тишине от бешеного городского ритма, внутренне успокоиться.
ВЕДУЩИЙ 2: В любое время года при первой возможности можно организовать интересное путешествие. Итак, чего вы ждете? Вперед!
Самый универсальный и доступный вид туризма - пеший. С него, наверное, и стоит начать.
А какие виды туризма известны вам?
Ответы из зала (лыжный, водный, горный, велосипедный, конный.)
ВЕДУЩИЙ 1: Отряд туристов к походу готов?
ЗРИТЕЛИ: Готов!
ВЕДУЩИЙ 2: Настроение бодрое!
ЗРИТЕЛИ: Бодрое!
ВЕДУЩИЙ 1: Самочувствие отличное?
ЗРИТЕЛИ: Отличное!
ВЕДУЩИЙ 2: Раз-два!
Дружно в ногу!
ВЕДУЩИЙ 1: Три-четыре!
Тверже шаг!
ВЕДУЩИЙ 2: Что турист берет в дорогу?
ВЕДУЩИЙ 1: Песни, ложку и рюкзак.
ВЕДУЩИЙ 2: Чтобы поход прошел без риска и неудобств, нужно взять с собой все необходимое. Помните: вещей должно быть не слишком много, но и не слишком мало! Давайте условно разделим зрителей в зале на две команды. Итак, начинаем заполнять наши рюкзаки.
Я приглашаю на сцену по одному человеку от команды. Вы встаете друг перед другом и поочередно называете предметы, необходимые для путешествия. Повторяться нельзя. Кто из игроков замедлит с ответом, тот считается проигравшим. Победителю и команде засчитывается 1 очко.
(Предметы, необходимые для путешествия: шерстяной свитер, спальный мешок, запас воды, электрический фонарик, фотоаппарат, бинокль, бумага, ручка, шляпа, майка, хлопчатобумажные рубашки яркого цвета, куртка, трусы, плавки, купальник, шорты, походные брюки, носки простые и шерстяные, кроссовки, плащ с капюшоном, тапочки, ложка, нож, миска, кружка, мыло, мыльница, зубная паста, полотенце, аптечка, компас, карта.)
ВЕДУЩИЙ 1: Рюкзаки собраны. Счастливого пути!
ВЕДУЩИЙ 2: Подождите, подождите! А вдруг будет плохая погода? Туристы должны быть предусмотрительными. Если интуиция и приметы говорят вам, что погода будет плохая, стоит отложить путешествие.
Как можно определить погоду, не прибегая к услугам радио?
И вновь мы приглашаем на сцену по одному игроку от каждой команды. Нужно поочередно назвать приметы, которые определяют погоду. Кто из игроков назовет больше примет, заработает для своей команды еще 1 очко.
(Приметы: если облака высокие, светлые, тонкие и почти не перемещаются - большая вероятность, что погода будет хорошей; если облака светлые, но низкие, небо затянуто - дождь возможен; если облака плотные, темные, похожи на клочья ваты, дождь будет обязательно.
Если ласточки летают высоко, дым из труб поднимается вертикально вверх и слышно, что поют петухи, будет светить солнце, если ласточки летают низко, а птицы собираются на электрических проводах, будет ливень.
При красном закате солнца будет хорошая погода. Если с утра небо красное – возможно, пойдет дождь.
Если угли в костре быстро покрываются золой и тлеют тускло, то это тоже к хорошей погоде. Перед плохой погодой дым клубится и стелется по земле, угли костра ярко тлеют, начинают гудеть провода, усиливается слышимость звуков, усиливаются запахи.)
Замечательно! Вот теперь уж точно можно отправляться в поход.
ВЕДУЩИЙ 2: Нас встречает погожее утро
И во ржи перепелка поет.
По далеким туристским маршрутам
Мы идем с рюкзаками в поход.
ВЕДУЩИЙ 1: Поднимается солнце все выше,
Быстро сохнет на листьях роса.
Нашу песню походную слышат,
Перепелки, поля и леса.
ВЕДУЩИЙ 2: Запевай!
Ведущие вместе с залом и участниками художественной самодеятельности исполняют песню Ю. Зарицкого на слова Л. Куклина «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Что у вас, ребята, в рюкзаках?
Знаю, что не очень вы богаты.
По земле, и круглой ,и покатой,
Вы идете в грубых башмаках.
Что у вас, ребята, в рюкзаках?
- Мыло, полотенце и рубашка.
На боку наполненная фляжка,
Яблоко хрустящее в руках.
Что у вас, ребята, в рюкзаках?
- Песни, что пока еще не спеты.
Новые восходы и рассветы
Вы несете в ваших рюкзаках!
