Мисс читательница - 2015

Подраздел: Перепечатки
Автор: Иванова Л.С.
Год издания: 2015
Вид работы: Перепечатка
Тема: (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ)
Организация: ОГКУК «БИБЛИОТЕКА-ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ» /БЦКПИР/
Возможная сценическая площадка: Клубы и местные организации ВОС, читальный зал ГБС
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария


ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС    
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГКУК «БИБЛИОТЕКА-ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ» /БЦКПИР/

2015 год – Год литературы в Российской Федерации

                                


МИСС ЧИТАТЕЛЬНИЦА - 2015


(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ)

 
г. Кострома, 2015

От издателя
Ежегодно 23 апреля с 1996 года в системе организации Объединенных Наций отмечается международный праздник – Всемирный день книг и авторского права. Именно эта дата совпадает с датой смерти Сервантеса и Шекспира. В 1616 году их не стало. Многие знаменитые авторы, такие как Владимир Набоков, Мануэль Мехиа Вальехо, Морис Дрюон, Х. Лакснесс рождались и умирали 23 апреля.
Целью празднования этого дня стало привлечение внимания, как со стороны широкой публики, так и правительственных органов к книгам. Мы обращаемся к книгам как к источникам информации, за получением знаний. Книги для нас - средство выражения и коммуникации, основа творчества и образования, раскрывают наши духовные и моральные ценности, приводят человека к творческим достижениям. Благодаря книге каждая культура может оставить свой след в истории, а также есть возможность узнать о культуре другого народа. Таким образом, она является мостом между цивилизациями, выражая ценности, знания, эстетические чувства. Не надо забывать, что в основе диалога, развития и обмена главную роль играет книга. Сохраняя культурное наследие, с их помощью поддерживают творческие инициативы как в печатном, так и в ином виде, посвященным материальным и нематериальным культурным богатствам человечества.
Всемирный день книг и авторского права в последние годы в России находит все более широкое распространение.

От составителя
Объявленный Президентом РФ В. В. Путиным 2015 год Годом  литературы в Российской Федерации - это комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганде чтения и книжной культуры во всех её проявлениях. 
Попробуем оглянуться назад и ещё раз задуматься над тем, что дала человечеству русская классическая литература, и что делает её необходимой нам, людям совсем другой эпохи? Конечно же, прежде всего, её гуманистические идеи. Это представляется особенно важным в наше непростое время, когда с экранов телевизоров, в интернете идёт огромный поток информации, откровенно жестокой, пропагандирующей ненависть.
Библиотека-центр инвалидов по зрению накопила большой опыт работы с читателем, прививая интерес и вкус к чтению русской и мировой классики. В копилке библиотеки множество разнообразных и интересных форм работы по пропаганде книги: выставки, обзоры, литературные вечера, встречи, творческие конкурсы, квест-игры и многое другое. 
В данном пособии мы предлагаем сценарий интерактивного конкурса, посвящённого Году литературы в Российской Федерации и приуроченного к празднованию Международного женского Дня 8 Марта. 
Участницы конкурса – женщины, читательницы библиотеки, примерно, одной возрастной группы (от 45 до 55 лет), но, впрочем, такой конкурс можно провести для любой другой читательской группы. 
Данный сценарий адаптирован для участия в конкурсе людей с ограничениями здоровья по зрению, как слабовидящих, так и тотально незрячих. 
Использование в мероприятии элементов театрализации, музыки, номеров художественной самодеятельности и, наконец, непосредственное участие самой зрительской аудитории делает конкурс, на наш взгляд, вызывающим интерес, ярким и запоминающимся.
 


СЦЕНАРИЙ
                ИНТЕРАКТИВНОГО КОНКУРСА «МИСС ЧИТАТЕЛЬНИЦА - 2015»

Цель мероприятия:
 – пробудить интерес пользователей библиотеки к чтению книг русской и мировой классики - поэзии и прозы, в том числе книг специальных   форматов для инвалидов по зрению.

Участники мероприятия: 
читатели-женщины в возрасте от 45 до 55 лет 

Место проведения мероприятия: 
зрительный зал, рассчитанный на присутствие до 70 чел.

