Текст сценария
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА, ХЛЕБ – ЧУДО ЗЕМЛИ!
Сценарий, посвященный празднику урожая.
МОСКВА
2009
Зал и фойе, помещение местной организации ВОС, где проходит вечер, празднично украшен дарами золотой осени. На стенах развешаны кисти рябин, гроздья яблок, корзины подсолнухов, пучки злаков и, конечно, везде осенние цветы.
На сцене – большое панно «хлебное поле», пор которому движется комбайн, убирающий пшеницу. В центре стены два стола, накрытых скатертями, расшитыми в деревенском стиле. На одном из них, на красочном блюде, аппетитно горбится круглый, высокий, румяный каравай. На авансцене – подставка для ведущих.
В фойе организована выставка «подарки золотой осени». В зале и фойе размещены также плакаты с пословицами о хлебе:
«Много снега – много хлеба,
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
Каравай хлеба не свалился с неба.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб нас тол, и стол – престол, а хлеба ни куска, и стол - доска.
Русский человек хлеб-соль водит.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Весна цветами, а осень – пирогами.
Русский человек ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Квашни не замесишь, и хлебца не поешь.
На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, да потом жуют.
Колос на поле – хлеб не столе.
Хлеб-соль на столе, а руки свои..
От хлеба-соли не отказываются.
За хлебом-солью и беседа хороша.
Перед началом вечера звучит инструментальная музыка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина, например: «На ярмарке», «Праздничная увертюра», «Родные просторы», «Увертюра-фантазия», «Русская увертюра», «Концерт №2 для домры с оркестром и другие.
В назначенное время, когда зал заполнится зрителями, на сцене включается полный свет. Занавес открывается. Через распахнутую дверь в зал входит хор русской песни. Он движется по проходу на сцену. Впереди идущие несут сноп пшеницы, перевязанный венки из васильков или лентой, завязанной ярким бантом.
Хор исполняется русскую песню о хлебе, русском поле, крестьянском труде, например: РНП «Уж, ты, поле мое», или «Хлебороб (муз. Н. Поликарпова, сл. Б. Пака), или «Хлебное поле» (муз. Н. Поликарпова) и др.
Хор устанавливает сноп на свободном столе и становится перед столами с караваем и снопом. Исполняется еще несколько песен о хлебе: «Хлеб - всему голова» (Муз. Н. Кудрина, сл. В. Балачана), «Ой, ты, рожь» ( муз. А. Долуханяна, сл. А. Пришельца), «Баллада о хлебе» (муз. В. Захарченко, сл. В. Балачана), «Земля моя добрая» (Муз. Е. Птичкина, сл. С. Острового) и др.
Хор уходит. На сцене – чтец.
ЧТЕЦ: Василий Федоров «Любовь и хлеб».
Через улицу,
Через будни,
В нежных чувствах
Не сразу понятый,
Добрый хлеб
Под названьем «спутник»
Несу на руке приподнятой.
Скажут;
Хлеб — избитая тема.
Я иду и смеюсь над такими,
И несу домой каравай, как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.
Этим румяным,
Этим горячим,
Пахнущим так заманчиво,
Этим хлебом труд мой оплачен.
Песня моя оплачена.
Но даже самую лучшую песню,
Самую звонкую и земную,
С сухарем в купоросной плесени,
Не стыдясь, зарифмую.
Хлеб несу!,.
Поделюсь с женою,
Не скупясь на слова хвалебные.
И припомнится детство мое ржаное,
Юность моя бесхлебная.
С лебедою,
С трухою всякою
Ел «тошнотник» с корочкой тусклой.
А если встречалась булочка мягкая,
То она уже
Называлась французской.
Хлеб несу!..
Удивляются, вижу,
Даже только что евшие
С белого блюда.
Но стоило мне приподнять его
Чуть повыше,
II все увидели чудо.
Сразу пришло
Давно знакомое:
Поле и молодость
С днями непраздными.
Сладко запахло старой соломою,
Мятой-травой
И цветами разными.
И увиделось, как воочью:
И косьба,
И стогов метание,
И межа, бегущая к ночи,
И на меже
С любимой свидание.
Любовь и хлеб —
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.
Звучит музыкальный фрагмент из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина. На сцену выходят двое ведущих.
ВЕДУЩИЙ 1: Здравствуйте, дорогие гости!
ВЕДУЩИЙ 2: Здравствуйте! Мы рады новой встрече с вами.
ВЕДУЩИЙ 1: Но наши особые, горячие приветствия тем, кто посетил этот зал впервые. Мы надеемся видеть их здесь часто, а также думаем, что вечер, который мы приготовили, понравится им. Да и не только им, а всем гостям.
ВЕДУЩИЙ 2: Как вы уже, наверное, поняли, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли – о хлебе. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба…составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…»
ВЕДУЩИЙ 1: Вот он, хлеб, на нашем столе. Он лежит перед нами, осмысленный и обласканный народными пословицами, одушевленный людской верой в его насущность и животворную силу; круглый, высокий, румяный, пышущий и солнечной и земной силой, аппетитно горбится каравай – живой историей хлебопашества, сгустком страстей, бед и радостей человеческих.
