С Рождеством Христовым

Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2002
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Сценарий праздничного вечера для Домов Культуры ВОС
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
КУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Сценарий праздничного вечера для Домов Культуры ВОС

МОСКВА
2003

Несмотря на то, что новый год с 1 января был введен лишь в 1700 году, зимнее солнцестояние издавна считалось началом отсчета нового солнечного года.
Зимние святки - пожалуй, самый древний из всех годовых праздников. Начинались они с сочельника, кануна рождества, 7 января и длились две недели до крещения 19 января. Новый год как бы делил святки на две половины. Время от рождества Христова до 14 января называется святыми вечерами, а от новолетия до крещения «страшными вечерами». Святые вечера – это дни празднования рождества Христова. Страшные вечера назывались так потому, что существует поверье, что черти и другая нечистая сила гуляет в эти дни по белу свету. По церковной легенде разгул нечистой силы в этот день связан с искушением Христа перед его крещением. По народной же версии  в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворил ворота ада и позволил праздновать бесам на земле рождение Христа. Особенно ведьмам было раздолье. Христианская церковь приурочила к святкам три больших праздника: Рождество Христово 7 января (25 декабря), день Василия Великого 14 (1) января и Крещение 19 (6) января, завершающее святки. Церковь же ввела в народный обиход и некоторые свои ритуалы и песнопения. Однако, в святочных обрядах осталось очень много от дохристианских представлений, верований и обычаев, которые сейчас не искореняются. Таким образом, элементы разных культур  и эпох органически соединились, образуя особый сплав – бытовое православие.
Даже само название «святки» говорит, во-первых, о святости этих дней по причине  отрадного для христиан события, из- за чего эти дни должны светить благочестием, и, во-вторых, о том, что по верованиям славян на землю сходили в этот день души предков, которые также звались «святками». 
Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям, времени года, как в святках. В них представляется странная разнородная смесь совершенно разных стихий. 
 Бесспорно, к обрядам языческим относятся игры, отличающиеся сценической изобразительностью, гадания, ряженые. Эта сторона праздника не имеет явно ничего общего с христианским настроением духа. А вот славление: хождение детей и взрослых со звездой и вертепом – относится к христианским обрядам.
Но какие бы обычаи не лежали в основе народной бытовой традиции этого праздника, его обрядовая сторона во многом носила утилитарный характер, определенный жизненным укладом земледельца. Прежде всего человек стремился вмешаться в ход зимы. 
28 (15) ноября начинается рождественский (филипповский) пост, который оканчивает первый рождественский сочельник. У всех славянских народов отмечался в этот день обряд зажигания огней, костров, который связывался с представлением о возрождении солнца, началом солнечного года, а также с поминанием покойных предков. Верили, что от костров родителям на том свете будет теплее. Существовал еще обычай варить для предков кутью из зерен.  
 Пост в этот день особо строг. На стол подают сушеное зерно, размоченное в воде – сочево. Вечером этого дня не едят до первой звезды. Как правило, ее появление совпадает с концом вечерней церковной службы. После церковь разрешает вкушать кутью с медом, который символизирует сладость духовных даров, и взвар из ягод и плодов. Называли это застолье по названию главного блюда, приготовленного из зерен или злаков – кутья. Семя – это извечный круговорот, свидетельствующий о бесконечной смене рождений-умираний. Съедая приготовленное из зерна блюдо, человек как бы приобщался к этой бесконечности. Широкое распространение как святочная еда имели также блины. Еще варили кисель, чаще всего овсяный.
После ужина принято навещать крестных родителей и обмениваться с ними подарками и угощением. 
Именно в этот сочельник нарождается на свет коляда, и начинают ходить по домам поздним вечером первые колядовщики. Считают, что слово «коляда» происходит от латинского «календа», означавшее у древних римлян первое число каждого месяца (отсюда календарь). У нас Коляда – языческое божество торжества и мира, когда-то очень давно считавшееся одним из самых влиятельных и почитаемых языческих богов. Ему посвящали праздник: в честь него устраивали игры и забавы на святках, так как Коляда  считался еще и богом веселья. Постепенно в течение веков народ стал забывать о его божественном происхождении, да и у слова появилось другое значение. Колядой стала называться пища, которую собирали жрецы по домам для умерших предков. Далее под колядованием стали понимать обряд хождения по домам с поздравлениями, забавами, потехами, песнями, которые стали называть колядками. Считалось, если хозяйка не подает колядующим, в доме на следующий год не будет достатка. В народной традиции существовало еще две коляды: васильевская – накануне нового года, и крещенская – накануне крещения. Первая именовалась богатой, а вторая бедной или постной.
