ФОРМЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ТРАДИЦИИ И КРЕАТИВ (ОТ «А» ДО «Я»). В помощь организатору массовых мероприятий

Подраздел: Перепечатки
Автор: Козлова Т.В.
Год издания: 2014
Вид работы: Статья
Тема: Словарь-справочник
Организация: Фонд поддержки культурно-образовательных программ «Содействие»

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


ФОРМЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:
ТРАДИЦИИ И КРЕАТИВ
(ОТ «А» ДО «Я»)


В помощь организатору массовых мероприятий

МОСКВА
2014

Организационно-методический отдел КСРК ВОС продолжает серию публикаций в помощь организатору массовых мероприятий, желая раскрыть основные требования, предъявляемые к конкрет¬ной форме мероприятия, которая избирается для рас¬крытия намеченного содержания.

АУКЦИОН (лат. auctio, букв, умножение (торг.) — продажа какого-нибудь имущества или товара с пу¬бличного торга, причем имущество достается пред¬ложившему наивысшую цену. Продавать с аукциона (продавать за долги путем аукциона) (Д.Н. Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка». — Прим. авт.)
Аукцион может быть и игровым мероприятием, где копируются правила настоящих аукционов: выигрыва¬ет тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают, например, знатоки литературных произведений. Са¬мые начитанные получают возможность «купить» кни¬гу. Для проведения игры необходимо заготовить кни¬ги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Напри¬мер, перечислить названия книг, где в заглавиях встре¬чается цифра (цвет, имя, кличка животного и т. д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литератур¬ных героев.
Условия аукциона могут быть следующие:
Ведущий выставляет карточку (лот) с товаром на аукцион и задает вопрос, за который можно приобре¬сти данный товар. Те, кто знает правильный ответ, поднимают руки. Отвечает тот, на кого ведущий укажет аукцион¬ным молотком. Если ответ правилен, ведущий трижды повторяет его, ударяя каждый раз по аукционному столу молот¬ком.
Желающий перебить ответ должен поднять руку до третьего удара молотка.
Если до третьего удара молотка никто руки не поднял, товар считается проданным.
Выкрики с места не принимаются, ведущий обра¬щает внимание только на поднятые руки.
Каждый, правильно ответивший на вопрос, полу¬чает один премиальный балл, а выигравший карточку с товаром — три премиальных балла.
Участники, набравшие десять баллов, получают оценку «5» и выбывают из игры.
Каждый неверный ответ штрафуется. За не¬го из выигранной суммы баллов вычитается один балл.
Оборудование: кафедра и аукционный молоток. 

БАЛ — это деловое или рекреационное торже¬ственное, главным образом танцевальное, мероприя¬тие, формализованное подобно обряду и потому име¬ющее свой церемониал и свои правила проведения и поведения.
«Большой толковый словарь современного русско¬го языка» Д. Н. Ушакова: «Бал — вечер с танцами под му¬зыку».
Словарь С.И. Ожегова: «Большой танцевальный вечер».
Словарь Т.Ф. Ефремовой: «Большой праздничный вечер с танцами».
Словарь Макса Фасмера: «Засвидетельствовано впервые у кн. Куракина, 1705 г.; по-видимому, прямо из франц. bal. Менее вероятно посредничество поль¬ского bal или немецкого Ball. Франц. bal образовано от гл. bailer — танцевать».
Словарь русских синонимов: «Вечер, раут, банкет, пир; ассамблея, бал-маскарад, маскарад».
В толковом словаре изд. «Большая Советская Энци¬клопедия» термин «бал» не найден!
В процессе подготовки:
1. Определить место, где будет проходить бал, его тематику и дресс-код.
2. Издать приказ по учреждению о проведении бала с перечислением ответственных по всем аспектам под готовки. (Петр I ввел традицию предшествования ас-самблеям указов об их проведении.)
3. Составить сценарий, где при¬водятся тексты ведущих бала, ука¬зывается последовательность тан¬цев,  игр,  конкурсов,  концертных номеров, выступлений.
4. Создать   организационный коллектив (совет, комитет), который собирается хотя бы один раз перед балом (а лучше — в начале подго¬товки и накануне его проведения), для того чтобы обсудить подгото¬вительные работы, увязки между отдельными процессами, познако¬миться со сценарием, уточнить ню¬ансы участия каждого: кто за что от¬вечает на самом балу и т.д.
5. Дать поручение хореографу подготовить гостей к танцам бала.