ВЕДУЩИЙ 2: После такой хвалебной речи о хлебе хочется сразу обратиться к гостям вечера: а вы знаете пословицы о хлебе, употребляете их в своей речи? Давайте сделаем так: вы называете известные вам пословицы, и кто вспомнит последнюю, получает приз. Если вы читали наши плакаты с пословицами и запомнили некоторые из них – смело используйте в этой игре.
Проводится игра.
Список пословиц о хлебе
Хлеб хлебу - брат.
Хлеб – батюшка, вода – матушка
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
У голодного хлеб на уме.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Без хлеба не сытно, а без соли – не сладко.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлеба каравай, и под елью рай.
Без печки холодно, а без хлеба голодно.
Не спится – хлеб снится.
Будет хлеб – будет и обед.
Хлеб всему голова.
Не человек хлеб носит, а хлеб человека.
С хлебом и сила приходит.
Хлеб в человеке воин.
Хлеб будет – так и все будет.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский.
Не много укусишь, да полон рот нажуешь.
От хлеба хлеба не ищут.
Большому куску рот радуется и другие.
Звучит фонограмма произведения для русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Олег Поскребышев.
Не знаю, на каком из пожен
И кто промолвил другу вслед
Слова такие: — Он надежен,
Как черный хлеб... Как черный хлеб!
А хлеб —
Ржаные караваи —
Всхож на поду,
В замесе крут.
В России цену хлебу знают
И нежно хлебушком зовут.
И я счастлив и растревожен,
Что здесь родился,
Рос,
Окреп,
Здесь все мне шепчет:
«Будь надежен,
Как черный хлеб…
Как черный хлеб!
ВЕДУЩИЙ 1: Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба. Он давно уж стал нашей каждодневной пищей. Бытовое общение с ним заслонило нам загадочную первородность его, и хлеб, имеющий тысячелетнюю биографию, просто и естественно сфокусирован в нашем сознании сиюминутной пользой. На таком прозаическом пути от печки до обеденного стола.
Когда в дни мира и созидательного труда в наших домах постоянно прописаны сытость и достаток, когда по меткому народному образу «большому куску рот радуется», именно тогда хлеб становится привычен глазу и чувству, попросту незаметен при своей повседневной незаменимости. Прав Климент Аркадьевич Тимирязев, говоривший, что мы не обращаем внимание на многие замечательные факты, ставшие обыденными и привычными для нас… конечно, когда хочется есть, думается прежде всего о хлебе, а не о его земной родословной: «без печки холодно, а без хлеба голодно», «не спится – хлеб снится», «будет хлеб, будет и обед»...
Однако иметь каждый день хлеб и абсолютно ничего не знать о нем, противоестественно. Это все равно, что быть душевнобольным человеком.
ЧТЕЦ: Владимир Солоухин.
Запомнил я минуту ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба аржаного.
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И вдруг, едва лишь наступил,
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил
И вообще не били.
Но он снимает поясок,
Крученую веревку,
За мой нестриженый висок
Меня хватает ловко.
Его трясется борода
И в гневе и в обиде,
А в чем обида, я тогда,
Признаться, и не видел.
А было так, что дед вставал
До солнышка задолго.
Пласты отваливал отвал,
Была рубаха волглой.
Двужильна лошадь, да и ту
Качало как шальную.
Но было деду вмоготу
Корежить ширь земную.
Дымилась дедова спина,
Дымок на солнце таял.
Так шел он, пригоршни зерна
Вокруг себя кидая.
И то он помнил хорошо,
Как в поле на колени
Вставал и малый и большой
Под жалостное пенье:
«Дож-ж-а-а!» — и в маревую муть
Протягивали руки.
Еще теперь объем лет жуть,
Как вспомнишь эти звуки.
Но вот поспел он, урожай,
Опять берись за дело.
Была рубаха — выжимай,
Приклеивалась к телу.
Лучами в деда бил восток
Над пажитью горевшей,
А он стоял, почти как бог,
Зерно взрастить сумевший.
Все помню я минуту ту
Из детства озорного:
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба аржаного.
Я растоптал.
И весь как был
Зарылся носом в пыль я...
А раньше дед меня не бил
И вообще не били.
ВЕДУЩИЙ 2: Как пришел к людям хлеб? По мнению историков, хлеб был открыт свыше пятнадцати тысяч лет назад. Давным-давно, в каменном веке, люди жили племенами и питались мясом диких животных. А когда не удавалось добыть мяса, наши предки искали плоды, коренья, и зерна дикорастущих деревьев и трав. Сначала зерна ели в сыром виде. Позднее – научились растирать их между камнями – будущими жерновами. Однажды древние люди оставили полученную муку в углублении между камнями, туда попадала дождевая вода, смесь оказалась вкусной. Так предки научились смешивать муку с водой, то есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. А когда древние люди научились добывать огонь, они начали печь пресные лепешки.
Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид они, вероятнее всего, случайно, открыли способ разрыхлять тесто путем брожения. Они оставляли смесь воды и муки на ночь в теплой печи, а наутро обнаруживали неожиданно мягкое тесто, из которого получался очень вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булочки.
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных горшках, которые назывались «клибанос». От этого названия и появилось слово «хлеб».
Древние египтяне и греки выпекали хлеб из пшеницы. А первое упоминание о кислом, сброженом хлебе, относится к пятому веку до н.э. У эллинов кислый хлеб, а также сдобный, с добавлением молока, меда и жира, считался деликатесом. И стоил очень дорого. Трапезы Гомеровских героев свидетельствуют о том, что у патрициев хлеб был отдельным, причем самым важным блюдом, даром богов.