Время проведения: 1 час 30 минут
Музыкальное сопровождение: 
музыкальная подборка в соответствии с требованиями сценария 

Рекомендуем привлечь к подготовке вечера коллективы художественной самодеятельности, отдельных исполнителей, приветствуется участие исполнителей – людей с ограниченными возможностями здоровья

Оформление сцены и зрительного зала: 
корзина с цветами, шары на заднике сцены в виде цифры восемь, беспроводные микрофоны для ведущих и участниц конкурса, шесть стульев, поставленных по диагонали, беспроводной микрофон в зале, стол для жюри

Реквизит:
компьютерный стул, театральные костюмы и театральный реквизит (подробнее ниже), бутафорская медаль для победительницы с изображением логотипа библиотеки, номера для конкурсанток (изготавливаются на бумажном круге, прикреплённом к ленте), таблицы для работы жюри

№/№    ФИО    конкурс «Поэзия» оценка: 2+1 +5 б.    конкурс «Проза» оценка:
5 б.    конкурс «Музыка» оценка:
2 б.    итог
1.                      
2.                     
3.                     
4.                     
5.                     
6.                     

Ход мероприятия

Перед началом конкурса проводится жеребьёвка
Звучит песня из кинофильма «Весна», музыка И. Дунаевского

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, прекрасные милые женщины! Этой замечательной песней о весне мы открываем сегодня творческий конкурс «Мисс читательница - 2015». И пусть за окном   ещё пока лежат сугробы, и зима иногда напоминает о себе, но солнце уже светит по-весеннему. А это значит, что весна вступила в свои права. А вместе с весной к нам приходит один из самых замечательных праздников – Международный женский день 8 Марта.

Ведущий 2:
   
    Мы желаем, чтоб у Вас сбывались
    Самые заветные мечты.
    Чтобы Вы все время улыбались.
    Ведь улыбка – признак красоты.

    Мы хотим, чтоб беды и печали
    Никогда не посещали Вас.
    Чтобы Вы друзей не забывали,
    А друзья не забывали Вас.

    Мы желаем, чтобы Ваши дети
    Только радость приносили в дом,
    Чтобы день для Вас был вечно светел,
    И успех сопутствовал во всем.

    Пусть исчезнут горе и ненастье.
    Пусть все беды будут позади.
    И пусть море радости и счастья
    Жизнь простую в сказку превратит.

    Пусть у Ваших ног лежат мужчины,
    Подставляя крепкое плечо!
    Будьте счастливы, красивы и любимы!
    Разве нужно что-нибудь еще!?
    
Ведущий 1: Женщины - это не только лучшая, но и, наверное, самая читающая часть человечества. Сегодня, дорогие друзья, вы сможете убедиться в этом сами. Встречайте участниц конкурса «Мисс читательница-2015». 

(участницы конкурса по очереди выходят на сцену и садятся на стулья, ведущий 1 представляет участниц).

Пояснение: Незрячих и слабовидящих участниц конкурса сопровождает ведущий 2. Предварительно участниц конкурса необходимо ознакомить со сценой.

Ведущий 2: Мы назвали наш конкурс «Мисс читательница», но его участницы не просто представят нам свои познания в области отечественной и зарубежной литературы. Они должны быть обаятельными, привлекательными, находчивыми, обладать чувством юмора, словом, быть современной женщиной в полном смысле этого слова.
 
Ведущий 1: А судить наш конкурс будет компетентное и прекрасное женское жюри в составе: (представление членов жюри).
Пояснение: Рекомендуем к работе в жюри привлечь самодеятельных поэтов, профессиональных музыкантов и, конечно же, библиотекарей. По количественному составу рекомендуем не менее трёх человек.

Ведущий 2: Итак, все формальности соблюдены, можно приступать к конкурсу, но прежде, всех присутствующих на сцене и в зале дам, хочет поздравить мужчина (объявляется номер самодеятельности)

Пояснение: желательно подобрать для участников самодеятельности песни о женщинах, весне, о мамах и т. п.

Ведущий 1: Приступаем к первому конкурсу. Он посвящён поэзии. А начнем его с разминки. Сейчас вместе с вами прочитаем известное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Мы читаем первую строку, участница под номером один - вторую, мы - третью - участница под номером два – четвертую и так далее. За каждый безупречно правильный ответ наши конкурсантки получают два балла.

Пояснение: во время чтения ведущий 2 подходит с микрофоном к каждой участнице с ограниченным зрением и слегка дотрагивается рукой до конкурсантки, чья очередь отвечать, чтобы незрячие легко ориентировались в обстановке. 

Ведущий 1: С разминкой вы справились замечательно. Переходим к следующему заданию. Сейчас каждой из вас будет предложен отрывок из стихотворения. Ваша задача – назвать автора. За правильный ответ – один балл.

Пояснение: в данном конкурсе использовались отрывки из стихов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А.А. Блока, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского. 

