Мелодии и ритмы

Автор: Анфилофьев Л.М.
Год издания: 2006
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий танцевального вечера под музыку прошлых лет
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Для ДК, клуба, фойе, танцевальной площадки
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС
Подготовка мероприятия : 
 

Текст сценария


ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС    
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

МЕЛОДИИ И РИТМЫ

Сценарий танцевального вечера
под музыку прошлых лет

МОСКВА
2006

I
Уважаемые работники социокультурной и досуговой деятельности!
Организационно-методический отдел КСРК ВОС предлагает вам сценарий танцевального вечера под музыку прошлых лет в звукозаписи. Написать этот сценарий нас побудило несколько объективных причин: во-первых, ретро-музыка в настоящее время популярна; во-вторых, старшее поколение считает, что «движение – это жизнь. Движение всегда и во всем. Движение может заменить любое лекарство, но никакое лекарство не заменит движение»; в-третьих, во многих клубах имеется вполне приличное техническое оснащение, позволяющее с успехом заменить эстрадный оркестр: микрофоны высокого качества, звуковоспроизводящие, записывающие и акустические аппараты и устройства. 
Как оформить зал? Над этим стоит потрудиться, что помещение для танцев выглядело опрятным и праздничным. Заранее устанавливается и проверяется техническое оборудование: микрофоны, звукоакустические колонки, два звуковоспроизводящих аппарата,(магнитофоны, музыкальные центры, проигрыватели минидисков). Два звуковоспроизводящих аппарата необходимы для того, чтобы на одном воспроизводить танцевальные мелодии, а на другом – музыкальное оформление игр.
Во время танцевальных номеров используются световые эффекты, поэтому следует позаботиться о светомузыкальном аппарате. 
Чтобы зал выглядел красочно, лучше освободиться от старой, поцарапанной мебели, а по периметру расставить кресла и стулья для тех, кто придет не танцевать, а послушать мелодии семидесятилетней давности. На стенах развешиваются плакаты, фотографии композиторов и исполнителей танцевальных шлягеров прошлых лет. Рядом с плакатами и фотографиями размещаются пейзажные рисунки тех стран, чья музыка использована в танцевальном вечере. На эстраде приготовлен журнальный столик для ведущего, на нем разложен реквизит, призы, сувениры.
При подготовке вечера, его организаторы могут столкнуться с трудностями при подборе танцевальных мелодий, которые создавались и звучали семьдесят лет назад. Попробуйте обратиться к посетителям клуба, Дом Культуры. Наверняка, среди них немало увлеченных людей, собирающих записи прошлых лет. Радиокомпания «Маяк» выпустила две серии танцевальной музыки на лазерных компакт-дисках. Она называется «Дискотека у патефона». В нее входит пять дисков. Программа составлена из фонограмм оригинальных патефонных пластинок фирм ”COLUMBIA”, “HISMEISTERS VOICE”, “VICTOR”, “ELECTROLA”, “DECA”, выпущенных в 30 – 40 годы XX века. Другая серия  называется «Дискотека у радиолы». Здесь четыре компакт – диска. В серию входят танцевальные шлягеры 50 - 60 годов: « Ладзарелла» (Озорница), «Кая-ла-ла» (Мне очень весело), “Bessame mucho” (Целуй меня крепче), «Домино» и другие. Радиокомпания «Маяк» выпускала и другие серии танцевальной музыки.
Игорь Макаров – коллекционер и популяризатор ретро-музыки, каждую субботу на радиостанции «Маяк» ведет передачу «Чего старенького?» При наличии музыкального центра можно записать танцевальные мелодии, а при острой необходимости – заказать понравившиеся старые «хиты», которые в дальнейшем войдет в программу танцевального вечера.
Телефон передачи «Чего старенького» радиостанции «Маяк», ведущий Игорь Макаров: 950-62-17, код Москвы – 495. Адрес: Москва, ул. Пятницкая, д. 25. Радиостанция «Маяк». Передача «Чего старенького?» Почтовый индекс – 115326. 
Поскольку вечер проводится под музыку ретро, приглашаются, прежде всего, любители танцев старшего поколения, но нельзя забыть и молодежь. Заранее вывешивается красочная афиша, распространяются пригласительные билеты, по местному радиоузлу предприятия сообщается программа вечера.
На танцевальный вечер желательно пригласить и хореографа, который разучит с вашими гостями элементарные движения позабытых танцев. Хорошо, если в вечере примет участие самодеятельный коллектив бального танца.
На вечер придут незрячие посетители клуба, Дома культуры. Организаторы праздника обязаны заранее продумать, как помочь им найти партнера и партнершу, позаботиться, чтобы они не стояли у стенки пассивными слушателями, а принимали активное участие в играх и танцах.
Уважаемые работники социокультурных учреждений ВОС! Организационно-методический отдел КСРК просит прислать отзыв на данный сценарий. Если он вам понравится, и вы проведете по нему удачный танцевальный вечер – напишите, стоит ли методистам трудиться над сценариями на эту тему.