ВЕДУЩИЙ 1: Хлеб – пища. И как ни одна другая пища человеческая, зерновые культуры – пшеница, рожь, ячмень, рис, овес, кукуруза – интернациональны. В питании большинства народов они в количественном, да и в качественном, отношении занимают устойчивое первое место. В нашем рационе питания большое место занимают каши. А вот знаем ли мы, городские жители, из какой зерновой культуры вырабатывается та или иная крупа, идущая на приготовление любимой каши? Я перехожу к вопросам. За каждый правильный ответ присуждается один балл. Набравший наибольшее количество баллов получает сувенир.
Проводится викторина.
ВИКТОРИНА «Каша – пища наша».
Из какой зерновой культуры изготовляется:
1. манная крупа (из пшеницы твердых сортов)
2. пшено (из проса)
3. крупа «Артек» (из пшеницы твердых сортов)
4. перловая крупа (из ячменя)
5. «полтавка» (из пшеницы твердых сортов)
6. «геркулес» (из овса)
7. толокно (из пропаренного овса)
8. солодовая мука (из пророщеной ржи или пшеницы)
Звучит музыкальная заставка из произведения для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Василий Казанцев.
В окне — мороз.
Сидит снегирь на ветке.
Мать угольки клюкой сгребла к загнетке.
В избе тепло.
Вставай скорей, вставай!
В печи пшеничный спеет каравай.
Мать черную заслонку отодвинет.
И хлеб румяный на лопате вынет.
И полотенцем мокрым обмотнет.
Пусть полежит маленько, отдохнет.
Разломит, хрустнет коркой суховатой.
И забелеет мякиш ноздреватый.
Тепло душистое коснется щек —
Как будто легкий вскинется цветок.
ВЕДУЩИЙ 2: В старину говорили: пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь. Выпечка ржаного хлеба на Руси считалась большим искусством, в основе которого лежало применение специальных заквасок. Поначалу на Руси пекли только белый хлеб, а секрет приготовления ржаного держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Уже в 16 веке пекари на Руси разделялись на хлебников, пирожников, калачников, пряничников, блинников и ситников. Труд пекаря ценился очень высоко. Их всегда величали уважительно. В 17 веке в Москве работало уже достаточно много пекарен – хлебных изб, и самая крупная в Измайлове – принадлежала царскому двору и именовалась хлебным дворцом.
Лучшим хлебом на Руси был крупчатый» из хорошо обработанной пшеничной муки. Из просеянной через сито муки пекли ситный хлеб. Самые низкокачественные сорта называли мякиной. Их пекли из непросеянной муки.
В 19 веке по всей России славились хлебобулочные изделия московского хлебобулочника Филиппова. Его хлеб, калачи, сайки и булки не только доставлялись к царскому столу, но отправлялись целыми обозами даже в Сибирь.
ВЕДУЩИЙ 1: Хлеб на столе… Он разный: по виду, по форме, по содержанию, по вкусовым качествам, по различным добавкам, по цвету, по способу приготовления, А какой хлеб у вас на столе? Какой хлеб вы любите? Какой хлеб выпекают у вас в городе? И, вообще, какие названия хлебобулочных изделий у вас в памяти? Кто вспомнит последнее название хлеба – получит сувенир.
СПИСОК НАЗВАНИЙ
Ржаной
Пшеничный
Черный
Белый
Московский
Бородинский
Орловский
Саратовский
Рижский
Подмосковный
столовый
Подовый
Заварной
Ароматный
Диетический
Деревенский
Круглый
Ситный
Пеклеванный
Формовой
Зерновой
С отрубями
Нарезной
Горчичный
Лаваш
Паляница
Полюшко
Багет и другие
БУЛОЧКИ:
Городские
Калорийный
Докторские
Свердловские
Сайки,
Плюшки
Слойки
а также: печенье, вафли, коржики, Крендели, сушки, бублики, пряники, сухари, пирожки и так далее.
Музыкальная заставка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Николай Рубцов. Хлеб.
Положил в котомку сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль
Хлеб не взял:
- Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль! –
Все же бабка сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
- Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, нам себя несет!...
ВЕДУЩИЙ 2: Дорогие гости! Готовя этот вечер, мы сформировали 2 команды знатоков хлеба. Первая команда назвала себя «хлеборобы», а вторая – «зерна».
Я прошу подняться их на сцену. Капитаны команды, представьтесь и представьте членов своей команды.
Сначала представляются «хлеборобы» а за ними – «зерна».
Идет представление.
ВЕДУЩИЙ 2: Чтобы соревнование проходило в равных условиях, проведем жеребьевку.
Жеребьевка.
ВЕДУЩИЙ 2: А теперь разрешите представить компетентное жюри.
ВЕДУЩИЙ 2: Первое задание – для капитанов. Они задают друг другу по две загадки о хлебе, хлебном поле, крестьянских орудиях труда и инвентаре.
Если каждый капитан удачно найдет и загадает 2 загадки, а также правильно отгадает загадки, заданные ему, получит 4 балла. Начинаем!
В помощь организаторам вечера печатаем несколько загадок.