Ведущий 1: И третье задание - творческое. Оно являлось домашним заданием конкурсанток. Прочитать свое любимое стихотворение или поэтический отрывок. Жюри будет оценивать ваш артистизм, вкус и понимание поэтического материала. Наивысшая оценка - 5 баллов.

Пояснение: домашнее задание участницам даётся не позднее, чем за неделю до мероприятия. Предоставлять слово конкурсанткам не обязательно всегда в порядке номеров. Это можно делать по усмотрению ведущего.

Ведущий 2: Первый конкурс завершён и, пока жюри подводит итоги, для вас звучит песня  (объявляется номер самодеятельности). 

Ведущий 1: Второй конкурс посвящён нашим любимым литературным женским персонажам и называется он «Угадай героиню».

Пояснение: Каждая участница по очереди с помощью ведущего садится на компьютерный стул, ведущий разворачивает её спиной к входу на сцену, и в анфас к зрительному залу, затем приглашает войти литературную героиню. Конкурсантке предлагается, задавая вопросы вошедшей героине, отгадать: кто она, из какого произведения и назвать автора. Максимум, по условиям конкурса, можно задать шесть вопросов. Нельзя задавать прямые вопросы типа: «как Вас зовут?», «Ваше прозвище?», «фамилия Вашего мужа?». Конкурсантка имеет право взять две подсказки: музыкальную и подсказку зала. Ведущие, представляющие образы, соответственно одеты и могут иметь вещи, присущие данному образу. Конкурс оценивается по пятибалльной системе, учитывается также после какого вопроса отгадан образ и пользовалась ли играющая подсказками. Если конкурсантка затрудняется в ответе, вопрос можно отдать в зрительный зал. Это можно делать во всех конкурсных заданиях.

(Ведущий 1 разъясняет условия конкурса)

Образы:
 1. Красная шапочка. Костюм и реквизит: красная шапка, фартук, жилетка, в руках корзинка. Ответ: Шарль Перро. Сказка «Красная шапочка». Героиня -  Красная шапочка.
2. Нина Арбенина. Костюм и реквизит: бальное платье, на лице маска, на руке браслет. Ответ: М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад». Героиня -  Нина Арбенина.
3. Мери Поппинс. Костюм и реквизит: шляпа, фартук, в руке раскрытый зонтик. Ответ: Памела Трэверс. Детский рассказ «Мери Поппинс». Героиня -  Мери Поппинс.
4. Снегурочка. Костюм и реквизит: костюм Снегурочки. Ответ: А. Н. Островский. Весенняя сказка «Снегурочка». Героиня -  Снегурочка.
5. Анна Каренина. Костюм и реквизит: шляпа, накидка, перчатки, длинное платье, в руках коробка-подарок для сына. Ответ: Л. Н. Толстой роман «Анна Каренина». Героиня -  Анна Каренина.
6. Старая графиня. Костюм и реквизит: чепец, длинное платье, на плечах шаль, в руках три карты. Ответ: А. С. Пушкин Повесть «Пиковая дама». Героиня -  старая графиня.

 Музыкальные подсказки
1. А. Рыбников. Песня Красной шапочки из кинофильма «Красная шапочка»
2.А.  Хачатурян. Вальс к драме Лермонтова «Маскарад»
3. М. Дунаевский. «Полгода плохая погода» песня из кинофильма «Мери Поппинс».
4. Римский–Корсаков. Вторая песня Леля из оперы «Снегурочка». «Туча с громом сговаривалась».
5.И. Николаев. Песня «Анна Каренина».
6.П. И.  Чайковский. Ария Германа из оперы «Пиковая дама». «Что наша жизнь – игра».

Пояснение: музыкальные подсказки звучат не более 1 минуты.

Ведущий 1: Мы благодарим всех участниц за успешно проведённые расследования. Все вы прекрасно сыграли роль Анастасии Каменской, применяя метод дедукции, сравнительного анализа, включая женскую интуицию, молодцы! А сейчас наше многоуважаемое жюри огласит результаты первого конкурса.

(Слово жюри. Музыкальная пауза. Номер художественной самодеятельности).

Ведущий 1: А теперь начинаем музыкальный конкурс. Вам, уважаемые конкурсантки, будут предложены музыкальные отрывки. Время звучания отрывка одна минута. А вы должны назвать литературное произведение, с которым связана музыка, и его автора. За каждый полный и правильный ответ - два балла.

