Текст сценария
|
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ |
|
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ!
Сценарий летней игровой программы
для домов отдыха, санаториев, баз отдыха,
а также рабочих и служащих УПП, членов местных организаций ВОС, выезжающих за город на природу
![]() |
МОСКВА
2003
Подготовка массового выезда за город на природу
В плане дома культуры, клуба учебно – производственного предприятия, местной организации ВОС намечен массовый выезд групп рабочих и служащих, членов ВОС за город на природу. К этому ответственному мероприятию следует тщательно готовиться заранее. Чтобы избежать досадных промахов и нареканий со стороны отдыхающих, все продумывается вплоть до мелочей. Готовится и издается приказ по Дому культуры, по предприятию, в котором указывается дата мероприятия, место отдыха, ответственные за организацию прогулки, ответственный за транспорт. Если вы наметили разместиться вблизи водоема, то в приказ включается спортсмен, который следит за правилами поведения отдыхающих во время купания.
Большую работу предстоит выполнить по сбору и изготовлению спортивного инвентаря и реквизита для проведения различных подвижны игр: футбольные и теннисные мячи, рюкзаки с одеждой для туристов, дощечки для прохода через «болото», футбольные ворота, мишень, корзинки, деревянный «козел», грибы - деревянные или вырезанные по контуру рисунка из бумаги, картона, и т.п.
Прочитав данную игровую программу, вы выбираете понравившиеся игры и соревнования, которые сможете провести (а может, берете программу целиком), составляете список необходимого инвентаря и даете задание службам и ответственным для его изготовления и подбора.
В том случае, если на прогулку собрались незрячие, святая обязанность организаторов - побеспокоиться, чтобы каждый из них имел сопровождающего.
К подготовке прогулки надо подключить коллективы художественной самодеятельности. Мероприятие оживится и засверкает яркими красками, если туристские песни споет хор и солисты. Лучше, если спортивные конкурсы и соревнования будут проходить под звуки веселых, бодрых мелодий в записи или аккомпанемент баяниста.
Прежде, чем выехать на место остановки отдыхающих, следует проверить, в каком состоянии оно находится. Было бы нелишним съездить вместе с активистом и провести уборку будущего места отдыха.
Итак, подготовка завершена. Вы вместе с группой отдыхающих приехали на место, расположились в чудесном уголке природы родного края, перекусили, искупались. Что дальше?
Чтобы отдых прошел интересно и запомнился надолго, организатор приглашает всех желающих принять участие в спортивных и интеллектуальных играх.
Сценарий игровой программы
Включается магнитофон, звучит песня «Как не любить мне эту землю» (Муз. М. Блантера, сл. В. Лазарева) или «Мне березка дарила сережки» (Муз. А. Аверкина, сл. В. Харитонова), или «Наша край» (Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца). Музыка стихает.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Мы находимся в уютном и очаровательном уголке природы нашего края - …(называет область, район). Здесь каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки – прелесть! Наш край славится солнечной веселостью березовых рощ и сумраком бора, печалью полевых дорог и луговыми просторами, зеркальностью озер и береговыми кручами. Мы любим наш край, нашу природу. Любовь к природе для нас столь же органична, как, например, любовь к красоте. Вот расцвела черемуха. И восхитительный запах ее несем мы в сердце своем до конца дней. Кто-то всю жизнь помнит первое купание в знакомой с раннего детства речке, рыбную ловлю, поход по грибы и ягоды. Кому-то, может быть, запал в душу благовонный запах дикой розы, которую он встретил в запущенном парке после дождя. У кого-то перед глазами стоит картина, описанная Николаем Алексеевичем Некрасовым: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят»…
ЧТЕЦ: Люблю тебя, мой край родной,
Всегда мне дорог ты,
Всегда мне дорог ты!
Твоею скромной красотой
Полны мои мечты!
Зовет меня тенистый сад,
И над речной волной
Шумит камыш густой.
Здесь юности прошли года,
Здесь мы росли с тобой.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы отправимся путешествовать по родному краю. Я предлагаю сформировать две команды туристов. Одну команду мы условно назовем «Восход», а другую – «Восток». У кого другие предложения? Нет? Тогда выбираем капитанов команд.