Лежит бугор между гор, пришел Егор – унес бугор. (Хлеб в печи)
Еду, еду – следу нету. Режу, режу – крови нету. (вода и хлеб)
Не море, а волнуется, (нива)
Железный нос в землю врос. Роет, копает, землю разрыхляет. (соха, плуг)
Ходит полем из края в край. Режет черный каравай. (плуг, соха)
Ног много, а с поля на спине едет. (борона)
Сто братьев в одну избушку соткнулись. (колос)
Сто один брат, все в один ряд – вместе связанные стоят. (сноп)
Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)
Если капитаны затруднятся в поисках загадок, то ведущий может задать им свои. , например:
Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и пресно, красно, и кругло, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило. (Каравай)
Что за желтые сережки на соломенных на ножках? Собери их – и под пресс, станут кашей геркулес». Чтоб ты сильным, крепким рос, мы посеяли … (овес)
На столбе золотом ходит дом ходуном. Золотист он и усат, а в окошечках-карманах златоглавых сто ребят. Их комбайном соберем, белый хлеб мы испечем, надо крепко потрудиться, превращая в хлеб … (пшеницу)
ВЕДУЩИЙ 1: Прежде, чем начать второй конкурс, послушайте, пожалуйста стихотворение Олега Поскребышева «Песни нового хлеба». Прослушав его, мы легче поймем содержание игры.
ЧТЕЦ: Зима отворчала,
Примчалась весна.
А озимь сначала
Худа и бледна.
Но с красного солнца,
От синих ветров
В ней все же проснется
Зеленая кровь.
И вскоре по весям
Услышит народ:
Зеленые песни
Она запоет.
Чуть позже по склонам
Плеснется волной
Вслед песням зеленым
Напев золотой.
И станешь ты весел
И духом здоров
Не с белых ли песен
Больших жерновов!
Последнюю песню —
Настанет черед —
С подружкою-печью
Квашонка споет.
ВЕДУЩИЙ 1: Конкурс называется «Сеем, жнем, молотим, хлеб печем». Это блицтурнир. Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов. Время на обдумывание – 30 секунда. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Приступаем!
ВОПРОСЫ
1. При помощи каких орудий крестьяне готовили землю к будущему урожаю? (Плуг, соха, борона)
2. Чем крестьяне жали, рожь, пшеницу и другие культуры? (серпом)
3. Назовите ручное орудие, которым молотили зерновые культуры. (цеп)
4. Назовите домашнюю утварь, при помощи которой хлеб готовили к выпечке. (квашня, мутовка, весло, решето, сито,)
5. Как называются отходы после обмолота и очистки зерна? (мякина, полова)
6. Как называются стебли зерновых и крупяных культур после обмолота? (солома)
7. Как называется кладка снопов для просушки на сжатой полосе? (суслон)
8. Как называются стебли, оставшиеся на поле после того, как сжали зерновые культуры? (стерня)
9. Назовите крытое помещение для хранения снопов, пока их не обмолотили. (Рига)
10. Назовите повозки, которые крестьяне использовали для хозяйственных нужд. (телега, колымага, дровни, андрец)
11. Как называется площадка перед овином, очищенная от дерна, утрамбованная, посыпанная песком и предназначенная для молотьбы? (ладонь)
12. Вспомните, при помощи каких орудий и приспособлений крестьяне в домашних условиях измельчали зерно в муку или крупу. (жернова, ступа с пестом)
ВЕДУЩИЙ 2: Прекрасны запахи цветов и трав, леса, альпийских лугов, морского ветерка, и тихого январского снегопада. Удивительно приятен голос родниковой воды в жаркий полдень, созвучна душевного настроения россиянина пора сенокосов и грибных дождей. Но кто из нас усомнится в том, что запах теплого, только из печи! – хлеба – один из самых лучших на свете! Он не растворяется ни в каких других запахах. Он уникален. Чем пахнет хлеб? Хлебом! Иного ответа у нас нет.
ЧТЕЦ: Борис Примеров. Ода Хлебному запаху.
Я родился под выжженным небом,
На земле, где на тысячи лет,
Кроме запаха трудного хлеба,
Никаких больше запахов нет.
Этим запахом время кричало,
О сердца высекало огонь
И руками корявыми брало
За широкие крылья гармонь.
В каждой клавише пелось про жито,
И мотив оперялся и креп.
Ничего на земле не забыто,
Но особенно — горестный хлеб.
Доставалась горбом мне горбушка,
Но была до чего же вкусна
Малость самая, крошка, осьмушка,
Что порой выделяла страна.
Не заиграна эта пластинка,
Эта музыка вечна всегда,
Вдруг прихлынет, придет из глубинки
Что-то дальнее к нам в города.
Трудный хлебушек, промысел древний.
И пускай мыслю якобы в лоб,
Но скажу я, что нашей деревне
И всему голова — хлебороб.
Царь-девица — великое жито,
Государыня-матушка — степь.
Ничего нами здесь не забыто,
Но особенно все-таки — хлеб.
И поныне горжусь я тем небом
И землей, где за облаком лет,
Кроме запаха русского хлеба,
Никаких больше запахов нет.
ВЕДУЩИЙ 2: Я прошу подойти ко мне по 1 игроку от каждой команды. Этот конкурс называется «Чей нос и вкус лучше». Мы будем дегустировать хлеб. На каждой из этих двух, накрытых салфетками, тарелочек лежит по 5 кусочков хлебобулочных изделий. Тут могут быть кусочки различных сортов белого и черного хлеба, а также булочек. Ваша задача – с завязанными глазами попробовать хлеб и, ориентируюсь только на запах и вкус, сказать нам название его. Кто у нас первый по жеребьевке? Завязываем глаза. Теперь берите первую пробу. И какой хлеб вы попробовали? За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Проводится игра.