7 января – Рождество Христово. В этот день славят Христа, а этот вечер – первый для святочных вечерок. Время от Рождества до Крещения выделялось в народной жизни особым духовным подъемом и проходило торжественно, празднично и весело. В народе говорили: «Зима за морозы, а мужик за праздники». Святочные вечерки – народный обычай глубокой древности. На них собирались все: парни, девушки, женатые, замужние, дети, старики. Снимались многие бытовые запреты. И хотя на игрищах присутствовали люди разного возраста и семейного положения, ведущая роль оставалась за молодежью.
Святки считались молодежным праздником. Собирались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряжеными, играми и представлениями, загадывали загадки, гадали, примечали погоду на будущий год. По дворам ходили колядовщики и славильщики, пели славы и поздравительно-величальные песни, поминали предков, жгли костры, гоняли черта и т.д. С особым размахом разворачивались уличные гуляния и забавы. Молодежь «шутила», и все, что плохо лежало, становилось предметом для баловства. Особенно любили заваливать ворота и двери всяким хламом и примораживать их. Раскатывали поленницы дров, затыкали печные трубы, крали оставленные случайно во дворе вещи и т.д. Но все забавы, считавшиеся в обычные дни недопустимыми, в святки прощались. Эти праздники были разрядкой, дававшей выход отрицательным эмоциям, накопившимся за год, что предотвращало еще большее зло.
Значительную роль на вечерках занимала тема брака. Вечерки были одним из узловых моментов годового цикла семейной обрядности. Для парней святки были своеобразными смотринами будущих невест. 
Святочные переряживания – это народный маскарад, давно известный на Руси. Издавна новогодний праздник делится на светлую и темную части. В старину русские верили, что радость от прибавления тепла, увеличение длины дня и уменьшение продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые хотят отомстить крестьянам, и потому устраивали им различные пакости. Поэтому и рядились люди во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая, явившись среди них, приняла бы их за своих и никому не причиняла зла. Грех ряжения снимали с себя в Крещение купанием в проруби.
 Маски, которые использовались на Руси в глубокой древности, назывались личинами. Обычно в обходе домов участвовали и ряженые. Они приходили на вечеринки, вызывая своим появлением повышенный интерес и внимание. Рядились разнообразно. Наиболее древними были звериные маски: коза, бык, лошадь, журавль, гусь. Встречались ряженые, изображавшие различные социальные и национальные типы: старик, старуха, солдат, барин, цыган, скоморох… Нередко создавались демонические образы: чертей, смерти. Как правило, никаких элементов христианства у ряженых не было. 
Переряживание состояло в надевании на себя вывороченных наизнанку шуб, при этом корчили из себя разных зверей: то медведей, то козлов с рогами и других пугалищ. Мужчины переодевались в женщин, а женщины в мужчин с тем, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде они ходили вечером по домам знакомых и незнакомых. В некоторых местах ряженые ходят по городу и заходят в те дома, где в знак приглашения выставлены на окна зажженные свечи.
Разработка темы смерти вполне совпадала с верой в нечистую силу, гуляющую в страшные вечера. Образы всякой нечисти широко использовались ряжеными. Как правило, они становились участниками игр «в покойника» или целых представлений под названием «маврух». Кроме того, зачастую разыгрывались и сатирические пьесы, имеющие социальную направленность. 
Гадание есть служение богине Гаде, богине счастья, от которой и узнавали свой жребий. На святках можно гадать в любой день, но особенно действенным считалось гадание в сочельники, то есть под Рождество, под Новый год, под крещение. Гадающий должен соблюсти все условия, то есть гадать без креста, без пояса и не благословясь. Святочными гаданиями занимались поздно вечером или ночью. 
Для гадания с подблюдными песнями воду должны были принести: парень-первенец и девушка, родившаяся в семье последней. Пока шли за водой, черпали ее и несли в избу, они не произносили ни одного слова и не отвечали на вопросы. Перед исполнением подблюдных песен на стол ставили красное деревянное блюдо, покрытое платком, в которое гадающие опускали кольца, наперстки и другие мелкие вещи. Ответ на гадание давала песня, под которую вынималась вещь. 
Подблюдное гадание имело четкий порядок. Начиналось оно со славления хлеба. Эта песня отличалась от остальных особой торжественностью. Потом исполнялись песни, предсказывающие богатство, урожай лил разорение, затем – предвещающие брак или разлуку, потом шли песни разного содержания, даже шуточные, и под конец - пелись песни о смерти.   
В последний сочельник – крещенский - некоторые любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходят вечером во двор примечать звезды. Если увидят, что Стожары у них с правой руки, остаются уверенными - гадание сбудется. Когда же заметят, что впереди Девичьи Зори (линия звезд по Млечному Пути) с горем отходят в покои, так как это предвещает еще год незамужней жизни.
Праздник рождения Богомладенца считается праздником преимущественно для детей. Вошло в обычай устраивать для них елку, украшенную игрушками и сластями, украшенную зажигаемыми под вечер свечами. Елка служит символом древа жизни, возвращенного нам с рождением Христа. Зажженные на ней свечи – символ духовного света, просветившего мир с пришествием Спасителя. Украшенная плодами, елка – символ непрестающего царства благодати и ее спасительных плодов, открывшихся с рождением Сына Божия.