Настало время поработать капитанам. Каждый из них подбирает свой отряд – еще пять туристов. Желательно, чтобы в команды входили знатоки родного края, грибники, футболисты, мастера по туристским кострам, любители подвижных игр.
Капитаны подбирают себе команду.
ВЕДУЩИЙ: А теперь давайте выберем жюри нашей игровой программы.
Из числа отдыхающих выбирается жюри – три человека.
ВЕДУЩИЙ: Команды к путешествию готовы? А вот и первое задание для них. Каждая команда выбирает и исполняет свою любимую туристскую песню, потому что, как поется, «нам нельзя без песен, потому, что мир без песен тесен».
Команды поочередно исполняют выбранные песни.
Краткий перечень туристских песен
«Песенка робинзонов» (Муз. О. Фельцмана, сл. Н. Олева),
«Надежда» (Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова),
«Милая моя» (Муз. и сл. Ю. Визбора),
«Изгиб гитары желтой» (Муз. и сл. О. Митяева),
«За туманом» (Муз. и сл. Ю. Кукина),
«Мама, я хочу домой» (Муз. М. Левина, сл. Ю. Визбора),
«Говоришь, чтоб остался я» (Муз. и сл. Ю. Кукина),
«Кеды» (Муз. А. Флярковского, сл. Л. Дербенева),
«Наш край» (Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца),
«Глобус» (На музыку довоенной песни «М. Светлова «За зеленым забориком», первые две строфы М. Львовского, остальные – народные) и др.
Рекомендуем посмотреть сборник «Молодежная эстрада» за 2000 г, Вып.5. Там напечатана подборка «Песни встреч и дорог» (с нотами и текстами).
Звучит веселая инструментальная музыка.
ЧТЕЦ: Там, где лес, перелесок, опушка,
Где речная сверкает вода,
Нагадала колдунья-кукушка –
Надарила на счастье года.
Я не знаю, случится ли это,
Я спасибо за то говорю,
Что стою на границе рассвета,
Что сегодня встречаю зарю.
В каждом мальчике чувствую сына,
В старике проходящем – отца,
И надеюсь – лихая година
Не коснется родного лица.
И Россия идет мне навстречу,
Материнской улыбкой светя,
И легко упадают на плечи
Серебристые струи дождя.
ВЕДУЩИЙ: Сначала мы проведем интеллектуальную игру и определим, знаете ли вы родной край и природу его. Назовем игру «Кто больше знает, кто лучше помнит?»
Тур 1.
Первый вопрос: Назовите цветы, которые произрастают в нашем крае: в поле, на лугах, на опушке леса, в самом лесу и даже в водоемах? Команды будут называть цветы по очереди. Начинает «Восход»!
Команда, которая назовет цветок последней, получает очко.
Второй вопрос. С какими деревьями встретимся мы, если отправимся путешествовать по родному краю? Начинает команда – победительница. Правила – те же.
Третий вопрос. Назовите реки и озера нашей области.
Четвертый вопрос: Какие города нашей области вы знаете?
Пятый вопрос: Назовите литературные произведения, в заглавиях которых упоминаются географические названия, и их авторов.
(Например: М. Шолохов «Тихий Дон», С. Смирнов «Крепость над Бугом», , Н. Задорнов «Амур – батюшка», А. Пушкин «Послание в Сибирь», «Полтава», М. Лермонтов «Бородино», В. Маяковский «Мое открытие Америки», Э. Золя «Чрево Парижа», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», М. Горький «Сказки об Италии», Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», и т.п.)
Шестой вопрос. Вы отправились в лес за грибами. Назовите те из них, которые вы положите в корзину, а также те, которые отбросите.
ВЕДУЩИЙ: Жюри попрошу подвести итоги первого тура.
Звучит веселая инструментальная музыка.
ЧТЕЦ: Так всесильна молодость зелени,
Так богата природа сноровкой,
Что букашка без роду и племени
Называется «божьей коровкой».
Солнце в небо взмывает как птица,
Обронив золотые пушинки.
У косули все тоньше копытца,
Чтоб не смять ни единой былинки.
Грач возводит гнездо без опаски
Меж ветвей белокожей березки.
Блещут в травах кукушкины глазки
Или, может, кукушкины слезки?
Пусть вовек не коснутся тревоги
Ни берез, ни косуль, ни травинки.