II
В назначенное время в зале включается полный свет. Звучит фонограмма песни «Три вальса» в исполнении кумира нашей эстрады Клавдии Шульженко (муз. А. Цфасмана, сл. Л. Давидович и В. Драгунского). Музыка стихает.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие гости, любители потанцевать! Разрешите приветствовать вас в этом зале и пожелать хорошо провести время, повеселиться и получить заряд бодрости на всю будущую неделю!
ЧТЕЦ:          Сегодня программа любому по нраву:
        Любители танцев – пройдите направо,
        А тот, кто себя эрудитом считает,
        Пусть держит левее – не прогадает!
        Их ждут в нетерпенье, считая минутки,
        Загадки, сюрпризы, веселые шутки.
        Сегодня свободных не будет минут,
        Сегодня скучать никому не дадут!
ВЕДУЩИЙ: Для вас прозвучат незатейливые, некогда популярные мелодии, переписанные со старых пластинок, изготовленных, в основном, на европейском континенте в конце тридцатых, в сороковые, а также в пятидесятые и шестидесятые годы. Они дают представление о мире бытовой музыки, сопровождавшей «маленького человека» того времени как в момент его личных переживаний, так и в моменты общественных переломов, падений, поражений и триумфальных побед. 
Согласитесь, это приятно – на заре XXI века поставить компакт-диск в новейший цифровой проигрыватель, закрыть глаза и … услышать скрежет стальной граммофонной иголки, шум времени и голос, когда-то очаровавший наших бабушек. А вы, дорогие гости, можете не только слушать, но и танцевать!
Наш вечер открывает вальс! Кавалеры приглашают дам. Но сначала несколько слов об этом танце. 
«Вальс» с переводе с французского означает «выкручивать ногами» или «кружиться». Это парный танец, основанный на плавном кружении с сочетании с поступательным движением. Вальс – один из самых распространенных бытовых танцевальных жанров. Название «вальс» появилось в семидесятые годы восемнадцатого века как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей южной Германии и Австрии. В этих странах он назывался «лендлер». С проникновением в город танцевальные движения становятся более плавными, определяется яркий акцент на первой доле такта трехдольного музыкального размера. 
С начала XIX века – вальс – самый популярный танец во всех слоях европейского общества. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса полностью связан в творчеством Штрауса – отца, а позднее – его сыновей: Йозефа и, особенно, Иоганна., прозванного «королем вальсов». Иоганн Штраус написал более четырехсот вальсов.
Вальс, проживший, века, навсегда остался юным и блистательным. Это один из немногих танцев, который почти столетие удерживал первенство во всех танцевальных залах. Лишь в 20 веке ему составили конкуренцию танго и фокстрот. Но именно вальс называют «танцем влюбленных». При слове «вальс» положено снимать шляпу, поскольку вальс – «король танцев».
Итак, звучит вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Танцуем все!

Вальс «На прекрасном голубом Дунае» вы найдете на грампластинке «И. Штраус», изданной Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» в 1980 году. Вальсы Штрауса издавались разными студиями грамзаписи и в разные годы.

МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК: Вальс прочно утвердился в профессиональной музыке европейских стран. Его писали многие композиторы: Шопен, Чайковский, Глинка, Свиридов, Прокофьев и другие. Вспомните названия вальсов русских композиторов. Кто назовет последним вальс и его композитора, получает приз. 
КРАТКИЙ СПИСОК ПОПУЛЯРНЫХ ВАЛЬСОВ РУССКИХ КОМПОЗИТОПРОВ.
П.И. Чайковский. Сентиментальный вальс. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». 
М.И. Глинка. Вальс – фантазия. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
С. Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы «Война и мир».
А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад».
Г. Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
М. Кюсс. «Амурские волны»
И. Шатров. «На сопках Манчжурии»
А. Джойс. «Осенний сон»
Е. Дрейзен. «Березка» и другие.
ВЕДУЩИЙ: Следующий танец – танго. Вероятно, слово «танго» африканского происхождения. Но музыка и хореография танца, распространившегося в начале XX века по всему миру, – из Аргентины. Аргентинское танго возникло в конце девятнадцатого столетия. Это парный танец, в котором партнеры движутся, обняв друг друга за плечи. Аргентинское появилось на театральных подмостках Буэнос-Айреса в Сарсуэле в 1897 году. На протяжении первого десятилетия 20 века были написаны сотни мелодий аргентинского танго. В оркестрах, ресторанах, на танцплощадках, а также на улицах инструментальные  дуэты и трио музыкантов исполняли танго.  В состав дуэтов и трио уличных музыкантов обычно входили аккордеон, концертино и бандонеон.
В 1910 году один из аргентинских композиторов, пропагандистов этого танца, Э. Сабаридо, привез музыку и хореографию аргентинского танго в Париж. Усовершенствованное парижскими хореографами, аргентинское танго вскоре распространилось во всем мире. 
Я предлагаю включить фонограмму танго Оскара Строка, которая называется «Мое последнее танго». 