Действующие лица:
Бабушка,
Внук Алексей,
Марья Семеновна и Вера Петровна (соседки),
Маша,
Ряженые: цыган, медведь (переодетый внук), черт, дьяк, Символ года по восточному календарю, 2 заводилы в красных рубахах и др.

На сцене полутемно и тихо. Стоит наряженная елка и несколько стульев. Раздается бой часов.  Выходит внук. 

Внук: Тоска-то какая! А главное, есть очень хочется. Ба, ты спишь?.. Ну, дела. Вечер проспит, а потом всю ночь будет на бессонницу жаловаться. (Набирает телефонный номер). Алло! Мне Машу, пожалуйста. Привет. Не, на тусняк не пошел. Семейные обстоятельства. Предки в гости укатили, а я при бабке вроде дежурного. Хочешь, приходи. Ну, подумай. Пока. (Кладет трубку). Тоска. Пойти что ли на кухню, посмотреть, что поесть…

Уходит. Появляется бабушка.

Внук (из-за кулисы); Ба. это что за зерна в кастрюле замочены?
Бабушка: Сочево.
Внук: А поесть не найдется чего-нибудь?
Бабушка: Так сочево ешь.
Внук (появляясь с кастрюлей в руке): Вот это есть?! Что я – лошадь, что ли! Посъедобнее-то нет ничего?
Бабушка: Сегодня нет. Сочельник – строгий пост.
Внук: Это что, как в рекламе, до первой звезды нельзя? Уж я бы на месте того князя Кутузова навернул!
Бабушка: Ничего, потерпи немного. Зато потом будет тебе свинина.
Внук: Ах, вот почему ты спишь весь вечер!
Бабушка: Конечно. Рождество. Ночь праздновать будем.
Внук: Ну, дела! Я до тех пор с голоду помру.
Бабушка: А ты о духовном думай.
Внук: Издеваешься? (Пробует сочево).  Открой тайну, как ты это ешь! Лучше и вправду о духовном. Тоже пища. Авось доживу как-нибудь до полуночи.

Бабушка дает внуку Евангелие. Тот читает вслух.