Пусть судьба нам кидает под ноги
От цветов голубые тропинки.
Тур 2.
ВЕДУЩИЙ: Второй тур интеллектуальной игры «Кто больше знает, кто лучше помнит?» Эти вопросы не только о родном крае. За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко. В том случае, если команда не сможет ответить на заданный вопрос, право ответа передается второй команде. Первый вопрос я задаю победителю предыдущего тура.
- В какое озеро, находящееся на территории России, впадает 336 рек, а вытекает – только одна? (Озеро Байкал. В нем берет свое начало река Ангара)
- Какое самое глубокое озеро в мире? (Озеро Байкал. Его глубина достигает 1620 м.)
- В каких озерах России водятся тюлени? (В Байкале, в Ладожском озере, и в Каспийском море (его иногда называют озером).
- Можно ли построить такой дом, чтобы все четыре стороны его выходили на юг? (Можно, на Северном полюсе).
- Какая река на юге России носит имя хищного животного? (Река Медведица – левый приток Дона).
- Название какой реки находится у нас во рту? (Десна).
- Какую реку можно срезать ножом? (Прут).
- Какая река летает? (Ворона – Тамбовская и Пензенская область)
- Какой полуостров сам говорит о своей величине? (п-ов Я-мал).
- Какой шар нельзя укатить? (Пролив Маточкин Шар).
ВЕДУЩИЙ: Прошу жюри подвести итоги второго тура.
ЧТЕЦ: Рябина раскинула гроздья
И тоненькой веткой давно,
Как будто нежданная гостья,
Несмело стучится в окно.
Румянец, да свежесть, да сила,
Да молодость – все по плечу!
Лишь солнышка чуть не хватило,
На каждую гроздь – по лучу…
Тур 3.
ВЕДУЩИЙ: Третий тур интеллектуальной игры. Наши предки стремились жить в
гармонии с окружающим миром, где многие предметы и явления были для них священными: реки и озера, леса и камни, огонь и звезды, растения и животные. Многим растениям молва приписывала магические, волшебные свойства. Это и необыкновенная сила папоротника, цветущего в ночь на Ивана Купала, и одолень – трава, и сон-трава, и дурман-трава…
Наш следующий конкурс называется “Иван-травник”. Ваша задача -
определить, о каких растениях идет речь в рассказе. Правильный ответ оценивается в одно очко. Правила те же, что и во втором туре.
Первым право узнать растение по описанию предоставляется победителям
предыдущего тура.
- Это растение по-латыни называют “бетула”. У него целебные почки, листья и сок. Оно первым одевается в зеленый наряд. Называют его …? (Береза).
- Его обычно называют сорняком, но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при болезнях печени и почек. Из него получают синюю краску для ткани. Назовите русское имя этого цветка-сорняка. (Василек).
- У этого растения целебные корни, поэтому по-русски его называют “корень жизни”. Под каким названием оно нам известно? (Женьшень).
- Это растение входит в состав болеутоляющих лекарств. Его называют красивым итальянским словом “белладонна”. Назовите его русское имя. (Красавка).
- Про такое растение говорят, что оно помогает от “семи недуг”, и притом ни одна хозяйка без него не обходится. О каком растении шел рассказ? (Лук).
- Время цветения этого кустарника – апрель – май. Ягоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и ветках.. В названии упоминается всем известный хищный зверь. А называется он… (Волчьи ягоды).
- Какое растение отгоняет нечистую силу и также помогает при отсутствии аппетита? (Полынь горькая).
- О каком цветке идет речь в этом стихотворении?
О нем поют поэты всех веков -
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
(О розе)
Подводятся итоги тура. Звучит веселая инструментальная музыка.
ЧТЕЦ: У зеленого берега тайна своя.
Что-то звякнуло и замолчало…
И с прихлынувшей радостью ждем соловья,
Угадав его песни начало.
Дудка лешева, пленканье, дробь или свист,
Что последовать может за этим?
И пускай сам певец невелик, неказист,
И в листве мы его не заметим…
Запоет он – и за полночь станет светло,
В его голосе яркость и сила.
Столько красок в один этот голос вошло,
Что на перья уже не хватило…
Тур 4.