6. Составить финансовый план:
а) для оплаты оркестра или ра¬боты  оператора,  который  будет в течение всего бала обеспечивать звуковое и музыкальное оформле¬ние;
б) для разработки и изготовле¬ния эмблем бала, покупки призов и угощений, приобретения различ¬ного реквизита, который понадо¬бится при подготовке зала и на самом балу.
7. Обеспечить    изготовление и распространение пригласитель¬ных билетов, в которые вписыва¬ются дата проведения бала, местои время (поскольку на бал нужно приходить только парами, в билете указываются имена и отчества да¬мы и кавалера).
8.    Осуществить подготовку за¬ла, музыкальных записей, звуковых и зрелищных эффектов, подготовку и проведение игр, викторин, конкур¬сов (ответственный по хозяйствен¬ной части закупает призы и цветы, открытки, бумагу,  свечи,  бенгаль¬ские огни, фейерверки, канцеляр¬ские товары, батарейки, диски, угощение для фуршетного стола и т.д.).
9.    Предусмотреть и обеспечить пропускную систему (вход только по пригласительным билетам, соот¬ветствие дресс-коду и т. п.).
Состав руководителей бала при¬мерно следующий:
- хозяин и хозяйка дома;
- танцмейстер — распорядитель танцев;
- музыканты;
- оператор;
- пиротехник;
- фотограф;
- ответственные за концертную программу, угощение (фуршетный стол), игры, викторины, конкурсы, лотерею, вручение призов, оформ¬ление зала, встречу гостей в вести¬бюле.
Открывает бал торжественный полонез. Следующим танцем дол¬жен быть вальс.
Обязательная часть программы на этом заканчивается, дальше все может идти в произвольном по¬рядке.
Обычно, когда вечер уже в раз¬гаре, объявляют кадриль — живой, веселый танец со множеством фигур, за ней польки и фигурные вальсы.
Почти всегда звучит мазурка или ее гибриды — полька-мазурка или вальс-мазурка.
Завершающий аккорд бала — последний вальс.
Большое значение на балу придается формам пове¬дения и общения.
Еще в петровскую эпоху появилось первое руко¬водство по этикету и хорошему тону. Называлось оно «Юности честное зерцало, или Показание к житейско¬му обхождению». В нем давались самые общие настав¬ления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось «руками и но¬гами по столу везде колобродить, но смирно есть, вил¬ками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Ког¬да говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, не¬много говори, а слушай. Придворный человек не дол¬жен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не пригла¬шен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран».
Подобные же наставления были и в стихах:
Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;
Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,
Старайся за столом так руки держать,
Чтоб платья дам не замарать.
Современные требования к внешнему виду (дресс-код) участников бала приводятся на интернет-ресурсе: kadet-line.clan.su.
Непосредственным участникам (кадетам), а именно юношам, быть при форме, аксельбанте, перчатках, наградах и нагрудных знаках, аккуратно постриженными, при черных туфлях.
Девушкам-кадетам быть при бальном платье. Баль¬ными платьями считаются платья длиной до щиколот¬ки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные па.
Длина платья должна исключать возможность за¬цепиться в танце каблуком за край подола. Каркас или кринолин не должны создавать объем диаметром более одного метра. Развевающиеся детали платья — шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы — не должны созда-вать в движении опасность зацепления и последующе¬го травмирования танцующих.
Бальный туалет должен быть нарядным, но при этом использование в нем более трех цветов считается на¬рушением тона бала.
Аксессуарами бального платья могут быть веер, не¬большая бальная сумочка, форматом не более косме¬тички, пояс, позволяющий крепить аксессуары на вре¬мя танца, шарфы, боа, иные виды покрывающих дета¬лей туалета, не противоречащих требованию безопас¬ности.
Обязательным аксессуаром являются перчатки или митенки, длина которых обратно пропорциональ¬на длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее пер¬чатки.
Девушки на балу должны быть в чулках или колгот¬ках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармо¬нирующих с бальным туалетом.
Использование иной обуви, кроме туфель, гармони¬рующих по цвету с платьем, не допускается.
Гостям и руководителям следует явиться одетыми в парадные баль¬ные европейские костюмы.
Традиционный цвет баль¬ного мужского туалета — тем¬ный или черный, сорочки белых или светлых тонов. Приветствует¬ся наличие бального жилета белого или светлых тонов.
К бальному костюму надеваются носки и обувь черного цвета, жела¬тельно лакированные к фраку и ве¬чернему костюму.
Также рекомендуются мужчи¬нам белые перчатки, если они соот¬ветствуют костюму, а дамам не за¬бывать веера.
Цвет галстука также рекомен¬дуется белый или светлый, темный означает то же, что и ношение ору¬жия, и допустим только при парад¬ной форме или вицмундире.