Музыкальная заставка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Михаил Дудин. Сей зерно.
Ты на Земле рожден.
Заветом
Далеких предков суждено
Тебе всегда зимой и летом
Душою слышать: сей зерно!
Ты на Земле рожден.
Не тем ли
Твой долг определен давно:
Хранить ее леса и земли,
Моря и реки.
Сей зерно!
Что из того, что мир расколот
Тоскою распрей!
Все равно
Пройдут война, чума и голод,
Любовь и песня.
Сей зерно!
Ты, на Земле рожденный, ввысь ли
Глядишь на звездное руно
Или веленьем острой мысли
Спешишь в глубины,— сей зерно!
Пусть будет сердце в миг единый
Последней страстью сожжено
И ты уйдешь, зерном в глубины
Земной утробы,— сей зерно!
Земля твоя!
Она качала
Твоей судьбы веретено.
И нет конца и нет начала
У вечной Песни.
Сей зерно!
ВЕДУЩИЙ 1: Ученые химики могут засвидетельствовать: в хлебе есть, по меньшей мере, 210 веществ, бесспорно влияющих на его аромат. Среди них: 21 углеводород, 70 карбонильных соединений, 23 спирта и фенола, 32 кислоты, 17 эфиров и серосодержащих соединений. Впечатляет, не правда ли?
А вот мнение ученых-медиков. Взрослый человек обычно съедает в день около пятисот граммов, а при тяжелой физической работе и все восемьсот граммов хлеба. Их расчеты: в хлебе до 7 процентов белков и до 45 процентов углеводов, ежедневно обеспечивающих около 1600 ккал энергии. Отсюда и вывод: если не половину, то добрую треть всей энергии и растительных белков, необходимых для жизнедеятельности, человек берет непосредственно от хлеба.
Хлеб можно употреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении. Он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели, с мясом или любым другим блюдом, он не теряет своей привлекательности. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свет, мы уже без него не может обойтись, и до смертного часа он нам не надоедает.
ВЕДУЩИЙ 2: Хлеб! Какое привычное, и все-таки необычное слово!
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!»
ВЕДУЩИЙ 1: Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!»
ВЕДУЩИЙ 2: Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
ВЕДУЩИЙ 1: Пусть кружится он в квашне
Запекается в огне
Мы говорим: «Хлеб».
ВЕДУЩИЙ 2: Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
ВЕДУЩИЙ 2: Да, нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыты поля с зерновыми культурами. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало, недоеденный кусок. Сейчас существует множество рецептов блюд из черствого хлеба. Я думаю, один вы все хорошо знаете. Если у вас скопился черствый хлеб, то вы его режете на маленькие кусочки, складываете их в сковородку, заливаете смесью молока с яйцом и запекаете в духовке. Очень вкусно!
Широко распространен и такой простой рецепт. Режете хлеб на ломтики, обмакиваете их в смесь молока с яйцом, посыпаете сыром и запекаете на сковородке или в тостере. Тоже очень вкусно.
Мы предложили командам приготовить кушанье из хлеба, рассказать рецепт его приготовления и угостить им жюри. Максимальное количество баллов за это задание – 10. Пожалуйста, угощайте жюри и рассказывайте.
В помощь организаторам вечера в приложении печатаем несколько рецептов блюд из хлеба.
Музыкальная заставка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Алексей Марков. Руки.
Как будто коренья
На сгорбленных скалах,
На острых коленях
Спят руки устало.
В ожогах, порезах,
Бугристы, безмолвны,
Прочны, как железо,
Покорны, как волны.
В суровых ушибах,
Порою незрячи,
Горят от ошибок,
Горды от удачи.
Не скупы на ласку,
На подвиг готовы.
В жизнь выведут сказку
И выгнут подковы.
Чисты, бескорыстны,
Работа — их отдых,
Здоровье отчизны
Как хлеб им и воздух.
Приходится туго —
Недодано где-то
Рукам по заслугам
Тепла и привета,
Но век терпеливы,
Все вынесут, сдюжат,
Заводам и нивам
Служили и служат.
И жилы-канаты,
Что реки России,
Просты, узловаты,
Не больно красивы.
Но вы, кто за партой
Проходит науки,—
Смотрите на карты,
Но больше — на руки!
ВЕДУЩИЙ 1: Тяжелый, изнурительный труд не пропал даром. Пришел счастливый и радостный день. Праздник первого снопа. Праздник заполняет сплошным веселым шумом улицу: хороводы, пляски и песни. Переливчатые звуки гармоник плывут во все закоулки, задорнее слышатся голоса в первый день жатвы, когда вечером несут в деревню зажиночный сноп, перевитый васильками. Как же! Ведь это ли не новь: хлеб вызрел! До новины дожили! Когда вдоволь напоются, наслушаются песен, напляшутся, - ставят зажиночный сноп в избу, да не куда-нибудь, да в передний угол. Этот сноп олицетворяет достаток хозяина, его надежду на благополучие.
На сцену выходит хор и исполняет несколько задорных плясовых песен.