ВЕДУЩИЙ: Четвертый тур интеллектуальной игры. Этот тур посвящен животным, птицам и насекомым. Я даю описание, а вы отгадываете, о каком представителе фауны идет речь. Правила прежние.
Первым в игру вступает победитель предыдущего тура.
- В Древней Руси этого зверька называли “векша”. Он грациозен и красив. Его детишки рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. Кто это? (Белка).
- Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на траве в Подмосковье, оно способно почувствовать незначительное землетрясение в Японии. Назовите его. (Кузнечик).
- В России этого жучка называли “солнышко”. Он кругленький и красненький. Очень добродушный и безобидный. Никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. Назовите его. (Божья коровка).
- Этих птиц любят за их веселый нрав, они прекрасные звукоподражатели. И часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой, кудахчут курицей. От них много пользы – весной они ходят по полям и огородам, собирают личинки и насекомых, зимовавших в земле. Летом – поедают большое количество гусениц и жучков-листоедов. Как называют этих птиц? (Скворцы).
- Эти зверьки на земле самые прожорливые. Назовите их. (Крот – землеройка)
- Многие птицы – прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них – соловей. А кто на втором месте? (Певчий дрозд).
- Детеныш этого зверька способен сосать молоко матери прямо под водой. (Нутрия).
- Какие насекомые носят те же названия, что и млекопитающие? (Жук – носорог, бабочка – медведица, муравьиный лев, жук-олень).
- Где ухо у кузнечика? (На ноге).
- Этого самого крупного представителя нашей фауны вы можете увидеть в Приокском террасном заповеднике, недалеко от Серпухова. Назовите его. (Зубр).
ВЕДУЩИЙ: Просим жюри огласить итоги интеллектуальной игры “Кто больше знает, кто лучше помнит”?
Подводятся итоги.
ВЕДУЩИЙ: Представьте себе, что мы находимся в лагере туристов, а в таких лагерях всегда проводят спортивные игры и соревнования. Команды, приготовьтесь, пожалуйста, к соревнованиям.
Звучит “Футбольный марш” (Муз. И. Дунаевского, сл. Б. Ласкина). Если не найдется запись “Футбольного марша”, то чтец может прочитать отрывок текста любой другой песни о футболистах.
ЧТЕЦ: На лучистом чистом небе солнце светит,
С высоты с любопытством глядит.
Быстроноги футболисты, словно ветер.
Кто кого в этот раз победит?
Удар короток – и мяч в воротах.
Кричат болельщики, свисток дает судья.
Вперед, друзья!
ВЕДУЩИЙ: Как вы уже поняли, мы проводим соревнования футболистов. От каждой команды я вызываю по одному представителю. Соревнования мы назовем “Меткий бомбардир”. Перед вами футбольные ворота, ширина которых полтора метра, высота – также полтора метра. (Размеры ворот, по желанию организаторов, могут быть увеличены или уменьшены.) На середине верхней штанги подвешен звуковой “маячок”, все время подающий сигналы (“маячком” может служить обыкновенный транзисторный приемник). На расстоянии 11 метров от ворот проводим черту и ставим на нее футбольный мяч. Футболисту завязываем глаза, и он 5 раз ударяет по мячу, стараясь забить гол. Начинает представитель команды, которая победила в предыдущей игре. Сколько “одиннадцатиметровых” забьет футболист, столько очков он приносит в копилку своей команды.
Идут соревнования футболистов.
ВЕДУЩИЙ: Прошу жюри сообщить нам результаты соревнования “Меткий бомбардир”.
Звучит веселая инструментальная музыка.
ВЕДУЩИЙ: Следующая игра называется “Козлодром”. Пусть ко мне подойдут по одному спортсмену от каждой команды. Перед вами выпиленный из фанеры и закрепленный на подставке “козел” с длинными и прямыми рогами. Желающему “приручить” козла я даю 10 колец, также выпиленных из фанеры. Он с расстояния 3 метров пытается забросить кольца на рога козла. Сколько колец спортсмен забросит, столько очков пополнят копилку его команды. По нашей традиции, начинает спортсмен из команды, победившей в предыдущем соревновании.
Примечание: Если нет возможности изготовить фанерного козла, то это может быть просто “двурогая” ветка, воткнутая в землю. Можно вбить кол, оклеенный яркой бумагой, и тогда игра будет называться “Кольцеброс”.