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила долгоиграющий диск «Ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна играет танго Оскара Строка». Там вы можете найти танго на любой вкус: с пением и в оркестровом исполнении.

МАССОВИК–ЗАТЕЙНИК: Я с вами сейчас проведу викторину под названием «Знаете ли вы народные музыкальные инструменты?» Создавая музыкальные инструменты, каждый народ вкладывал в них свою душу. Рассказываю правила викторины.
Я зачитываю описание музыкального инструмента, даю несколько музыкальных фраз, проигранных на этом инструменте, а вы называете его. За каждый правильный ответ игрок получает очко. Тот, кто наберет наибольшее количество очков, считается победителем и получает приз. Слушайте внимательно!
1. Русский народный струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения о нем относятся к 1715 году. Корпус инструмента деревянный, обычно треугольный, склеенный из отдельных сегментов. Гриф длинный, со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. Дека тонкая, плоская с одним круглым резонаторным отверстием. На шейке навязано пять жильных ладов, дающих звукоряд. Три металлические струны. Звук извлекается бряцанием указательным пальцем правой руки сверху вниз и обратно. Использовался в качестве сольного, а также ансамблевого инструмента и для аккомпанемента пению. Включите, пожалуйста, фрагмент игры на описанном инструменте. Ответ: балалайка.
2. Вспомните имя и фамилию известного современного русского балалаечника – виртуоза. Ответ Михаил Рожков.
3. Русский струнный щипковый инструмент. Различают инструмент крыловидной, шлемовидной и прямоугольной формы. Инструмент крыловидной формы называют также звончатым или яровчатым. Он имеет клееный корпус, закрытый деревянной декой, струн – от 8 и до 12. Во время игры инструмент держат на коленях «открылком» влево, и правой рукой, часто при помощи плектра (приспособления в виде кольца с пластинкой), бряцают по струнам, а пальцами левой руки глушат ненужные звуки. Звучание этого инструмента громкое, звонкое. Распространен он был в северо-западных районах страны. Самые ранние сведения о нем относят предположительно к шестому веку. На инструменте аккомпанировали пению, исполняли народные песни и танцы. Играли соло и совместно с другими народными инструментами.
Включите, пожалуйста, фрагмент игры на этом инструменте. Назовите этот народный инструмент. Ответ – гусли звончатые.
4. Назовите имя знаменитого новгородского гусляра, который играл даже самому морскому царю. Ответ – Садко.
5. Струнный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими вырезами по бокам плоскими деками, из которых верхняя имеет круглое резонаторное отверстие; из шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, и головки с колками. Струны вначале применялись жильные, позже – металлические и нейлоновые. Происхождение инструмента точно не установлено. В 13 веке он был широко известен в Испании, где стал народным инструментом, применяясь для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев (фламенко). Особую популярность в Европе инструмент приобрел с середины 18 века. К этому времени вместо пяти двойных стали применять шесть одинарных струн. В России получил распространение семиструнный инструмент. На инструменте играют сидя, опирая вырез корпуса о левое колено, а также стоя, поддерживая его на перевязи. Звук извлекается щипком мякоти пальцев либо с помощью ногтя. В России инструмент широко применялся в цыганских хорах и при исполнении бытовых романсов. Послушайте, пожалуйста, фрагмент на этом инструменте, популярном в настоящее время. Как называется этот инструмент? Ответ – гитара.
6. Вспомните русского гитариста, исполнителя на шестиструнной гитаре, педагога, аккомпаниатора и композитора. Ответ – А.М. Иванов – Крамской.