Внук: «…Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. 
Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить Ее. 
Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф. сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого;
Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
И не знал ее, как наконец Она родила Сына своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус…» (Евангелие от Матфея. Гл. 1. 18-21, 24, 25).
«…В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемы Вифлеем,   потому что он был из дома и рода Давидова,
Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей;
И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
Ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 
И внезапно явилось явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.
Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И поспешивши пришли, и увидели Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали ей пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему.
И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как  наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища  свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Когда же они отошли – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Мать Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода…» (Евангелие от Луки.)
Знаешь, от духовной пищи у меня голод что-то не проходит.
Бабушка: Тогда поди поколядуй. И еды к празднику добудешь. и отвлечешься. 
Внук: Это как?
Бабушка: Очень просто. Берешь мешок, идешь к соседям и просишь что-нибудь. 
Внук: А, понял. «Поможите, люди добрые. Мы сами не местные…»
Бабушка: Э, нет, тут все не так просто! Сперва надо хозяев похвалить,
с праздником поздравить, и лишь потом попросить угощение. Здравствуйте, хозяин с 
хозяюшкой!
Лошадке - овсица,
Певцу - пивца,
Многие лета!
Подайте блинка,
Будет печка гладка.
Если хорошо угостят, пожелать добра хозяевам:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
А если плохо одарят хозяева, тут и пригрозить можно:
У скупого мужика
Родись рожь хороша;
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Внук: И что, дадут?
Бабушка: Конечно, дадут. Чем лучше колядующим подашь, тем больше будет в твоем доме достаток весь год!
Внук: Ну и ну! Тогда давай, ищи мешок.

Оба уходят за кулису.  Занавес закрывается. Внизу под сценой с разных сторон появляются соседки.

Вера Петровна: Добрый вечер, Марья Семеновна. А не скажете ли вы мне, что это вы под чужой дверью стоите?
Марья Семеновна: А вы, Вера Петровна, куда это так поздно собрались?
Вера Петровна: За солью к соседке шла, глядь, а тут вы… 
Марья Семеновна: А я вот о чем, признаться, задумалась: чем это из 27-й квартиры так вкусно пахнет?
Вера Петровна: Так вот как раз давайте зайдем за солью и все узнаем.
Марья Семеновна: Да я, признаться, так и собиралась, только не поздновато ли в гости напрашиваться.
Вера Петровна: Ничего, сегодня рождественская ночь. Могут и не спать.
Марья Семеновна: Так они празднуют. Тогда у меня есть план. Давайте вместе наколядуем что-нибудь, а потом у меня чайку попьем. (Звонят в звонок).
Бабушка: Кто там?
Соседки: Соседи!

Занавес приоткрывается.

Соседки (поют): 
Пышка-лепешка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Дайте нам кишку с локоть,
Чтобы семерым не слопать!
Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки,
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога,
Закидаем ворота.

Бабушка отдает соседкам пирог. Те уходят.

Внук: Эх, пирога жалко!
Бабушка: А ты догони их и мешок отними! Сегодня можно.
Внук: Все равно не буду. Сегодня можно, а завтра весь подъезд будет обсуждать, как твой жадный внук у соседки на лестнице сумку с продуктами отнял!
Бабушка: А тебе-то что?
Внук: Мне-то ничего. Это ты все время: что люди скажут! Что люди скажут!
Бабушка: Тогда отколядуем. Собирайся. 
Бабушка и внук (идут по залу):
Как ходила Коляда
Накануне рождества,
А кто даст пирога,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Тому двор чертей,
Огород червей.
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому,
Старому, молодому
И Богу святому!
Чтоб здоровы были,
Чтоб нас не забыли,
Старый, молодой
И Бог святой. 

Под сценой догоняют соседок. Тем ничего не остается, как отдать пирог.

Бабушка: Ну что, поколядовали? Тогда милости прошу к нам. Надо же теперь все это съесть!
Внук (язвительно): Конечно, конечно! Только сначала посмотрим, что у нас там со звездой делается! Ага! Нету. Так что сперва пища духовная, дорогие гости. Хотите, я вам сейчас телек включу? Или лучше из классиков почитаем!

Здесь в программу можно вставить любой номер, посвященный Рождеству.
Раздается стук в дверь. Внук открывает. Входит Маша.