Женщины должны быть одеты в соответствии с ситуацией: платья бальные, вечерние, коктейльные. При любом типе платья не допу¬скается его длина выше колен, пол¬ная длина платья приветствуется. В случае, если платье декольтиро¬вано и избыточно открывает грудь, плечи и спину, необходимо допол¬нение костюма накидкой, шар¬фом, боа или палантином. Разрезы на платье не допускают открытия бедра. Перчатки являются обяза¬тельным аксессуаром.
К бальным туалетам допуска¬ется относить платье-костюм, де¬тали которого выполнены из еди¬ного вида материала или объеди¬нены отделкой в единую компози¬цию.
Брючные костюмы, юбки-брюки, составные туалеты «блузка с юб¬кой» на балу неуместны. Костюм из жакета с юбкой также является неуместным в качестве вечер¬него или бального платья. Джин¬сы, обтягивающие брюки, цветные кофты и блузы, свитера, кроссов¬ки, шейные платки воспринимают¬ся как пренебрежение общественным мнением.

БЕНЕФИС
Словарь Т. Ф. Ефремовой: «Бене¬фис — спектакль, обычно устраива¬емый в честь одного из его участ¬ников как выражение признания мастерства артиста (сбор от спекта-кля полностью или частично посту¬пает в пользу этого артиста)».
Словарь С.И. Ожегова: «Бене¬фис — спектакль в честь (или в поль¬зу) одного из его участников».
Энциклопедический словарь: «Бенефис (франц. benefice — барыш, польза) — 1) (устар.) спектакль, сбор от которого поступал в поль¬зу одного или нескольких актеров, а также других работников теа¬тра... 2) театральное представле¬ние в честь одного из его участни¬ков».
Бенефис — это светское со¬бытие. Он нужен, во-первых, са¬мому бенефициару, а во-вторых, не в меньшей степени нужен зри¬телю. Бенефис — это краткий «от¬чет» о прожитом, проделанном, созданном. Если, например, бене¬фициар — актер, то он показывает зрителям свой талант, показывает, что он сделал с этим талантом, ка¬кие роли и спектакли сыграны.
Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 г. Вскоре бене¬фисы получили почти повсемест¬ное распространение. Первона¬чально бенефисы представляли собой вид единовременной мате¬риальной помощи актеру, а со временем превратились в род неофициальной надбавки к жалованью.
В России бенефисы вошли в практику с 1783 г. В 1908 г. бенефисы в императорских театрах были ликвидированы. Чаще всего пьесы для бенефиса выбирались с расчетом на кассовый успех. Форма бе¬нефиса, предусматривающая материальное возна¬граждение, была упразднена в 1925 г. постановлени¬ем Всесоюзного съезда профсоюза работников ис-кусств.
На сегодняшний день бенефис служит не столь¬ко способом материальной поддержки актера, ре¬жиссера, театра в целом, сколько возможностью под¬держать морально и помочь в привлечении внима¬ния к себе, что в наше время эффективности рекламы как таковой имеет вполне ощутимый материальный эквивалент.
Форма бенефиса используется во время праздно¬вания юбилеев организаций или персон, на выпускных вечерах, на библиотечных мероприятиях. 

БЕСЕДА
Словарь Т. Ф. Ефремовой.
Беседа:
1. Спокойный и обычно продолжительный разговор; официальный разговор; обмен мнениями журналиста с кем-либо (обычно предназначенный для печати или для передачи по радио, телевидению); интервью.
Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанное на обмен мнениями между присут¬ствующими, выяснение каких-либо вопросов.
Популярная лекция, передаваемая по радио или телевидению.
В.И. Даль: «Беседа — взаимный разговор, общитель¬ная речь между людьми, словесное их сообщение, раз¬мен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла?»
Беседа — диалогическая форма общения, жанр ана¬литической публицистики, это часто дискуссия на темы большого общественного интереса: политические, эко-номические, социальные, морально-этические, научные.
Различают тематические беседы, беседы о событиях, о кино, книгах, путешествиях, конкретных личностях. Бе¬седа должна ставить вопросы, пробудить у участников желание найти ответы и поддерживать интерес к теме.
В психологии раскрывается разница между обыч¬ным (неподготовленным) диалогом и беседой.
Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.
Организатор     мероприятия-беседы определяет идею дискус¬сии, подбирает участников, намеча¬ет композиционное построение про¬странства. Внешне статичная по фор¬ме, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. Движение к истине происходит в столкновении мнений и аргументов участников.