7. В музыкальной практике 20 века этот инструмент нашел довольно широкое применение. Он имеет металлические струны. Играют на нем плектром или особыми пальцевыми наконечниками, держа инструмент плашмя на коленях и прижимая струны к грифу металлической пластинкой. Основное применение он нашел в эстрадных оркестрах. Включите, пожалуйста, фрагмент игры на этом инструменте. Что это за музыкальный инструмент? Ответ – гавайская гитара. 
8. Этот инструмент – общее бытовое название русских и белорусских духовых музыкальных инструментов типа продольной флейты. (одноствольной и двуствольной), а также род двуствольной и продольной свистковой флейты. Состоит из двух не скрепленных деревянных стволов, заканчивающихся клювовидными головками. На каждом стволе по три игровых отверстия. При игре исполнители берут в рот головки обоих стволов, раздвигая их под небольшим углом. Звук инструмента мягкий, негромкий. Инструмент распространен в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. В конце 19 века В.В. Андреев ввел в оркестр русских народных инструментов усовершенствованную модель этого инструмента, снабженного клапанной механикой. Послушайте фрагмент игры на этом инструменте. Узнали, как он называется? Ответ – свирель.
9. Из него делают формы для отлива металлических клише, ткацкие челноки и даже подшипники, а в Древнем Риме изготовляли еще и флейты. Назовите материал, из которого изготовляют все перечисленные изделия. Ответ – самшит, древесина самшита.
ВЕДУЩИЙ: Продолжаем нашу танцевальную программу. Для вас прозвучит музыка 30-40 годов.
Знаменитые танцевальные оркестры довоенной поры ведут начало от симфо-джаза Пола Вайтмана, возникшего в 20 – е годы прошлого столетия в США как реакция на музыкальные запросы публики. Вайтман включил в состав оркестра струнную группу, при этом заметно умалив роль джазовой импровизации. Его примеру последовали англичане, а затем и вся континентальная Европа.
Основой для создания  танцевальных миниатюр послужили известные песни того времени. Они были аранжированы в популярных ритмах (танго, фокстрот, пасодобль, румба, и т.д.). 
Среди коллективов особо следует отметить английские танцевальные оркестры, славившиеся на всю Европу перед второй мировой войной. Они представлены коллективами Гарри Роя, Генри Холла и Джеральдо. Множество коллективов танцевального направления существовало в Германии. Это оркестры: Роббера Ренара и Марека Вебера, Барнабаса фон Гечи, Вили Глаэ, Бенни де Вайле. Есть французские записи: знаменитый тенор Тино Росси, а также коллективы Депринса и Рея Вентуры. Американский континент представляют оркестры кубинца Энрико Мадригуэры и канадца Гая Ломбардо. Итальянская музыка представлена вальсами в исполнении известного дирижера, аранжировщика, автора песен и музыки к кинофильмам Дино Оливьери.
Некоторые, популярные в свое время произведения, отечественным филофонистам доводилось встречать на советских патефонных пластинках. В 30 годы прошлого века Апрелевский и Ногинский заводы огромными тиражами выпускали переписанный с зарубежных оригиналов западный репертуар.  На танцплощадках лихо отплясывали под «Кукарачу», «Континенталь», «Микки Мауса» и др. Знаменитый фокстрот из мультфильма «Три поросенка» издавался в нашей грамзаписи аж в четырех вариантах.
А начинаем мы, дорогие гости, с произведения, открывающего четвертый выпуск серии радиокомпании «Маяк» «Дискотека у патефона» Это известный фокстрот «Да, мистер Браун».
На советских пластинках сочинение Паула Абрахама издавалось в записи оркестра Ганса Бунда. Там повторялась на разные голоса фраза «Хау ду ю ду, мистер Браун» (Как поживаете, мистер Браун). В интерпретации же английского оркестра Рея Нобла вещь стала своего рода юмористической сценкой про грозного начальника, которому все поддакивают: «Да, мистер Браун». А в конце, когда он берет трубку телефона и слышит в ней голос своей жены, мгновенно превращается из льва в трепещущую, кроткую овечку. Забавная метаморфоза. Танцуем!

Организаторы танцев могут предложить гостям любую интерпретацию этого фокстрота. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»т выпустила диск – гигант «Музыка тридцатых годов» (архивные записи). На нем этот фокстрот озаглавлен просто «Мистер Браун».