ВЕДУЩИЙ 2: В селе большая страда. Убирают рожь и пшеницу и свозят в ригу или укладывают в скирды. Там снопы ждут обмолота. В докомбайновый период, чтобы снопы обмолотить, их надо высушить в овине. Для тех, кто не знает, и кто позабыл – объясняю, что такое овин.
Овин – двухэтажное бревенчатое здание, сарай, предназначенный для сушки снопов. На первом этаже кладется специальная печь или копается яма, и в ней разводится костер. Тепло от печи или костра через специальные щели по бокам потолка поступает на 2 этаж, где на колосниках установлены снопы. Работа по заполнению овина снопами называется «сажать овин». Происходит это следующим образом: внизу работник берет сноп и бросает его на полку перед окном. Второй подхватывал сноп и перекидывает третьему, стоящему внутри. Тот устанавливает сноп на колосниках.
Сейчас наши команды будут «сажать овин». Пожалуйста, постройте нам срочно овин!
На сцену рабочие выносят щит, разрисованный под овин. С внутренней стороны окна овина укреплен карман из полиэтилена для «приема снопов». И установлен звуковой маячок, на звук которого будут бросать «снопы».
ВЕДУЩИЙ 2: От каждой команды я приглашаю по 1 игроку. Вы по очереди будете сажать овин. Снопами будут у нас эти теннисные мячики. Каждый их получает по 5 штук.
Ваша задача – с завязанными глазами забросить «снопы» в окно «Овина». Становитесь на черту, проведенную на расстоянии 2 метров, и бросайте. Сколько снопов влетит в окно, столько баллов команда запишет на свой счет.
Игрок становятся на черту, ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг оси. Игра начинается.
Музыкальная заставка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
ЧТЕЦ: Алексей Мишин. Особой ценой.
Утрами хлебный запах льется.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю,
Как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.
Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та,
Что во поле, цена.
ВЕДУЩИЙ 1: «Хороший хлеб всегда в радость и на здоровье человеку. У нас на Руси прежде гостю поднеси, режь, да ешь, ломай, да нам давай».
«И не худо, что булка полпуда». Нет, что ни говорите, а от хлеба и горнице светлее, и за столом уютнее. Под тягучий свист декабрьской метели, звон мартовской капели, или дней осенней распутицы, беря в руки куски хлеба, щедро нарезанные к обеду, мы нередко испытываем какое-то затаенное, до конца не осознанное чувство торжества и привязанности к этому пахучему мякишу, прогретому жаром печи. Он дешевый и доступный для всех нас, и заменить его нам ничто не может. Вот в этом смысле – хлеб бесценен.
ВЕДУЩИЙ 2: Послушайте, пожалуйста, сказку «Сколько стоит самородок золота?» Я расскажу ее вместе с моим напарником (называет имя и отчество).
Текст печатается в приложении.
ВЕДУЩИЙ 2: Отношением к хлебу, умением дорожить им, делиться и в трудную, и в радостную минуту – выверяется душевная щедрость человека.
ЧТЕЦ: Валентин Кузнецов. Родина.
В пору военных разрух
С хлебом в стране было туго.
Не выпускала из рук
Ты ни винтовки, ни плуга.
И потому не взяла
Смерть тебя в тяжкие годы.
Вспашка глубокой была,
Стойкими выдались всходы.
Вот почему ты жива,
Сладок твой хлебушек черный.
Хоть на твои жернова
Падали горькие зерна.
ВЕДУЩИЙ 1: Команды продолжают соревноваться в знании хлеба и хлебного поля. С полей убран урожай, а на токах тарахтелки-сортировки сортируют зерно. Вот и мы сейчас этим займемся. От каждой команды я прошу выделить по 1 сортировщику. Садитесь, пожалуйста, за столы. Ваша задача: отсортировать зерно, находящееся на этих тарелочках. Смесь состоит из зерен, овса и гречихи. Разбирать вы будете с завязанными глазами. Приступайте. Наибольшее количество баллов за это задание – 5. Прошу жюри после этого конкурса подвести окончательные итоги соревнований.
ВЕДУЩИЙ 2: Чем заканчивается праздник первого снопа? Во всех деревнях и селах России из муки нового урожая всего выпекали и выпекают большие румяные караваи. От этого каравая просыпалось в людях родство душ, им гордились. И ели его всегда с особым удовольствием. Недаром же в народе присловье родилось:
- Разбуди меня мама, завтра пораньше.
- Что так?
- Да вот хлебушка ломоть доесть… Теперь уж не смогу!
Кто читал повесть «Усвятские шлемоносцы», тот обязательно обратил внимание, как точно и образно, как аппетитно выписал Евгений Носов это всенародное священнодействие – выпечку хлеба. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из этого произведения. Его прочитает (называет чтеца).
Текст печатается в приложении.
ВЕДУЩИЙ 2: Нет, что ни говорите, а есть что-то загадочно-волшебное в самом сотворении хлеба.
ВЕДУЩИЙ 1: Просим команды «Хлеборобы» и «Зерна» выстроиться на сцене. Жюри готово объявить победителя.
Жюри объявляет окончательные итоги соревнований, называет победителя, командам вручаются призы и сувениры.
Музыкальная заставка из произведений для оркестра русских народных инструментов Н. Будашкина.
На сцену выбегают дети. Они становятся около каравая.