Многообразно содержание бе¬сед: здесь раскрывается значение общественного труда, сообщают¬ся сведения о профессиях людей в различных сферах производства, о разных предприятиях и разнообра¬зии профессий, о выпускаемой про¬дукции. Воспитательную эффектив¬ность повышают игровые момен¬ты, инсценировки, сюжетные ситуа¬ции — выбор самостоятельных решений и поступков.
В построении беседы нетерпи¬мы шаблон и трафарет. Чрезвычай¬но важно для достижения воспита¬тельной результативности беседы обеспечивать композиционную новизну и творческий подход к компо¬новке содержания материала каж¬дой этической беседы. Это обеспе¬чит в каждом конкретном случае свежесть восприятия участниками беседы и устойчивый интерес к ней.
Начало беседы — важный мо¬мент, эффективность которого обе¬спечивается продуманной методи¬кой его осуществления.
Возможные приемы: обращение к участникам с вопросом, направ¬ленным на выяснение понимания ими сущности рассматриваемой те¬мы, использование занимательного события, факта, заимствованного из литературы, содержательного вы-сказывания известного человека или афоризма, обращение к примерам из жизни присутствующих, обуславли¬вающие необходимость углубленно¬го раскрытия и осмысления рассма¬триваемой проблемы и др.
В построении самого содержа¬ния беседы очень часто использу¬ется как индуктивный путь — от анализа фактов, их оценки к обоб¬щениям, так и дедуктивный — от формулировки идеи к анализу от¬дельных фактов.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически вы¬держанной, иначе она не сможет стать средством общения.
Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи: она поддерживается собеседниками; ситуа¬тивна и эмоциональна, так как разговаривающие воспринимают друг друга, воздействуя с помощью раз¬личных выразительных средств: же¬стов, взглядов, мимики, интонации. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма ре¬чи более проста и по синтаксису: ис¬пользуются   незаконченные   предложения, восклицания, междометия; она состоит из во¬просов и ответов, реплик и кратких сообщений.
Для повышения действенности бесед в ходе их про¬ведения важно обеспечить ряд условий:
- определение участникам конкретных заданий и их краткие выступления в ходе беседы;
- доказательность, аргументированность выдви¬гаемых положений, выводов;
- яркость, эмоциональная привлекательность используемых примеров, фактов;
- благожелательный тон организатора;
- располагающая к откровенности нравственно-психологическая атмосфера в коллективе участников.
В самом общем виде в структуре, например, этиче¬ской беседы можно выделить компоненты, определяю¬щие ее логику, последовательность и ход.
1. Определение темы беседы и стимулирование ин¬тереса участников к ее содержанию.
2. Обоснование общественной важности обсуждае¬мой темы и личной ее значимости для нравственного становления молодежи.
3. Последовательное раскрытие основных вопро¬сов темы:
а)    определение рассматриваемого нравственного понятия;
б)    обращение к фактам жизни и деятельности выда¬ющихся людей, литературных героев, примерам, взя¬тым из окружающей жизни, с целью иллюстрации от¬
дельных аспектов проблемы;
в)    анализ положения дел в окружающей среде (в конкретном коллективе) в связи с обсуждаемой темой;
г)    конкретные рекомендации, советы по улучшению работы;
4.    Подведение итогов беседы. 

ВЕЧЕР — вечернее собрание, дру¬жеская встреча с целью общения и развлечения. Цель вечеров — объе¬динить участников, отвлечь от повсед¬невных дел, приобщить к искусству, снять психологические стрессы, пе¬реутомление, повеселиться, приятно провести время.
Вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т. д.
Для вечеров характерны уютная об¬становка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть не¬формальный характер общения. Неред¬ко они проводятся при свечах, с чаепи¬тием.
Форма вечера используется при орга¬низации выпускных мероприятий, праздновании юбилеев, проведении меропри¬ятий актуальной тематики: общественно- политические события, достижения нау¬ки, литературы и искусства, медицины, этические проблемы и т. д.
«Многолетняя практика показыва¬ет, что наиболее популярными и действенными являются следующие фор¬мы клубных вечеров: вечер отдыха, вечервстреча, вечер-рассказ, вечер-конкурс (интеллектуальный и спор¬тивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, вечер дружбы, выпускной вечер, вечер поэзии, се¬мейный вечер, музыкальный, вечер-ритуал, вечер-рапорт, вечер победите¬лей, вечер песни, вечера содружества цехов, вечера-переклички, вечера-комментарии, вечера-рассказы, вече¬ра вопросов и ответов: "Что нового, то¬варищ директор?", "Формула рабочего дня" и др. В общей сложности подоб¬ных форм насчитывается свыше пяти¬десяти. В широком смысле слово "ве¬чер" можно определить как некое тор¬жественное собрание, посвященное какой-либо общественной, политиче¬ской, литературно-художественной проблеме, как акт организации от¬дыха и разумных развлечений в часы досуга». 