ВЕДУЩИЙ: Следующий шлягер тридцатых годов – песенка «Кто боится большого злого волка?» Обычно слушали ее на английском языке. На советских патефонных пластинках издавались варианты оркестров Фреда Гордони, Виктора Янга, и того же Рея Нобла. Но их оригиналов (т.е. зарубежных дисков, с которых они в свое время были переписаны), пока не отыскали. Поэтому в серию «Дискотека у патефона» включен французский вариант знаменитого фокстрота из Диснеевского мультфильма «Три поросенка». Поет солист оркестра Пьера Шаньона Жорж Мильтон. Музыку написали Фрэнк Черчилл и Энн Ронелл. Включаем этот фокстрот.

ВЕДУЩИЙ: Кто мне сможет ответить, что означает в переводе с английского слово «Фокстрот?» Совершенно верно – «лисий шаг», потому что слово «фокс» означает «лиса», а «трот» - «рысь». Этот салонный танец в 1909 г. «изобрели» известные американские танцоры Айрин и Вернон Касл. С 1912 года утвердился в Европе. Он характеризуется умеренно быстрым темпом и маршеобразной ритмикой. С 1924 г. фокстрот стали танцевать и в быстром темпе. С появлением «быстрого фокстрота», или «квикстепа» этот танец в умеренном быстром движении стали называть «медленным фокстротом». В 20-е годы фокстрот был столь популярен, что на его основе возникли «гибриды». Самым популярным из них был фокстрот – румба. Танцуем фокстрот – румбу «Кукарача». 

МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК: Прошу подойти всех ко мне. Сейчас мы организуем песенную игру. Назовем ее «Ходит песенка по кругу». Правила ее следующие: из числа желающих поиграть образуем два хора. Пусть один хор будет женский, а второй – мужской. Каждый хор выбирает себе запевалу. Первый хор, посовещавшись, поет несколько строчек из песни, в которых заключается вопрос, например: «Я спросил у осени: «Где моя любимая?».(Муз. М. Таривердиева, сл. В. Киршова). Второй хор за 1 минуту должен вспомнить и пропеть ответ, который содержится в строчках другой песни, например: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз». (Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева). Тот хор, который не сможет придумать ответ, проиграл. 
Приводим для примера еще несколько песен.
Вопрос    Ответ
Где ж ты, мой сад?
Вешняя краса?
Где же ты, подружка,
Яблонька? (Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова)    Не тревожь ты себя, не тревожь,
Обо мне ничего не загадывай.
И, когда по деревне идешь,
На окошко мое не заглядывай. (Муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Исаковского)

Сколько слов у любви?
Ты одно назови,
Чтоб всегда, до конца
Бились рядом сердца. 
(Муз. В. Мурадели, сл. С. Острового)    О любви не говори, 
О ней все сказано.
Сердце, верное любви,
Молчать обязано 
(Муз. М. Феркельмана, сл. Н. Лабковского)

Все преграды я могу пройти без робости,
В спор вступлю с невзгодою любой,
Укажи мне только лишь на глобусе
Место скорого свидания с тобой. (Муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского)    Я не знаю, где встретиться 
Нам придется с тобой.
Глобус крутится- вертится,
Словно шар голубой.
(Студенческая песня)

Если б гармошка умела
Все говорить, не тая.
Русая девушка в кофточке белой,
Где ж ты, ромашка моя? 
(Муз. А. Лепина, сл. А. Фатьянова)    Я страдаю, ожидаю
Друга своего.
Пусть он любит, не забудет.
Больше ничего. (Муз. Ю. Милютина, сл. В. Лебедева-Кумача)
Ждать не могу,
Завяну через сутки,
Солнце мое, не обижай малютку,
Где тебя носит, солнце мое? 
(Из репертуара Татьяны Булановой)    Лунною тропою на свиданье еду
Тихо сам с собою 
Тихо сам с собою 
Я веду беседу. 
(Муз. В. Шаинского, сл. И. Юшина)

 ВЕДУЩИЙ: На очереди – танго «Орхидеи в лунном свете». Эта старая песня включена в первый компакт-диск серии «Дискотека у патефона», поэтому редкостью уже не считается. В советской грамзаписи танго в разных исполнениях издавалось трижды под названием «Орхидеи». На диск попал американский вариант ансамбля «Янки из Коннектикута» под управлением Руди Вэлли. Поет тот же Руди Вэлли.  Итак, включаем известное довоенное танго «Орхидеи в лунном свете», реставрированная запись с пластинки 30-х годов. 