ЛЕСНИК: Стойте! Стойте! Возьмите меня с собой. Я вам пригожусь.
ВЕДУЩИЙ 1: А вы кто такой?
ЛЕСНИК: Я - лесник. Очень много чудес знаю про лес и про все, что в нем происходит. По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверей защищаю, ягодами угощаю. Лучше меня проводника не найдете.
ВЕДУЩИЙ 2: Замечательно! Берем вас с собой.
ЛЕСНИК: Идите за мной по моей любимой тропинке, которая приведет нас на красивую поляну. Лучше места для привала не найти.
Вас ждет нелегкая дорога, извилистый маршрут, преграды там и тут.
А чтобы дорога наша была веселей, я расскажу вам несколько анекдотов, услышанных от туристов.
АНЕКДОТЫ.
1. Один рыбак спрашивает другого:
- Говорят, ты женился!
- Да, женился.
- А зачем?
- Ты чё, а кто рыбу будет чистить?
2. Поздно ночью муж звонит супруге:
- Дорогая, я задержался на рыбалке… У нее и переночую.
3. Муж ловит рыбу. Сзади стоит жена со сковородкой.
- Долго еще я буду ждать?!
4. Сидит рыбак на берегу. Подплывает карась и спрашивает:
- Ты чего сидишь?
- Клева жду.
- Сегодня клева не будет.
- Почему?
- Потому что клево было вчера!
ВЕДУЩИЙ 1: Желающие могут блеснуть знанием анекдотов и заработать для своей команды еще одно очко.
ВЕДУЩИЙ 2: А вот теперь с весельем и отвагой отправляемся в путь!
ЛЕСНИК: Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Не помешает перед дальней дорогой и зарядка. После нее легче будет идти по нашей тропинке.
ВЕДУЩИЙ 2: Да когда же, наконец, мы отправимся?
ЛЕСНИК: Вот сейчас сделаем зарядку и пойдем.
Чтоб туризмом заниматься,
Надо взрослым всем размяться.
Делай как я!
Мы туристы.
Мы в дороге,
Веселей шагайте ноги.
(Все шагают)
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, путь далек.
(Все делают выдох и вдох)
Впереди течет ручей.
Перепрыгнем поскорей.
(Все делают прыжки)
У речного плеса
Взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины,
Мы грести научены.
(Все «гребут»)
Тихо к берегу пристанем
И на цыпочки привстанем,
Вверх потянемся слегка,
Станут ближе облака
(Все поднимаются на «носки»)
Мы в дремучий лес зашли:
Ветви гнутся до земли.
Ниже, ниже наклонись,
Под ветвями проберись.
(Все делают наклоны)
ВЕДУЩИЙ 1: Первый этап нашего пути лежит через лес.
ЛЕСНИК: Лес… Это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Много неожиданного таит в себе и наша лесная тропинка. В лесу, что ни шаг, то новые открытия. Можно протянуть руку к листику, а он… вспорхнет и полетит. Оказывается, бабочка притворилась листиком. А вот белка! Крыльев нет, а с дерева на дерево перелетает.
ВЕДУЩИЙ 1: Я приглашаю на сцену по одному игроку от каждой команды для преодоления первой преграды. Сейчас вам придется пробираться через «лесную чащу».Перед вами - одна за другой, на расстоянии 1 метра друг от друга, - стоят по 4 кегли. Вам необходимо с завязанными глазами пройти между ними «змейкой», при этом не уронив ни одной из них. Победитель получает очко для своей команды.
Проходит игра.
ВЕДУЩИЙ 2: А пока вы пробирались через «лесную чащу», наверняка научились узнавать голоса птиц, зверей и подражать им.
Если справитесь со следующим заданием, то обеспечите своей команде еще 1 очко. Итак, вторая преграда. Попробуйте изобразить, как «говорят» птицы и животные. Побеждает игрок, изобразивший большее количество животных, и сделавший это первым.
Гусь (гогочет)
Филин (ухает)
Утка (крякает)
Медведь (ревет, бормочет)
Лиса (лает)
Кабан (скрежещет зубами)
Лань (охает)
Глухарь (токует)
Тетерев (шипит, булькает, чуфыкает)
Кукушка (кукует)
Куропатка (чирикает)
Орел (клекочет)
ВЕДУЩИЙ 1: А как звучат ваши голоса? Покажите, какие вы голосистые. Для этого каждой команде нужно будет прокричать несколько кричалок. Побеждает та команда, которая «перекричит» другую.
КРИЧАЛКИ.
У ореха скорлуПА,
Через лес ведет троПА.