Идут соревнования. Жюри подводит итоги.
ВЕДУЩИЙ: Еще одна спортивная игра, которую мы назовем “Целься метко”. Я вызываю от каждой команды по одному “снайперу”. Перед “снайперами” на расстоянии 3 метров установлена мишень (фанерный раскрашенный щит). На обратной стороне мишени закреплен “маячок”, постоянно издающий звуковой сигнал. Завязываем игроку глаза, вручаем 5 теннисных мячей. (Их можно заменить другими предметами, например, еловыми шишками). Задача – попасть мячиком в мишень. Начинает снайпер команды, победившей в предыдущем конкурсе. Сколько попаданий у снайпера – столько очков он приносит своей команде.
Идут соревнования, жюри подводит итоги.
Звучит музыка.
ЧТЕЦ: Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.
ВЕДУЩИЙ: В такую прекрасную погоду мы отправимся в “мир природы”, отправимся в турпоход по родному краю. Задание для капитанов команд “Восход” и “Восток”. Чтобы в турпоходе идти было легко и удобно, надо соответствующим образом одеться. Вручаем капитанам по рюкзаку, в которых уложены различные предметы одежды и обуви - необходимые в походе и бесполезные. (Джинсы, спортивные брюки и шорты, кеды, кроссовки и босоножки, куртка-штормовка и майка, шапка-ушанка и кепка, и т.п.) Завязываем глаза капитанам и по моей команде, под веселую музыку, они быстро начинают снаряжаться в путешествие. Жюри учитывает скорость одевания и целесообразность одежды. Победитель приносит команде одно очко. Начали.
Идет соревнование. Жюри подводит итоги.
ВЕДУЩИЙ: Наше путешествие продолжается. Следующий конкурс называется “Пройди ущелье”. После длительного пути команды подошли к узкому ущелью, которое надо преодолеть. Перед каждым капитаном лежат по два обруча. По моему сигналу капитаны берут по обручу, пролезают через него и передают следующему игроку. Затем берут второй обруч, также пролезают через него, и передают следующему члену команды. То же проделывают члены каждой команды. Как только шестой игрок пролез через второй обруч, капитаны поднимают оба обруча над головой. Это означает, что команды прошли ущелье. Команда, проделавшая это первой, получает очко.
Идет игра. Жюри оглашает итоги.
ВЕДУЩИЙ: На чем только не путешествуют туристы?! Как говорится, на “своих двоих”, на лошадях, на собачьих упряжках, на велосипедах, на аэросанях, и так далее. Мы же попробуем прокатиться на футбольном мяче. Я приглашаю по 3 человека от каждой команды. Каждая тройка игроков получает тугой футбольный мяч. По моему сигналу один из игроков тройки, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его и сам продвигается вперед. Расстояние от старта до финиша – 20 метров. Тройка, первой дошедшая до финиша, побеждает и получает очко. Включите, пожалуйста, музыку! Начали!
(Конкурс можно усложнить – игрок на мяче должен вытянуть руки в стороны и лишь касаться ладонями плеч двух, его сопровождающих).
Идет соревнование. Подводятся итоги.
ВЕДУЩИЙ: Один турист отстал от группы, долго бродил по лесу, проголодался. А продукты кончились. Вдруг он увидел водоем, в котором плавает яблоко. Да вот беда – берега водоема такие, что яблоко можно достать только ртом.
Сейчас мы устроим подобную ситуацию. От каждой команды ко мне подходит один, самый голодный, мужчина. Послушайте, пожалуйста, задание:
Перед вами стоят два тазика, наполненных водой, в каждом из которых плавает по одному крупному яблоку. Вы должны наперегонки, без помощи рук, выловить плавающее яблоко. Тот, кто сделает это первым, объявляется победителем. Он приносит своей команде очко, а в качестве приза игрокам достается на обед добытое яблоко.
(Этот конкурс можно заменить другим испытанием. Перед соревнующимися подвешиваются на обычных резинках два больших спелых яблока. Игроки должны покончить с ними путем откусывания, не дотрагиваясь до плодов руками. Дело это нелегкое, так как, благодаря резинке, яблоки будут прыгать и качаться в разные стороны, так что мужчинам придется изрядно потрудиться. Тот, кто первым справится с заданием, приносит своей команде очко).