Если вы не имеете первого компакт-диска серии «Дискотека у патефона», можно воспользоваться грампластинкой «Танцевальная музыка тридцатых годов». Там записано несколько танго: «Цыган», «Брызги шампанского», «За чашкой чая», «Дождь идет», «Твоя песня чарует», 

ВЕДУЩИЙ: Известное танго  Чезаро Биксио «Цыганское танго» в разных странах издавалось под названиями : «Цыганская скрипка», «Скрипка в ночи», «Ночная серенада». С этим танго советские слушатели познакомились в конце тридцатых. На наших пластинках оно значилось как «Твоя песня чарует»,  Этот знаменитый шлягер под названием «Цыганская скрипка» в записи кумира французской эстрады  размещен на I диске  серии «Дискотека у патефона». Тино Росси, кстати, пел ее не только на французском языке, но и в оригинале – на итальянском.  Голос Тино Росси напомнит нам о временах, когда что ни оркестр, то сладкоголосое, томное бельканто. В 40 – 50 годы в Европе и Америке стали популярны баритоны. 
ЧТЕЦ: В ритме вальса все плывет.
    Весь огромный небосвод.
    Вместе с солнцем и луной
    Закружился шар земной.
    Все танцует в этой музыке ночной.
    В ритме вальса все плывет,
    Весь огромный небосвод,
    Все кружится, скользя,
    Удержаться нельзя.
    В ритме вальса все плывет.
ВЕДУЩИЙ: Танцуем вальс. Мы предлагаем вальс «Разочарование» в исполнении Жана Вейссада и его аккордеонного ансамбля. Вальс вошел в третий выпуск «Дискотеки у патефона».

Как запасной вариант, можете иметь в виду «Весенний вальс», изданный на грампластинке «Танцевальная музыка 30-х годов»

ЧТЕЦ: Прошли века мгновеньями,
    Но танец был всегда.
    И па, как вдохновенье,
    Летят через года.
    Они кружат над миром,
    И люди в ним кружат.
    И Аполлона лира
    Ведет в искусства сад.
    Слились Европа, Азия,
    Москва, Париж, Каир.
    И бал – души фантазия
    Кружит в объятьях мир!
ВЕДУЩИЙ: Встречайте коллектив бального танца! Смотрите показательные выступления этого замечательного коллетива! Ведь бальные танцы – это искусство пластичных и ритмичных движений тела. Нет ничего красивее бальных танцев!

Звучит музыка русского лирического танца. Коллектив исполняет и другие танцы.  Гости также танцуют как умеют.

ВЕДУЩИЙ: Мы уже говорил о танце «фокстрот». В 20-е годы прошлого века он был столь популярен, что на его основе возникли гибриды.  Самым популярным из них, как мы уже сказали, был фокстрот - румба. А в 1925 г. кубинский артист Пабло Армандис решил соединить фокстрот с вечно юной самбой и назвал этот гибрид «ламбадой». Однако духовенству этот танец показался излишне фривольным, и оно издало соответствующий вердикт – запретить! Понадобилось шесть десятилетий, чтобы из-под крыши театра, где работал Пабло Армандис, танец выплеснулся в сутолоку улиц. В этом, прежде всего, заслуга бразильского ансамбля «Каома»
Давайте попросим учителя танцев (называет ФИО) показать танцевальные движения ламбады.

Учитель танцев проводит урок.

ВЕДУЩИЙ: Танцуем ламбаду! Включаем фонограмму ансамбля «Каома».

«Данкандо ламбада» записана на CD – дисках «Romantic collection disco» (Романтическая коллекция диско)

ВЕДУЩИЙ: Предлагаем записи уже отечественной эстрады тех давних лет. Наша музыка вместе с кинофильмом «Веселые ребята» прокатилась с триумфом в предвоенные годы почти по всей Европе. Конечно, вы догадываетесь, что речь идет о мелодии Исаака Дунаевского «Сердце, тебе не хочется покоя» (песня Кости из к/ф «Веселые ребята»)
Некоторые музыканты утверждали, что в оригинале это было не танго, а блюз. Однако все последующие интерпретации толковали произведение Дунаевского в типично «танговом» ключе. Конечно, хорошо было бы послушать запись румынского оркестра под управлением Корнеля Попеску. В композиции прослеживаются даже некоторые аргентинские и неаполитанские мотивы, то ужесточающие, то смягчающие ритм. Необычайная трактовка хорошо знакомой всем мелодии. В этом и заключается талант аранжировщика, чтобы не исковеркав мелодии, тем не менее придать ей новое звучание. К сожалению, этой записи у нам нет, и мы включаем танго «Как много девушек хороших» из к/ф «Веселые ребята» в исполнении Леонида Утесова.