Вечер вопросов и ответов — ком¬плексное мероприятие актуальной те¬матики. Выбор темы определяется мест¬ными условиями: необходимостью при¬влечь внимание участников к опреде¬ленным вопросам.
Например, на вечер вопросов и от¬ветов при обсуждении темы борьбы с наркотиками, где участвуют только де¬вушки, приглашаются нарколог, гине¬колог, психолог, косметолог. Каждый выступающий уделяет часть времени раскрытию темы с точки зрения сво¬ей специальности. Так, например, ги¬неколог рассказывает о влиянии сига¬рет, наркотиков, алкоголя на здоровье будущей матери; косметолог связыва¬ет вредные привычки с состоянием волос.
На вечер вопросов и ответов для юношей можно пригласить нарколога, сексопатолога, психиатра, сотрудника органов по борьбе с наркобизнесом и других специалистов, это зависит от ана¬лиза собранных вопросов.
При смешанной аудитории участие принимают нарколог, представители ко¬миссии по делам несовершеннолетних, венеролог и т. д.
Организация вечера состоит из сле¬дующих этапов:
- выбор темы, работа над идейно¬-художественным посылом, подбор и об¬работка материала;
- драматургическая организация ма¬териала, поиски сюжета, сюжетного хо¬да, композиции, монтаж эпизодов;
- репетиционная работа: включение в деятельность по подготовке актива, ра¬бота с выступающими, организация ре¬петиций коллективов художественной самодеятельности, отбор художествен¬ных фрагментов, наглядных средств;
- привлечение участников с помощью афиш, пригласительных билетов, опове¬щение — анонс по радио, телевидению и т. д.;
- проведение вечера, создание опти¬мальных условий для активного воспри¬ятия и общения;
- анализ проведенного вечера.
В период подготовки организаторы составляют вопросы и знакомят с ними участников, объявляют их устно и через СМИ, размещают нужную информацию на книжных выставках в библиотеках, на афишах и плакатах, проводят обзоры, индивидуальные и групповые беседы, предусматривают раздачу спецлитературы (листовок, буклетов, памяток).
Вечер открывает ведущий. Он кратко сообщает о теме, характере имеющихся вопросов, информирует о порядке от¬ветов, представляет консультантов, за¬дает вопросы, предварительно систе¬матизируя их в определенном порядке, объявляет о возможности задавать до¬полнительные вопросы либо устно, либо письменно. Он же подводит итоги выска¬зываний по каждому вопросу, в случае необходимости делает поправки и рекомендует литературу, которая поможет разобраться в теме.
Для большей активизации аудитории можно начать мероприятие с просмотра отдельных фрагментов видеофильмов, связанных с темой (табакокурение и дру¬гие наркозависимости). Следует преду¬смотреть возможность общения специа¬листов с участниками в индивидуальной беседе.
Когда вопросы исчерпаны, подводят¬ся итоги.
Вечер-портрет — комплексное ме¬роприятие, посвященное конкретно¬му человеку — выдающемуся деятелю культуры, литературы, искусства, науки или просто юбиляру. Такой вечер нужен и для официального чествования героя мероприятия, и для рассказа о том, ка¬кой он человек, откуда его корни, показа его семьи, друзей, соратников и т. д. Одним словом, чтобы «нарисовать портрет героя всеми возможными средствами»: «вид сверху» (руководство), «вид спере¬ди» (ученики, сослуживцы), «вид сбоку» (друзья) и т. п. Центральным элементом оформления вечера является, собствен¬но, портрет героя.
При написании сценария важно пом¬нить, что зона интереса участников на¬ходится на грани известного и неизвест¬ного: им неинтересно слушать об обще¬известных фактах — важно дать новые сведения из жизни и творчества героя, которому посвящен вечер. Можно вве¬сти традицию закладки «мемориально¬го музея».
Вечер юмора — одна из самых слож¬ных разновидностей вечеров и по со¬держанию, и по проведению, что связа¬но с назначением данного вида вечеров: стимулировать развитие у участников чувства юмора, способности подметить в явлениях окружающей жизни и в по¬ведении людей их комические стороны, эмоционально на них отзываться, содей¬ствовать повышению эмоционального уровня и морально-психологического климата в коллективе.
Вечер юмора традиционно приобща¬ют ко Дню юмора (Дню смеха, Дню дура¬ка) — 1 апреля.