Идет соревнование, жюри оглашает результаты.
Звучит в записи польская песня “Рыжик”(Муз. Б. Климчука, сл. Э. Эппеля в исп. Т. Миансаровой) или “По грибы” (Муз. В. Гамалия, сл. М. Танича). Если нет записи песни, то можно прочитать фрагмент ее текста.
ЧТЕЦ: С милым просто заблудиться
На тропе грибной.
Вместо трех, как говорится,
Под одной сосной.
Ельничек – березничек,
Грибная сторона.
Утренняя звездочка
Из лесу видна.
ВЕДУЩИЙ: Повара команд решили сварить грибной суп и угостить нас. Для этого грибы надо собрать. От каждой команды я вызываю по одному грибнику, вручаю им корзинки, и, по моему сигналу, они отправляются “в лес по грибы”. В 10 м. от грибников разложены 12 карточек с изображениями грибов (желательно, вырезанных по контуру рисунку или выпиленных из дерева) - 2 белых, 2 рыжика, 2 масленка, 2 подберезовика, 2 груздя и 2 мухомора.
Итак, грибники пошли! Грибы уже подмигивают вам из-за соседних пеньков и кочек. Кто быстрей и больше соберет грибов, тому и присуждается победа. Имейте в виду: сколько грибов жюри обнаружит в корзине грибника, столько очков пополнят копилку команды. Если же в корзине окажется мухомор, то одно очко с команды снимается.
Идет сбор грибов, жюри подводит итоги конкурса.
Участник художественной самодеятельности исполняет песню “Дым костра” (Муз. В. Благонадежина, сл. Н. Карпова).
Дым костра создает уют.
Искры гаснут в полете сами.
Пять ребят о любви поют
Чуть охрипшими голосами.
Если б слышали те, о ком
Эта песня сейчас звучала,
Прибежали б сюда тайком,
Чтоб услышать ее сначала.
Чтоб прочувствовать до конца
В нашем дальнем таежном стане,
Как умеют любить сердца,
Огрубевшие от скитаний.
Пять сердец бьются, как одно,
Вспоминая подруг далеких,
Тех, что ждут их давным - давно,
Самых нежных и яснооких.
Дым костра создает уют.
Искры гаснут в полете сами,
Пять ребят о любви поют
Чуть охрипшими голосами.
ВЕДУЩИЙ: Туристы шли до самого вечера и, наконец, остановились на ночлег. Даю новое задание. Команды должны установить треногу и подвесить котелок. По моему сигналу участники каждой команды берут 3 палки, моток бечевки и котелок, бегут готовить место под костер (место определяется ведущим заранее), затем устанавливают треноги (связывают три палки, длина которых 80 см., бечевкой, длина которой также 80 см.), подвешивают к треноге котелок. Побеждают первые и приносят команде очко.
Идет конкурс. Жюри объявляет итоги.
ВЕДУЩИЙ: Надо бы разжечь костер, а дрова – за болотом. Задание командам – отправиться через болото за дровами. Для каждой команды там лежат по 12 поленьев. Я подзываю капитанов и вручаю им по две дощечки (длина дощечки 30 см, ширина – 20 см.). Берите дощечки. Переставляя их одну перед другой, вы идете по ним к дровам, берете по два полена, и таким же образом возвращаетесь к костру (к треноге). Укладываете дрова в костер. Затем передаете дощечки следующему участнику команды. Такой же путь проделывает каждый участник команды. Предупреждаю всех заготовителей дров: не разрешается наступать на землю без дощечки и опираться на руки. Команда, быстрее другой принесшая дрова и лучше уложившая костер, получает очко.
Идут соревнования. Жюри оглашает итоги.
ВЕДУЩИЙ: Костры у нас горят. Туристы у костра обязательно поют песни. Я предлагаю спеть песню Юрия Визбора “Милая моя, солнышко лесное” или песню “Глобус”. (Выслушивает ответ зрителей). Очень хорошо – споем обе!
Текст песни «Солнышко лесное»
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все, расставаться пора.
Припев: Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретимся с тобою. (2 раза)
Крылья сложили палатки, их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук самолет.
И потихонечку пятится трап от крыла -
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Припев.
Не утешайте меня, мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны…
Вдруг там у сосен краснеет кусочек огня?