1 РЕБЕНОК: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таким встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
2 РЕБЕНОК: С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Приминай хлеб-соль их рук.
3 РЕБЕНОК: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
4 РЕБЕНОК: В каждый дом, на каждый стол.
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила.
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Дети спускаются в зал и угощают хлебом-солью гостей вечера. Каравай следует предварительно разрезать на кусочки.
На сцену выходит хор. Он исполняет песни о хлебе, хлебном поле, России: «Пшеница золотая» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Рязанские мадонны» (муз. А. Долуханяна, сл. А. Поперечного), «Где хлеба шумят» (муз. Н. Кутузова, сл. А. Карасева), «Вкус хлеба» (из к/ф «Баллада о хлебе» (муз. Е. Птичкина, сл. В. Фирсова), «Русское поле» (муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф), «Я иду по полю с конем» (из репертуара группы «Любэ», «Течет Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина).
ВЕДУЩИЙ 1: Когда еще только начинают пылать кленовые пожары золотой осени, на нашу землю приходит праздник урожая. Добрый и веселый день, прославляющий труд пахаря. Праздник – итог, праздник – подарок. Сколько же в нем скоплено солнечной теплоты?! Потому так любят этот день земледельцы. Все сошлось в этом праздничном дне урожая. Начало и итог полевых работ, ритуалы и традиции хлебопашества, да разве перескажешь размах веселья народного!… И кружится хлебороб в песенной карусели. У меня на душе тоже празднично, и я кричу: «Силы небесные, силы земные! Царь Огонь, царица Вода, матушка Земля, отец Небо, господин Ветер, кормилец Дождь, князь Солнце и княгиня Луна! Спасибо всем вам за теплый, пышнотелый, румянобокий каравай хлеба! Будь всегда с нами, хлеб! Ведь ты такой же насущный для нас, как воздух и свет. Как утренние лучи солнца. Никогда не покидай нас, хлеб! Когда тебя нет, приходит голод…»
Хор исполняет песню «Как не любить мне эту землю» (муз. В. Левашова¸сл. В. Лазарева). Если в репертуаре хора нет этой песни, можно исполнить другую – о любви русского человека к Родине, к земле-кормилице. В крайнем случае, вечер можно закончить стихами.
ЧТЕЦ: Владимир Лазарев.
Как не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить,
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи.
Мне хорошо в твоих раздольях,
Моя любовь, моя земля,
Крестьянка русская в ладонях
Весною нянчила тебя...
Как не любить мне эту пашню,
Что битва кровью обожгла,
Как мне забыть за правду павших
Крестьян из нашего села!
Земля, под грозами ты мокла,
Сквозь бури шла и ожила!
Скажи, а все ли сделать смог я,
Чтоб ты любить меня могла?
Когда к тебе я припадаю,
В туманности нежности полей,
В твоем тепле я вспоминаю
Ладони матери моей.
Как не любить мне эту землю?..
Автор-составитель:
Методист-инструктор ОМО КСРК
Л.М. Анфилофьев.
ЛИТЕРАТУРА
Степаненко В.И. И вечный хлеб…: Размышления - откровенно о сокровенном. - М.: Сов. Россия, 1982. – 128 с.
Именем хлеба: Поэтич. сборник/ Сост. Л.В. Сушкова. – М.: Моск. Рабочий, 1984. – 368 с.
Страницы Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СКОЛЬКО СТОИТ САМОРОДОК ЗОЛОТА?
Однажды добрый молодец (естественно, сказочный) нашел золотой самородок. Обрадовался, поднял его и понес к ювелиру. Спросил:
«Сколько стоит мой самородок?»
«Тысячу рублей», - ответил ювелир.
Не поверил молодец, пошел к другому торговцу драгоценностями. И правильно сделал, потому что самородок был оценен в пять тысяч рублей… Но его счастливого обладателя снова взяло сомнение. Третий ювелир взвесив золото, сказал, что стоит оно 10 рублей.
Вот так ситуация! Совсем растерялся юноша и решил направиться к мудрецу за советом.
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому волшебнику, - но не могу установить истинную цену самородка».
Взял в руки золото мудрец.
«Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния, но не гордись этим. Ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле… Попробуй неделю не поесть. За кусок хлеба и самородок отдашь. Вот разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни….»