Программа вечера может включать:
- выступления авторов и исполните¬лей юмористических рассказов, стихов, басен, фельетонов;
- комические сценки из жизни кол¬лектива и отдельных его членов;
- выпуск специальных сатирических газет, бюллетеней и т. д.;
- кинорепортаж с сопровождени¬ем дикторского текста «Как мы живем, учимся, работаем, отдыхаем...»;
- проведение комических соревнова¬ний, подвижных игр;
- конкурсы дружеских эпиграмм и дружеского шаржа;
- демонстрацию детских фотографий участников с просьбой к аудитории отга¬дать, «кто есть кто», и т. д.
Вечер юмора имеет неограниченные возможности для проявления творче¬ства, находчивости, инициативы. 

ВИДЕОЛЕКТОРИЙ — форма массо¬вого мероприятия, предполагающая коллективный просмотр видеоматериалов различной тематики с последующим их обсуждением, имеет ярко выраженное воспитательное значение.
Предусматривает разные виды подачи материала: лекция ведущего, демонстра¬ция слайдов (например, с репродукциями картин известных художников), просмотр отрывков мультфильмов, кинофильмов, циклы видеолекций специалистов раз¬личных отраслей (врачи, юристы и пр.).
Одна из самых распространенных форм видеолектория — просмотр художественного фильма тематической на¬правленности. Наблюдая события жизни героев фильма, зритель открывает про¬цесс формулирования трудностей собственного самоопределения и одновре¬менно пытается выработать варианты их решения и преодоления.
Занятия лектория проходят в течение 2-2,5 ч: просмотр плюс обсуждение. Переносить обсуждение на другое время нежелательно. Просмотр сам по себе не окажет психолого-педагогического воз¬действия.
Цикл занятий лектория может про¬должаться в течение года, но также мо¬жет быть реализован и в отдельных мо¬дулях: например, «Мои ценности», «Мир профессий», «Семья и профессиональ¬ный выбор» и др.
При обсуждении позиция организато¬ра — выявляющая, проясняющая, отражающая позицию участников лектория. Это позволяет участникам в какой-то мере увидеть себя со стороны и понять свою жизненную ситуацию. Участие в обсужде¬нии нескольких человек помогает сфор¬мировать варианты для выбора.
В задачу организатора входят, во-первых, тематический подбор филь¬мов для коллективного просмотра, во- вторых, обучение умению смотреть и понимать произведения киноискусства, анализировать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства.
Продолжительность каждого моду¬ля может варьироваться от двух-трех до пяти — семи занятий. Каждый модуль мо¬жет быть автономен.
Форма видеолектория одинаково успешна при малом и большом числе участников. Большая аудитория несколь¬ко снижает эффект обсуждения фильма, так как не каждому участнику удается вы¬сказать свое мнение и услышать реакцию других на свое мировосприятие. Орга¬низатор, ведущий лектория может не от¬следить реакции всех участников, одна¬ко большая аудитория зрителей имеет в себе заряд сильного воздействия коллек¬тивным мнением.
Этапы работы
Этап 1. До просмотра фильма органи¬заторы распределяют поручения: один из потенциальных участников должен анализировать работу режиссера, дру¬гой — оператора, третий — сценариста. Несколько участников получают задание оценить оформление фильма, явствен¬ное и музыкальное. Два-три участника (по желанию) просматривают периодиче¬скую печать с целью выявления отзывов и рецензий на кинофильм.
Этап 2. Выбор фильма: выбираемый фильм обязательно должен соответство¬вать целям деятельности организаторов, затрагивать ключевые темы профессио¬нального или жизненного в целом само¬определения, а также быть понятным данной возрастной, социальной группе, с которой предстоит работать.
Конечно же, желательно использо¬вать качественные фильмы — как с технической, так и с эстетической, духовной точки зрения. Хороший фильм отличают чистота исполнения и ощущение подлин¬ности, правдивости, жизненной искрен¬ности.
Целенаправленному просмотру ки¬нофильма и его последующему обсуж¬дению содействуют также разработка общего плана обсуждения и заблаговре¬менное ознакомление с ним потенциаль¬ных участников. Например, можно пред¬ложить ответить на следующие вопросы:
- Кто автор сценария фильма? Что вы знаете о его творческой биографии?
- Кто режиссер-постановщик фильма? Какова его творческая биография?
- Идейно-тематическое содержание фильма. Проблемы, их актуальность и решение в фильме.
- Образы главных героев и искусство игры актеров.
- Художественно-эстетические досто¬инства фильма.
- Жанр кинокартины. В чем проявля¬ются его особенности в этом фильме?
- Общее впечатление о фильме.
- Оформление помещения перед об¬суждением должно способствовать соз¬данию в коллективе участников атмос¬феры заинтересованности. С этой целью, например, вывешиваются бюллетени от¬зывов о фильме, шутливые лозунги (это уместно при обсуждении кинокомедии), красочно выполненная афиша или по¬стер.