ВЕДУЩИЙ: Традиции парковых духовых оркестров с введением электроники, звукоусилительной аппаратуры, сошли на нет. А было бы интересно послушать в городском саду или парке польки, фокстроты, вальсы и танго в исполнении духового оркестра, тем более, что в современной грамзаписи этот репертуар представлен довольно бедно. Я предлагаю вам старинный вальс «Березка». Музыку написал Е. Дрейзен, а исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны СССР. (Диск Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», 1978 год).

Вместо вальса «Березка» можно предложить публике запись кумира песенного искусства прошлых лет Георгия Виноградова. В предвоенные годы он выступал в программах Государственного джаза СССР. Записал ряд пластинок. Хорошо прозвучит на вечере «Весенний вальс» в исполнении Г. Виноградова (Муз. М. Блантера, сл. Я. Блантера, диск – гигант Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» под названием «Записи 30-40 годов».

МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК: Проводим поэтический конкурс, который назовем «Закончи четверостишие». Я зачитываю три строчки четверостишия, а вы добавляете четвертую, подбирая ее из русской народной песни или из стихотворения известного поэта. Есть желающие поиграть? Тогда начинаем!
1.     Купил бы виллу в Сан-Франциско,
    Проник во власти коридоры,
    Ловил бы кайф, как шах персидский,
    …….Какую строчку вы добавите?
(Добавляем строчку из русской народной песни «Когда б имел златые горы»);
Читаю дальше.
2.     Я без «Тайда» извелась бы!
    Ведь, по правде говоря,
    В дом приносят столько грязи… 
(Добавляем строчку  А.С. Пушкина «Тридцать три богатыря»)
 3.     Отчизну покидал Мавроди,
    Где все перевернул вверх дном.
    Как он грустил о том народе…
(Добавляем строчку М.Ю. Лермонтова «Что кинул он в краю родном»)
4.     Одна француженка, поужинав отлично,
    Кусочек бри наливкой сладкой из бокала 
    Запить решила, что французам всем привычно.
(Добавляем строчку И.А. Крылова «Да призадумалась, а сыр во рту держала»)
5.     Дар – миллион алеющих былинок –
    Певица оптом сплавила на рынок,
    Покрыв весь романтизм налетом прозы…
(Добавляем строчку И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»)
ВЕДУЩИЙ: Авиценна говорил: «Лучше идти, чем бежать, лучше стоять, чем идти, лучше сидеть, чем стоять, лучше лежать, чем сидеть. Нет, мы не будем следовать поучениям философа: нам лучше танцевать, чем стоять!
Дорогие друзья! Сейчас мы предлагаем вам программу популярных в 50-60 годы прошлого столетия зарубежных композиций. В нашей стране они были знамениты вдвойне, поскольку, помимо хождения на грампластинках и магнитных лентах, звучали также в дружеских компаниях. В ту эпоху мелодия, приобретя большую популярность в какой-либо одной стране, вскоре распевалась почти на всех языках континента, пусть и разделенных на два политических лагеря. В культурном плане разделение это было не столь ощутимо. Мировые шлягеры, подобно стаям птиц, перелетая через границы, через некоторое время становились популярными и в СССР. 
Привозимые в Запада грампластинки, конечно, были недоступны широким массам советских меломанов. Однако кустари-умельцы, еще в начале пятидесятых наладили выпуск копий на рентгеновских пленках, используя самодельные рекордеры, а с появлением первых бытовых магнитофонов процесс был поставлен «на широкую ногу». 
Вскоре «раскачалась» и официальная грампромышленность.  Зарубежные хиты стали издаваться не в перепевках, а в оригинале, Пластинки - и долгоиграющие и патефонные – выпускались огромными тиражами. 
Записи европейской эстрады 50-60 годов собраны в выпусках серии «радиокомпании «Маяк» «Дискотека у радиолы».
Включаем шлягер той поры «Домино». Он вышел в четвертом выпуске «Дискотеки у радиолы» Поет Вико Торриани. 

    Домино, домино…
    Будь веселым, не надо печали.
    Домино, домино…
    Нет счастливее нас в этом зале!