ЕВГЕНИЙ НОСОВ. «УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ» (ОТРЫВОК)
«...В детстве Касьян всегда старался не пропус¬тить этого радостного момента. Мать, возясь в межхлебье по дому, время от времени подходила к таин¬ственно молчаливой печи, в черной выметенной утробе которой свершалось нечто необыкновенное* томительно-долгое, приоткрывала на пол-устья же¬стяную заслонку и легкой осиновой лопатой поддева¬ла ближайшую ковригу, разрумянившуюся, глянцево мерцавшую округлой коркой. Она брала хлебину в руки, от жаркости подбрасывала ее, тетешкала, пе¬рекидывала с ладони на ладонь, после чего, дав по¬остыть маленько обверху, подносила к лицу и, буд¬то кланяясь хлебу, осторожно прикасалась кончиком носа. Невольно прослезясь, мать тотчас отдергивала лицо, и это означало, что хлеб еще не в поре, полон внутреннего сырого жара и надо его снова досылать в печь. Но вот приходило время, когда мать сначала робко, а потом все смелее прижималась носом к ков¬риге, наконец, и вовсе расплющивала его, терпя, не уступая внутреннему ржаному пылу. В такую мину¬ту лицо ее радостно расцветало, и она то ли самой себе, то ли всему дому объявляла: «Слава тебе...» С легким шуршанием хлебы один за другим слета¬ли с лопаты на выскобленную столешницу, и сначала кухня, затем горница и все закутки в избе начинали полниться теплой житной сытостью, которая потом проливалась в сени, заполняя собой двор, и волнами катилась по улице. Возбужденные хлебным запахом, воробьи облепляли крышу, к сеням сбивались куры, топтались у порога, пытливо заглядывая в дверь... А тем временем мать, смочив в свежей, только что зачерпнутой колодезной воде гусиный окрылок, взма¬хивала им над хлебами, кропила широким крестом, и те, без остатка забирая в себя влагу, раздобрело вздыхали побархатевшими округлостями и начина¬ли ответно благоухать, как бы дыша в расслабляю¬щей истоме и успокоении. Потом караваи задергива¬ли чистым суровьем и оставляли так до конца дня остывать и тем дозревать каждой порой до потреб¬ной готовности...»
НЕСКОЛЬКО РЕЦЕПТОВ БЛЮД ИЗ ХЛЕБА
Банница из хлеба и брынзы
В смазанную маслом сковороду или на противень уложить ломтики пшеничного хлеба, нанести на них фарш из измельченной на терке брынзы, смешанной с маслом, покрыть еще одним слоем хлеба. Взбить яйца со сливочным маслом, молоком и солью и залить этой смесью хлеб. Выпечь банницу в горячей духовке.
Яйца по-бельгийски
250 г мякиша белого хлеба, 60 г тертого сыра, 150 г ветчины, 3 яйца, 50 г растительного масла. Нарезать хлебный мякиш ломтиками толщиной 1 см. Отделить яичные белки от желтков и смешать желтки с сыром. Смазать этой смесью ломтики хлеба, сверху положить на них кусочки ветчины, покрыть взбитыми в густую пену белками. Посолить, поперчить и поджарить хлеб в масле, не переворачивая. Подавать горячим.
Французская запеканка из фаршированной капусты
1 булка, 700 г капусты, 250 г мясного фарша, 250 г копченой колбасы, 2 яйца, 200 мл молока, 1/2 стакана бульона, 2 головки репчатого лука, молотый черный перец, соль. Размочить в молоке булку. Вырезав кочерыжку, опустить кочан в кипящую воду на 3-5 минут. Мясной фарш смешать с пропущенной через мясорубку колбасой, добавить измельченный репчатый лук, размоченную в молоке булку, яйца, поперчить, посолить. Форму смазать сливочным маслом, уложить в нее капустные листья, чередуя с фаршем (сверху и снизу должны быть листья), полить бульоном, посыпать тертым сыром и запекать в духовке примерно 1 час.
Запеканка с грибами
200 г пшеничного хлеба, 50 г сушеных грибов, 1 столовая ложка топленого сливочного масла, 1/2 стакана сметаны, 1 столовая ложка тертого сыра, 1 яйцо, 1/3 стакана панировочных сухарей, 1 л воды, молотый черный перец, соль. Вымоченные грибы промыть. Воду, в которой они вымачивались, процедить и сварить в ней грибы до мягкости. Готовые грибы вынуть и нарезать лапшой. В бульон всыпать панировочные сухари, нарезанные грибы, влить сметану и хорошо прогреть, не давая закипеть. Хлеб нарезать тонкими ломтиками и обжарить с одной стороны на масле. В глубокую сковороду выложить всю грибную массу, сверху накрыть кусочками хлеба (поджаренной стороной вниз) так, чтобы один край находил на другой. Сверху смазать яйцом, посыпать тертым сыром и запечь в духовке.
Суп хлебный с грибами и кабачками
200 г пшеничного хлеба, 400 г кабачков, 300 г свежих грибов, 25 г муки, 40 растительного масла, 2 л воды, 10 г зелени петрушки или укропа. Очистить, промыть и нарезать свежие грибы, опустить в кипящую воду и варить около получаса. Замочить в горячей воде хлеб. Очищенные от шкурки и семян кабачки нарезать кубиками или кружочками, обвалять в муке и обжарить на растительном масле. Нарезать кубиками репчатый лук, обжарить и соединить с кабачками. Сваренные грибы промыть, залить кипятком, довести до кипения, добавить отжатый и протертый хлеб, кабачки с луком, соль, довести до кипения и варить 20-25 минут. Перед подачей к столу посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки или укропа.
Помидоры, запеченные в булочках
6 белых несладких булочек, 3 средних помидора, 1,5 средние головки репчатого лука, 3 яйца, 1,5 стакана и еще 6 столовых ложек молока, 3 столовые ложки сливочного масла, соль. Срезать верхнюю четверть каждой булочки и вынуть из нижней части мякиш. Приготовить фарш: мелко нарезанный лук поджарить на масле, добавить нарезанные помидоры (без кожицы), посолить и потушить 5 минут, затем влить взбитые яйца. Все смешать с размоченным в молоке мякишем и поджарить. Смочить каждую булочку изнутри молоком, наполнить фаршем, накрыть верхушкой булочки, смазать маслом, поместить на противень и запечь в духовке в течение 10-15 минут.