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня?
Текст песни «Глобус»
Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы.
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.
Кто бывал в экспедициях,
Тот поет этот гимн.
И его по традиции
Мы считаем своим.
Потому что мы народ горячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.
ВЕДУЩИЙ: Следующая наша игра - “Узнай дерево”. Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я завязываю вам глаза и подвожу по очереди к какому-нибудь дереву, а вы осязанием стараетесь определить его породу. За правильный ответ каждому дается одно очко. Затем в том же порядке все участники ваших команд подходят с моей помощью к другим деревьям и называют их. Выигрывает команда, у которой очков окажется больше. Итак, капитаны начинают. Дайте нам музыку, пожалуйста!
Идет соревнование. Жюри подводит итоги.
ЧТЕЦ: Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза,
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава, в небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
ВЕДУЩИЙ: Символ нашей Родины, ее природы – русская красавица береза. Недаром о ней написано столько прекрасных стихов и песен. Сейчас мы проведем музыкальную игру. Команды поочередно исполняют по одному куплету песен, в тексте которых упоминается береза или другие деревья. Команды, последней вспомнившая и исполнившая песню – считается победительницей, и в ее копилке прибавляется еще одно очко. Как всегда, начинает команда, победившая в предыдущем конкурсе.
Исполняются песни. Жюри подводит итоги конкурса.
Примерный перечень песен:
“Березы” (Муз. М. Фрадкина, сл. В. Лазарева),
Старинный вальс “Березка” (Муз. Б. Шиллера, сл. А. Безыменского),
“Бежит река” (Муз. Э. Колмановскрого, сл. Е. Евтушенко),
“Мне березка дарила сережки” (Муз. А. Аверкина, сл. В. Харитонова),
“Белая береза” (Муз. В. Шаинского, сл. Л. Овсяникова),
“Береза” (Муз. Н. Кутузова, сл. С. Есенина),
“Колечко” (Муз. К. Арсеньева, сл. И. Зубкова),
“Растет в Волгограде березка” (Муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной),
“Наш край” (Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца),
“Березовый сок” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского),
“Отговорила роща золотая” (Муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина),
“Клен ты мой опавший” (Муз. нар., сл. С. Есенина),
“Над окошком месяц” (Муз. Е Попова, сл. С. Есенина(,
“Лучше нету того цвету” (Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского),
“ Ой, цветет калина” (Муз.И. Дунаевского, сл. М. Исаковского),
“Уральская рябинушка” (Муз. Е. Родыгина, сл. М. Пилипенко),
“Смуглянка” (Муз. А. Новикова, сл. Н. Шведова),
“Ах, эта красная рябина”(Муз. С. Заславского, сл. А. Сафронова),
“Ивушка”(Муз. Г. Пономаренко, сл. В. Алферова),
“Старый клен” (Муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского),
Русские народные песни:
“Тонкая рябина”, “По Муромской дорожке”, “Среди долины ровныя”,”Калинка” и другие.
(Этот конкурс также можно усложнить – например, вспоминать песни только о березе).
ВЕДУЩИЙ: А теперь попросим жюри подвести общие итоги.
Победители награждаются призами и подарками.
ВЕДУЩИЙ: Маленький принц из одноименного произведения французского писателя А. де Сент-Экзюпери говорит:” Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и – сразу же приведи в порядок свою планету”. Последнее задание для всех. Совершенно непростительно оставлять мусор на местах отдыха: яичную скорлупу, бумагу, пустые бутылки, консервные банки и банки из-под пива. Все это следует собрать, зарыть в землю, аккуратно сжечь, стеклянные бутылки и банки захватить с собой. Пятна от костров – перекопать, чтобы на этих местах быстро выросла трава. Приступаем к работе.
Примечание: В сценарии использованы стихи русских и советских поэтов: Ф. Тютчева, И. Насалевича, Л. Васильевой, М. Шевченко, В. Якуничевой, Т. Сырыщевой.
В сценарий включены некоторые игры, присланные администрацией клуба Саратовской областной организации ВОС. Организационно – методический отдел КСРК ВОС благодарит администрацию Саратовского клуба за присланные материалы.
Автор сценария:
методист – инструктор
КСРК ВОС
Л.М. Анфилофьев.