ВЕДУЩИЙ: Все эти иностранные шлягеры пелись в свое время советскими исполнителями на русском языке. В этом направлении немало потрудились Эдита Пьеха, Нина Пантелеева, Муслим Магомаев, Николай Никитский, Глеб Романов, квартет «Аккорд» и другие. 
В особенности отличились Михаил Александрович и Эмиль Горовец. Они прямо-таки «специализировались» в продвижении западного репертуара на нашу эстраду. 
Танцуем под музыку песни «Ладзарелла». В переводе на русский эта итальянская песня означает «Хулиганка, оборванка, озорница». Исполняет Д. Модуньо. Вот краткий перевод песни:
    Похожа на мальчишку,
    В новой блузе голубой
    Бежишь всегда вприпрыжку
    И довольна ты собой.
    Ни с кем не хочешь знаться,
    Вот несчастье, вот беда.
    Тебе всего семнадцать,
    А сурова и горда.

ВЕДУЩИЙ: Инструментальная пьеса «Маленький цветок»! Оркестр под управлением Альфонса Воннерга. Соло на кларнете Бени Мемсель. У нас это произведение было ужасно популярно. 

ВЕДУЩИЙ: На очереди – «Ночное танго». Поет Вико Торриани. 
В прошлом веке в признанных центрах музыкальной культуры традиции жанра подхватывали и, так сказать, творчески развивали. Скажем, танго французское, польское, немецкое, итальянское и русское танго, хотя и имеют общие корни, но как сильно отличаются! В этом разнообразии вся прелесть! Сколько ни слушай – не надоест! Включаем фонограмму.

МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК: Дорогие любители танцев! Наши помощники попросили вас ответить на один вопрос: какое музыкальное произведение вы хотели бы услышать в нашей танцевальной программе? Музыкальных заявок оказалось слишком много, и мы их все не сможем выполнить на одном вечере. Давайте поступим так: Устроим конкурс, и три победителя его услышат в подарок свои любимые произведения. Конкурс называется «Дискоболы».
Среди великого культурного наследия, оставленного нам Древней Грецией, скульптура Праксителя «Дискобол». Я попрошу подойти ко мне всех, кто сделал заявку на музыкальное произведение и встать на одну линию. Вы – дискоболы. Я раздаю вам бумажные диски, по одному на каждого игрока. На одной из сторон диска написано ваше любимое произведение. Все «дискометатели» по моей команде, кидают свои диски. Выигрывает тот, чей диск улетает дальше.

Поскольку диски летят непредсказуемо, нужно, чтобы помощники массовика стояли и определяли, где чей диск. Проводится шуточное соревнование, и выполняются заявки победителей. 

ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие! Наш танцевальный вечер подошел к заключительной части. И я предлагаю спеть наши любимые песни. Известно же, хоровое пение объединяет людей, сближает их, делает более дружными. А кто петь не любит, у того есть еще одна возможность просто потанцевать. 
Мы подобрали песни в танцевальных ритмах. 

Для проведения заключительной части вечера потребуется баянист. Из перечисленных в этом сценарии песен организаторы выбирают две-три наиболее любимых. 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕСЕН
Эти глаза напротив (Муз. Д. Тухманова, сл. Т. Сашко)
Танец на барабане (Муз. Р. Паулса, сл. А. Вознесенского)
Помоги мне (Муз. А. Зацепина)
Вологда (Муз. Б. Мокроусова, сл. М. Матусовского)
Яблони в цвету (Муз. Е. Мартынова, сл. И. Резника)
Девчонки танцуют на палубе (Муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)
Вальс расставания (Муз. Я Френкеля, сл. К. Ваншенкина)
Малиновки заслышав голосок (Муз. Э. Ханка, сл. А. Поперечного)
Черный кот (Муз. Ю. Саульского, сл. М. Танича)
Белый танец (Муз. Д. Тухманова, сл. И. Шаферана)

ВЕДУЩИЙ: Я с вами прощаюсь. 
    Любите жизнь, любите вдохновение, 
    Пусть не страшат вас в будущем года!
    Пусть лучше будет ваше настроение,
    А грусть покинет раз и навсегда!
Автор – составитель:
Методист – инструктор ОМО КСРК
Л.М. Анфилофьев


ЛИТЕРАТУРА

-   Копилка сценариев (материал на CD): Сборник.
- Музыкальная энциклопедия/ Гл. ред. Ю.В. Келдыш. – Т. 1. – М.: Сов. Энциклопедия, 1973.
-  Сценарий и репертуар: Журнал (Москва). -  2003. - № 3. 
- Старинные вальсы. Исп. Государственный духовой оркестр РСФСР. Под упр. Н. Сергеева. (На грп.). – Мелодия, 1983.

Коллекция на компакт – дисках:
- Дискотека у патефона (Музыка 30-40 годов). – Выпуски 1 - 5.
- Дискотека у радиолы (Выпуски 1 – 4).
- Romantic collection (disco) – На 1 диске.