На лугу растет траВА
Для костра нужны дроВА.
У енота есть ноРА,
У деревьев есть коРА.
На цветах сидят шмеЛИ,
Ловят раков на меЛИ.
В синем небе облаКА,
Путь - дорога далеКА.
Ведущий зачитывает кричалку, команды по очереди повторяют.
ЛЕСНИК: Продолжаем путь по нашей тропинке.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенек,
Завязалась
В узелок.
ВЕДУЩИЙ 1: Для преодоления очередного препятствия приглашаем на сцену по одному человеку от каждой команды, желающих попрыгать через «пеньки». Напротив каждого игрока стоят по четыре «пня» (плоские круги из картона диаметром 15 см.) Нужно перепрыгнуть через «пни», не задев их ногами. Еще одно очко получит победитель, а соответственно, и команда.
Проходит игра.
ЛЕСНИК: Путь-дорога нелегка, но мы отважно идем к нашей цели.
Под кустами
У оврага,
Столько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга
Еле выпутать смогла.
ВЕДУЩИЙ 1: А сейчас, уважаемые туристы, придется выпутываться вам. Каждая команда должна будет ответить на вопросы викторины «Занимательное приро-доведение». Команда, которая даст больше правильных ответов, заработает 2 очка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ.
1. Зачем раздувают огонь, когда разжигают костер? (Когда мы дуем, увеличивается приток воздуха, в котором содержится кислород. Дрова в костре начинают гореть лучше.)
2. Почему вода в природных источниках имеет самый разный вкус? (Различный вкус воды объясняется ее свойством растворять в себе разные вещества. Эти вещества придают воде привкус.)
3. С чем связана вся жизнь каждого растения? (Каждое растение связано с почвой. На почве растение начинает свою жизнь, на почве растет и развивается, на почве оно умирает)
4. Почему плавает дерево? (Дерево легче воды. В дереве между клетками древесины находится много воздуха.)
5. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? (Ночью становится прохладнее, и воздух охлаждается. Пар, содержащийся в воздухе, превращается в воду и оседает у поверхности земли. На траве, листьях проявляются капли воды. Это и есть роса.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ.
1. Почему во время грозы вспышка молнии сопровождается раскатами грома? (Молния - это природный разряд электричества. Этот разряд вызывает колебания воздуха, которые человек воспринимает как звуки грома).
2. Вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках? (Вода в реке пополняется водами подземных источников, дождей и снегов).
3. Каких основных обитателей почвы вы знаете? (Главные обитатели почвы - это растения. Растения из почвы получают вещества, необходимые для роста и развития. Другие обитатели почвы - это дождевые черви и различные микроорганизмы.)
4. Почему одежда из шерстяных тканей теплее, чем из хлопчатобумажных? (В шерстяных тканях воздушная прослойка больше, чем в хлопчатобумажных.)
5. Почему вода в родниках всегда очень чистая? (Когда грунтовые воды просачиваются через слой почвы, они проходят и через слой песка, как через фильтр. Вода при этом очищается от разных примесей.)
Проходит викторина.
ВЕДУЩИЙ 1: Мы продолжаем наш путь.
ЛЕСНИК: Вот в клубок
Она свернулась
Подремала
И проснулась,
Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик
Через луг,
Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
ВЕДУЩИЙ 1: Вот тропинка привела нас к речке.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Ф.Тютчев
ЛЕСНИК: Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Вода живая, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Как все живо, зелено и весело вокруг воды! Давайте и мы повеселимся.
Для следующей игры мы приглашаем по 7 человек от каждой команды. Каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22 см., ширина 6 см.), привязанную хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра.)
Игроки закрепляют конец нитки сзади на поясе, так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки своего цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой, на хвост рыбки «противника». Касаться ниток и рыбок руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.
Проводится игра.
ЛЕСНИК: Получив удовольствие от рыбалки, можно двигаться дальше по нашей тропинке.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Если речку
Перейдешь,
То опять ее найдешь.
ВЕДУЩИЙ 1: Итак, как вы поняли, нам предстоит найти тропинку. А для этого я приглашаю на сцену по 5 игроков от каждой команды. Игроки выстраиваются в колонну, друг за другом. Перед первым игроком каждой команды лежит обруч (хула-хуп). Представим себе, что это «спасательный круг», с помощью которого мы переплывем «речку».
Каждый игрок по очереди пропускает себя сквозь обруч, переступает через него и передает дальше. Чья команда первой закончит игру, та и победитель. Победитель получает 2 очка.
Проводится эстафета.