Музыкальные отрывки:
1. Свиридов. Вальс к кинофильму «Метель». Ответ: А. С. Пушкин. Повести Белкина. «Метель».
2. Шостакович. Романс к кинофильму «Овод». Ответ: Э. Войнич. Роман «Овод».
3. Петров, стихи Б. Ахмадуллиной. Романс Ларисы из кинофильма «Жестокий романс» «А напоследок я скажу». Ответ: А. Н. Островский.  Пьеса «Бесприданница».
4. Дашкевич. Увертюра к кинофильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Ответ: Артур Конан Дойль. Повести, героем которых является сыщик Шерлок Холмс.
5. Крылатов, стихи Энтина «Крылатые качели».  Песня из кинофильма «Приключения Электроника». Ответ: Е. Велтистов. Повесть «Приключения Электроника».
6. Е. Дога. Вальс к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь». Ответ: А. П. Чехов. Повесть «Драма на охоте».

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, для вас поёт (объявляется номер самодеятельности).

Ведущий 1: А сейчас слово жюри по второму конкурсу, который назывался «Угадай героиню».

(Выступление жюри)

Ведущий 1: Пока наше жюри подводит итоги третьего музыкального конкурса и готовит окончательные результаты, мы хотели бы задать несколько литературных вопросов нашему залу.

(проводится литературная викторина с залом).
                
 Литературная викторина 
1.    Как звали главную героиню повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»? (Вера Шеина)
2.    Кто была первая женщина – писатель, получившая Нобелевскую премию? (Сельмаг Лагерлёф, в 1909 году)
3.    Имена детективов, наиболее часто встречающихся в романах Агаты Кристи? (Эркюль Пуаро, мисс Марпл, Томми и Тапенс, Паркер Пейн)
4.    Как звали даму сердца Дон Кихота? (Дульсинея Тобосская)
5.    В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? (Капулетти)
6.    Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес» Льюиса Кэрролла? («Алиса в зазеркалье»)
7.    Как известно, грибоедовская комедия «Горе от ума» стала богатейшим источником поговорок и пословиц. Чтобы превзойти эту пьесу по количеству афоризмов, потребовалась дилогия. Какая? («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров)
8.    Эта знаменитая американская танцовщица была женой Сергея Есенина? (Айседора Дункан)
9.    Какой поэт сказал о русской женщине «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» (Н. А. Некрасов)
10.    Какую вещь позаимствовали наши домохозяйки у древних фараонов? (фартук)
11.    Эта русская поэтесса родилась в один год и с Чарли Чаплиным, и с Эйфелевой башней? (Анна Ахматова, 1889 год)
12.    Кто автор, и как называется пьеса, по которой поставлен мюзикл «Моя прекрасная леди»? (пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион»)
13.    Поэма какого поэта легла в основу оперы Сергея Васильевича Рахманинова «Алеко»? (Поэма А. С. Пушкина «Цыганы»)
14.    «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». Из какой пьесы эта цитата? (Из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира)
15.    Как звали русского писателя, который написал пьесу «Чайка»? (А.П.Чехов, 1860 – 1904)
16.    Аврора Дюпен была известнейшей французской писательницей, дружила с Фридериком Шопеном. Под каким псевдонимом она писала? (Жорж Санд, 1804-1876)
17.    Кому Александр Блок посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме»? (Своей жене – Любови Дмитриевне Менделеевой)
18.    Как звали героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» (Ольга, Маша и Ирина Прохоровы)
19.    Рукопись «Рубаи» Омара Хайяма трагически погибла в 1912 году во время крупнейшей катастрофы века. Что с ней произошло? (Рукопись утонула вместе с кораблем «Титаник»)
20.    О какой героине написал А.С. Пушкин такие строки:
«Когда случилось где-нибудь
Ей встретить мерного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей, 
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?
(О Татьяне Лариной) 

Ведущий 2: Мы думаем, что наше жюри готово огласить результаты последнего музыкального конкурса. Предоставляем слово жюри.

(Слово жюри).

Ведущий 1: Дорогие друзья, наш конкурс подошёл к концу, но мы ещё немного подержим интригу. Предлагаем нашим замечательным конкурсанткам отдохнуть и вместе со зрителями послушать песни, которые приготовили участники самодеятельности специально к сегодняшнему празднику.

(Исполняется три номера художественной самодеятельности).

Ведущий 1: Мы  приглашаем на сцену Жюри, которое объявит победительницу сегодняшнего конкурса – «Мисс читательницу - 2015».

(Происходит награждение)

Ведущий 1: И напоследок: все произведения, о которых шла сегодня речь, ждут вас, дорогой читатель, в нашей библиотеке на всех видах носителей информации. Приятного чтения!

Составитель: 
Иванова Л.С.