Внук: Ой, Машка! Ну и молодец же ты! У нас тут такое творится! Проходи!
Бабушка: Никак гости к нам. Вот хорошо-то! Раздевайся. Что, холодно на улице?
Маша: Морозно. А иней какой на деревьях!
Вера Петровна: Каков в сочельник иней на деревьях, таков будет цвет на хлебе.
Марья Семеновна: Если первые три дня рождества иней на деревьях, урожай хлеба будет обильный. Впрочем, поглядим еще, что завтра будет. Коли в рождество ясный день, так к урожаю.
Бабушка: Да и мороз тоже хорошо. На рождество тепло – весна будет холодная.
Вера Петровна: И снега в этом году, слава Богу! Глубокие снега, так травы хороши 
и хлеб. 
Марья Семеновна: А вот если на рождество метель – пчелы хорошо родиться будут. А вот если тропинки черные – это к урожаю гречи.
Маша: А вот моя бабушка сегодня весь вечер клубки мотает потуже. Говорит чтобы кочаны капусты тугими были. А еще она говорит, будто на рождество нельзя надевать чистую рубаху, а то урожая не будет. Из-за этого еле из дома ушла. Чуть не поссорились!
Внук: А как там на улице насчет звезд?
Маша: Видимо-невидимо!
Бабушка: Небо в звездах к большому приплоду скота, ягодам и урожаю.
Внук: А я-то надеялся, что к ужину!
Бабушка: И впрямь, к столу не мешкая.

Если вечер проходит за столиками, гостям подают угощение. Если нет, зрителей можно угостить чем-то чисто символически, просто предложить разговеться. На сцене в это время идет любой веселый номер. 

Мальчишки (за сценой): Волхвов привечайте,
Святое стречайте.
Пришло Рождество.
Начинаем торжество!
С нами звезда идет,
Молитву поет…
Бабушка: Никак, славить пошли!
Вера Петровна: Это, скорее всего, мой внук затеял с одноклассниками. Они в школе с учительницей в этом году и колядки учили, и стихи, а какое представление для вертепа поставили!
Внук: Ничего себе учителя и школьнички! Вертеп – это же что-то неприличное, насколько я знаю.
Марья Семеновна: Вертеп – это такой передвижной театр с куклами или марионетками. 
Внук: Ну, если театр, то давайте посмотрим. Не зря же люди глотки дерут…

Бабушка открывает дверь. В комнату входят участники представления.

Дети: Славите, славите,
Сами, люди, знаете,
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.
Я славить не умею,
Просить много не смею.
Отпирайте сундучок,
Вынимайте пятачок,
Мне с друзьями на чаек.
Бабушка: А что показывать будете? 
Кто-то из детей: Смерть царя Ирода будем показывать.

Начинают представление.

Ангел: Дево днесь пресущественного рождает,
                   И земля вертеп  неприступному приносит.
            Ангели же с пастырьми славословят,
            Волсви же со звездою путешествуют,
            Нас бо ради родися,
            Отроча младо, превечный Бог. 
1-й Волхв: Я книгу читал, как всегда,
                 Вдруг в небе явилась звезда.
                 Я новую эту звезду
                 На карте никак не найду.
2-й Волхв: Я тоже звезду увидал
                          И новые вести узнал.
                   Родился младенец в хлеву.
                   Ему поклониться зову.
Ирод: Я царь Ирод. Я жду волхвов-мудрецов! Что новенького они скажут мне? Какой мудростью поразят? 

Появляются три волхва.

1-й Волхв: О, Ирод, правитель могучий!
                         В твоем царстве родился,
                  На сене утвердился
                  Чудесный младенец. К нему идем.
                         Имя его всюду прославится.
                  Дела его людям понравятся.
2-й Волхв: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке
и пришли поклониться Ему.
Ирод: А где должно родиться ему?
3-й Волхв: В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка.
Ирод: Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Ирод уходит. 

Волхвы(поют): Идем к рожденному
                        Ко Христу со дары.
            Идем поклониться,
            Пред царем явиться.
            Аще поклонюся, 
            Пред царем смирюся.
                   Где Христос родися,
            Там звезда явися.
   Ангел им являет,
   На путь наставляет.
Ангел: К Ироду не ходите.
                   Иным путем идите.
1-й Волхв: Ангел Божий, к Ироду не пойдем.
         Иначе вернемся в свой дом.

Волхвы уходят. Вновь появляется Ирод.