Этап 3. Анализ динамики процесса са¬моопределения участников обсуждения, собственно занятие видеолектория.
Каждое занятие состоит из вводной беседы (актуализация темы обсужде¬ния, краткое сообщение о фильме, ко¬торый группа участников будет смо¬треть на занятии), просмотра фильма и дискурса об увиденном, о том выборе, который сделали герои фильма, о труд¬ностях в жизни героев и способах их преодоления, о смысле фильма и личностных смыслах участников обсужде¬ния.
Различают два варианта дискурса: экс¬промт и специально подготовленное обсуждение.
Перечислим некоторые вопросы, ко¬торые могут быть использованы сразу после просмотра:
- Какие эпизоды запомнились вам больше всего? С чем это связано?
- Какие чувства вызывает этот фильм? С какими эпизодами это связано?
- Расскажите, что вы думаете о героях этого фильма.
- Кто из героев вам понравился? Поче¬му? Расскажите подробнее об этом герое.
- Кто не понравился? Почему?
- По-вашему, какие уроки преподно¬сит нам этот фильм? Почему вы решили, что это так?
- Что помогло герою сделать свой вы¬бор?
- Как удалось оператору передать за¬мысел режиссера? Что дают нам эти дета¬ли крупным планом?
Возможен и такой блок вопросов:
- Понравился ли кинофильм? Если по¬нравился — мотивируйте, почему считае¬те фильм хорошим.
- Это фильм-экранизация. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интерес¬нее — фильм или повесть? Почему?
- Что вы можете сказать о работе сце¬нариста и режиссера? Что нового они внесли в фильм? От чего отказались?
- Какова идея фильма?
- Какие главные проблемы решаются в фильме?
- Согласны ли вы с таким сценарием? Может быть, в чем-то сценарист неправ?
- Почему фильм так называется? Удач¬но ли это название?
- Кто из героев фильма показался вам самым привлекательным? Чем именно?
- Какие смежные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели ска¬зать сценарист и режиссер?
- Дайте краткую характеристику поло¬жительных и отрицательных черт (глав¬ных героев и двух-трех второстепенных). В чем вы им сочувствуете? За что осуж¬даете?
- Работу каких актеров считаете наи¬более удачной и почему?
- Какие нравственные проблемы ре¬шаются в фильме и как?
- Чем вы объясните поступки героев?
- Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?
- Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
- Как показаны картины природы?
- Удачно ли музыкальное сопровожде¬ние фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходя¬щим на экране?
- Какие недостатки фильма вы заметили?
- Можно ли считать этот фильм собы¬тием в киноискусстве?
На обсуждение фильма можно при¬гласить (если это возможно) кого-нибудь из создателей фильма, актеров.
Видеолекторий, как и другие виды вос¬питательных (развивающих или коррекционных) занятий, требует мониторинга изменений. Для этого разработаны специ-альные бланки, анкеты обратной связи.
Заключает обсуждение организатор. Он высказывает свое отношение к отдельным моментам фильма и делает ло¬гические акценты на его художествен¬ных достоинствах и воспитательном зна¬чении. 

ГОСТИНАЯ (как и салон) относятся к камерным формам организации досуга.
Гостиная — комплексное мероприя¬тие, оформленное как тематическая встре¬ча в камерной обстановке (предполагает наличие гостей, то есть приглашенных пи¬сателей, поэтов, творческих людей, про¬фессиональных читателей-критиков, жур¬налистов и т.п.), способ светского общения.
Различают поэтические, литератур¬ные, музыкальные, театральные гостиные. Исходя из названия, мотивом для прове¬дения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, худож¬никах, писателях с просмотром или про¬слушиванием фрагментов их произведе¬ний в исполнении гостей или участников гостиной, то есть тематика гостиной опре¬деляет и тематику разговоров, музыкаль¬ные или поэтические фрагменты, слайды или советы. Каждый из присутствующих может выступить со своими встречными мыслями, задать вопрос организаторам, гостям и критикам, высказать пожелания.
Сбор гостей сопровождается музы¬кой, достаточно тихой, мелодичной, мяг¬ких ритмов, возможно в гостиной и чае¬питие.
Одно из отличий именно гостиной — наличие хозяев гостиной (чаще только хозяйки). Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого, приветствуя, одаряют улыбкой, создают атмосферу комфорта, представляют го¬стей в серьезной, остроумной или шут¬ливой форме.