ЛЕСНИК: Вот мы и пришли. Самое время устроить привал. Не забывайте на привале поднять глаза, чтобы увидеть бездонное небо над головой, парящих в синеве птиц, почувствовать дуновение теплого ветра, несущего запахи трав и цветов, разжечь костер и насладиться хорошей песней.
ВЕДУЩИЙ 1: Итак, разжигаем костер. Костры бывают трех видов. А вот каких, назовите вы. («шалаш», «колодец», «таежный»)
Ответы из зала.
Предлагаем вам уложить растопку «колодцем».Приглашаем по одному человеку от команды. Перед каждым из вас лежит по 6 гимнастических палок (можно использовать кегли, старые ветки деревьев). Кто быстрее соберет растопку, получит для своей команды еще 1 очко.
Проводится конкурс.
ВЕДУЩИЙ 2: Костер готов. Самое время спеть. А споем мы с вами песню композитора Иорданского на слова поэта А.Пришельца «У дороги чибис», которую вы все хорошо знаете с детства.
Коллективное пение.
У дороги чибис
У дороги чибис
Он кричит, волнуется, чудак:
- Ах, скажите, чьи вы?
Ах, скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идете вы сюда?
Не кричи, крылатый,
Не волнуйся зря ты –
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь, мы юннаты,
Мы друзья пернатых –
Мы твоих, твоих не тронем чибисят!
Небо голубое
Луг шумит травою –
Тут тропу любую выбирай!
Это нам с тобою,
Всем нам дорогое -
Это наш родной, родной, любимый край.
И когда цветет он,
И когда зовет он,
Мы уходим в дальние пути.
По степным широтам,
Через речки бродом
Всю страну, страну нам хочется пройти!
ВЕДУЩИЙ 1: Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез.
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится, стройна.
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам…
В. Брюсов
ЛЕСНИК: Удивителен мир трав и цветов. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты и исцеления.
Попробуйте отгадать, о каких цветах, травах и растениях наши загадки. Команда, отгадавшая больше загадок, получит 1 очко.
ЗАГАДКИ.
1. Горел в траве росистой
Потом померк, потух,
И превратился в пух. (Одуванчик)
2. Мой брат зовет всех на урок,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему – то не звоню. (Колокольчик)
3. Ты растение не тронь.
Жжется больно, как огонь. (Крапива)
4. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки:
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки. (Подорожник)
5. Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь.
Хоть не красный он, а синий.
Все ж на звездочку похож. (Василек)
6. Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)
7. Что цветет без цвету? (Папоротник)
8. Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто ни пройдет,
всяк поклон подает. (Земляника)
9. Что, не сеяно, родится? (Трава)
10. Стоит дерево кудряво:
кто подойдет,
того обоймет. (Репейник)
ЛЕСНИК: В лесу всюду есть возможность наблюдать за жизнью природы. А можно не только наблюдать, но и собирать дары природы.
ВЕДУЩИЙ 2: Сейчас мы будем с вами собирать грибы и ягоды. По сигналу «грибы» делайте наклоны, не сгибая коленей. По сигналу «ягоды» приседайте, сгибая ноги в коленях. Сигнал слушайте внимательно.
Побеждает та команда, которая сделает меньше ошибок.
Проводится игра.
ВЕДУЩИЙ 1: Вы ,конечно, замечали, что свежий воздух, благоухание цветов возбуждают аппетит. Почему бы тогда нам немного не подкрепиться?
Последний наш конкурс «Пальчики оближешь». Та команда, которая назовет больше кулинарных рецептов быстрого приготовления, получит еще одно очко.
Проводится игра.
ЛЕСНИК: Наш поход не был легким. Но у туристов есть свой закон:
Не плачь, не ной, крепись, терпи:
И друга поддержи плечом.
Надежным будь всегда в пути!
Совместно пережитые приключения и преодоленные трудности сближают людей. Надеемся, что сегодня вы приобрели много новых друзей. Мой наказ вам: «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти!» Лесные тропы ждут вас.
ВЕДУЩИЙ 2: Мы рады объявить команду-победительницу нашей программы и наградить ее дружными аплодисментами.
ВЕДУЩИЙ 1: А закончить встречу мне хочется поэтическим призывом А.С. Пушкина «Друзья мои! Возьмите посох свой, идите в лес, бродите по долине!»
Автор-составитель:
зав. ОМО КСРК ВОС
Т.А. Михайлина
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом. – М.: Изд. «Лайда», 1995.
2. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М.: Омега, 1997.
3. Палазоло В. Лучшие игры на отдыхе. – М.: Росмэн, 2006.
4. Поломис К.К. Дети на отдыхе. – М.: Культура и традиции, 1995.