Ирод: Жду-пожду. Что-то нет волхвов-мудрецов!
          Воин мой воин,
          Воин вооруженный,
                  Встань передо мной,
          Как лист перед травой
                  И слушай мои приказания.
Воин (появляясь): О грозный царь Ирод, почто своего верного воина призываеши и какие грозные приказы повелеваеши?
Ирод: Пойди в Вифлеем и избей всех младенцев сущих первенцев.
Воин: О, грозный царь Ирод.
          По твоему приказу
          Я сходил в Вифлеем
          И избивал всех младенцев
          Сущих первенцев.
          Только одна старая баба Рахиля
          Не дает своего дитятка бить.
Ирод: Приведите ее сейчас сюда.

Воин приводит Рахиль. Она в черном одеянии с ребенком на руках.

Ирод: Как ты, старая баба Рахиля, смеешь не давать своего дитятка бить моему верному воину, когда я приказал?
Рахиль: Да он же у меня один. Да такой маленький. Да от него никакого зла!
Ирод: А, дак ты мне еще смеешь грубить! Коли ее ребенка!
Рахиль: Дай моему дитю хоть на три дня жизни.
Ирод: Не дам даже на три минуты.
Рахиль: Дай хоть на два дня жизни.
Ирод: Даже на две минуты не дам.
Рахиль: Дай хоть на один день жизни!
Ирод: Даже на одну минуту не дам. Коли ее ребенка!
Воин закалывает ребенка и уносит.
Рахиль: Ах, увы, ах, увы,
             В горести-печали
             Матери рыдали.
             Вижу младенца прободенную утробу
             И предаюся гробу.
Ангел: Не плачь, Рахиль,
            Младенец твой
            На небе обретет покой,
            В саду он будет проживать
            И райским яблочком играть.

Рахиль: Ангел, ангел, верю тебе,
              Но неужто Ирод будет жить на земле.            

Рахиль уходит за ним. Появляется смерть с косой.

Смерть: О, Ироде, Ироде,
             Полно тебе грешити,
             Пора смерти просити!
             Вот я к тебе пришла –
             Настал твой смертный час:
             Склони свою главу на мою косу.
Ирод: Дай отсрочки на один год.
Смерть: Ни на один месяц.
Ирод: Дай хоть на один день!
Смерть: Ни на один час.
Ирод: На одну минуту!
Смерть: Ни на одну секунду.
            Эй, Черт, мой брат,
            Сволоки-ка тело в ад.

Смерть отсекает голову Ироду. Появляются черти и утаскивают тело Ирода.

Ангел: Вот и все. История наша кончается.
               Звезда золотая качается,
               А Рождество продолжается.

Во время аплодисментов хозяйка одаривает артистов рождественскими подарками или угощением.

Маша: Постойте, если славить пошли, значит полночь уже?
Внук: Начало первого. Тебе что, возвращаться поздно? Так мы все равно раньше утра не ляжем.
Бабушка: Да не в том дело, верно я смекаю? У тебя нет ли приятеля, которого надо срочно с рождеством поздравить? А то в гости бы сходил, ненадолго…
Внук: Ба, да ты чего? Какие гости в половине первого? 
Бабушка: Ну, не мы же одни празднуем. К приятелю какому-нибудь загляни на часок, а то нам с девушками посекретничать надо.
Внук: Ничего себе! Я на тусовку не пошел, а выходит, что теперь и из дома выставляют! Ну, я вернусь, я вам покажу! Вы у меня попляшете! (Уходит)
Марья Семеновна: Гадать время пришло. На то и святки. Нонче не грех гадать. И волхвы - гадатели ко Христу были допущены. Так и установлено, чтобы один раз в году человеку судьба открывалась.
Вера Петровна: Мне о здоровье бы погадать. 
Бабушка: Сейчас все погадаем. Вот лучинки и вода родниковая. Специально внука просила принести. Лучинки надо намочить и после зажечь. 

Мочат лучинки и зажигают их. Если лучинка горит ровно – это знак долгой жизни, если с треском – гадающий в течение года будет болеть, если не горит – это знак смерти.

Бабушка: Теперь про урожай узнать бы. Ну-ка, Маша, бери горшок каши да подойди к первому встречному.

Маша берет горшок и подходит к любому зрителю.