Литературная гостиная — меро¬приятие, в рамках которого проходят со¬бытия, так или иначе связанные с лите¬ратурой. Это встречи с поэтами и писа¬телями, презентации новых книг и сбор¬ников, дискуссии, поэтические вечера, воспоминания об уже ушедших масте¬рах слова.
Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спекта¬клей, элементы театрального капустника.
В подготовке гостиной можно выде¬лить следующие этапы:
- Осмысление «генеральной идеи» встречи.
- Выборы хозяйки.
- Знакомство с разнообразными ис¬точниками: отбор, обсуждение и систе¬матизация тематического материала.
- Выстраивание композиции и подго¬товка сценария.
- Подготовка музыкального оформле¬ния.
- Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
- Подбор декораций и костюмов.
- Работа над сценическим движени¬ем, репетиции отдельных сцен.
- Оформление и размещение объяв¬лений и афиш.
- Распространение пригласительных билетов, согласование списка гостей.
Форма гостиной используется для погружения участников в определен¬ную культурно-историческую эпоху че¬рез музыкальный, литературный, теа¬тральный, исторический материал. Это дает им возможность не только вжить¬ся в сценический образ и значительно расширить свой художественно-исто¬рический кругозор, но и воспитывает активное эмоционально-творческое отношение к разным культурным тра¬дициям, формирует потребность в их изучении.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИ¬КИ — это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо националь¬ным событиям и отмечаемые населени¬ем всей страны.
Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров и государственных символов с выполнением определенных ритуалов.
Идея такого праздника — это миро¬воззренческое понимание существова¬ния ценности в культуре нации, это не¬кая легенда, трансляция которой актуа¬лизирует данную ценность. Гражданское самосознание, любовь к Родине, пиетет перед властью, уважение к героическо¬му прошлому страны — все эти ценно¬сти наиболее ярко проявляются в госу-дарственном празднике.
Основное отличие государственно¬го праздника — использование государ¬ственных символов и специальных риту¬алов.
К государственным символам отно¬сятся:
- герб — эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на фла¬гах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. 30 ноября 1993 года Президент Российской Федерации подписал указ, в котором да¬ется описание нового герба: «Государ¬ственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золо¬того двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над ор¬лом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на гру¬ди орла на красном щите — всадник, по¬ражающий копьем дракона»;
- флаг — прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цве¬та или нескольких цветов, часто с эмбле¬мой, официальный символ государствен¬ной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как прави¬ло, фиксируется в Конституции. Государ¬ственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное по¬лотнище из трех равновеликих горизон¬тальных полос: верхней — белого, сред¬ней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3;
- гимн — торжественная песня, при¬нятая как символ государственного или социального единства. Государственный гимн РФ может исполняться в оркестро¬вом, хоровом, оркестрово-хоровом ли¬бо ином вокальном и инструменталь¬ном варианте. При этом могут исполь¬зоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансля¬ции. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точ¬ном соответствии с утвержденными му¬зыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении гимна следу¬ет соблюдать тишину и сократить пере¬движения и перемещения до предель¬но возможного минимума. В случае, если исполнение Государственного гимна со¬провождается поднятием Государствен¬ного флага, присутствующие поворачи¬ваются лицом к поднимаемому флагу.
Задача ритуала в государственном празднике — представить государство как упорядочивающее начало. Простран¬ство, которое создает власть, можно выра¬зить через государственную символику, торжественные процессии, через демон¬страцию военной мощи страны и цере¬монии награждения. При этом в праздни¬ке важен не только сам ритуал, но и под¬готовка к нему. Коллективное «творение» пространства праздника способствует сплоченности празднующей группы.
В настоящее время в России отмеча¬ются семь государственных праздников. Среди них — как те, что остались от пре¬дыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей истори¬ей страны — обретением суверенитета, изменением государственной идеологии.
Число государственных праздников России не совпадает с числом официаль¬ных праздничных нерабочих дней: так, Рож¬дество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника. Следует учитывать, что Прави¬тельство РФ вправе вносить в уже готовый производственный календарь изменения и дополнения с целью рационализации ис¬пользования выходных и нерабочих празд¬ничных дней работниками в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ.
По Трудовому кодексу, если праздник выпадает на выходной день, он автоматически переносится на ближайший ра¬бочий. Никаких специальных постанов¬лений правительства для такого случая не требуется.
Государственными праздниками в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4 и 5 января — Новый год;
23 февраля — День защитника Оте¬чества;
8 марта — Международный жен¬ский день;
1 мая — Праздник весны и труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного един¬ства.

Автор публикации:
Т.В. Козлова, кандидат культурологии, заместитель директора Фонда поддержки культурно-образовательных программ «Содействие».
(Работа является перепечаткой из журнала «Дом культуры».)