Маша: Подошла. А теперь что?
       Бабушка: А теперь спрашивай, из чего каша?
Маша: Из чего каша сварена? (Если зритель отгадывает – год будет урожайный, если нет – это к неурожаю).
Маша: А дальше что?
Марья Семеновна: А дальше девушек собирай в круг. 
Вера Петровна: Теперь о замужестве гадать будем. Идите сюда, красны девицы и давайте свои колечки.

Гадать выводят несколько девушек. Берут сито с зерном. Девушки отдают свои кольца. Потом их смешивают с зерном. Девушки каждая берут по горсти зерна. В горсти оказывается кольцо. Медное кольцо – муж будет бедным. Серебряное – муж из хорошей простой семьи, с камнем – барин, золотое – купец, свое кольцо – исполнится заветное желание, ничего – не выйдешь замуж в этом году, два кольца – два мужа.

Маша: А можно узнать как-нибудь, сбудется гадание или нет?
Бабушка: Есть один способ. Раньше любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий,  в крещенский сочельник – последний святой вечер, выходили на двор примечать звезды. Если увидят, что Стожары у них с правой руки, то остаются уверенными, что гадания сбудутся. В таком случае старшая и «почетная» девушка (всегда дочь богатых родителей) выходила вперед с пирогом, а другие, увиваясь вокруг нее, скороговоркою причитывали:
Ай, звезды, звезды,
Звездочки!
Все вы, звезды,
Одной матушки,
Белорумяны вы
И дородливы.
Засылайте сватей
По миру крещёному;
Состряпайте свадебку
Для мира крещёного,
Для пира гостиного,
Для красной девицы,
Свет родимой
Анны Ивановны.
(Или другое имя). 

А если впереди Девичьи Зори (Линия звезд по Млечному Пути), значит, все гадания были напрасны. Зори предвещают еще год девичьей жизни.

Маша хочет раздать хозяйкам кольца.

Вера Петровна: Маша, постой, не торопись кольца раздавать. После гадания кольца выкупать принято.
Маша: Как это, выкупать?
Вера Петровна: Да очень просто. В фанты игру знаешь? 
Маша: Конечно, знаю.
Вера Петровна: Так вот это традиционная рождественская игра. Ею всегда кончались гадания с кольцами. Так что сейчас вам предстоит друг у друга кольца выкупить. Сначала отдайте кольца мне. Так. Теперь, Марья Семеновна,  вставайте ко мне  спиной, будете задания давать, как лицо незаинтересованное. Итак, что делать этому фанту? (Вынимает первое попавшееся кольцо. Марья Семеновна дает любое задание – спеть, сплясать, сказать скороговорку и т.д. Владелец кольца выполняет его, и только тогда вещица возвращается к нему. Если играющий не может выполнить задание, он может попросить помощи у своих знакомых в зале.)
Марья Семеновна: Ну, что, еще поиграем? Тогда внимание. Сейчас мы выберем водящего, и он выйдет из комнаты. Теперь, в его отсутствии, загадываем строчку из известной песни. Каждый из играющих берет себе одно слово. Когда возвращается водящий, играющие по моей команде одновременно называют ему доставшееся им слово. Задача водящего – отгадать задуманную строку. (Игра проводится несколько раз, после чего ведущий предлагает всему залу спеть последнюю из загаданных песен.)
    
Через зал под аккомпанемент гармони с пением идут ряженые. Идут не просто так. Кто-то идет на руках, кто-то крутит колесо, кто-то пляшет. Среди ряженых не только заранее готовые к этому участники художественной самодеятельности или актива. Могут быть и представители зрительской аудитории, «завербованных» Внуком после своего ухода от гадающих. Среди них есть цыган с медведем, персонаж, одетый в костюм символа года по восточному календарю, черти, дьяк, несколько человек в красных рубахах с размалеванными лицами и в шляпах с множеством цветных лент. На сцене подхватывают песню, которую поют ряженые. 

Ряженый 1: Эй, боярышни красивые!
Эй, девицы неспесивые!
Двери шире распахните-ка,
И гостей к себе пустите-ка.
К вам, соседи ваши близкие,
Не высокие, не низкие,
А пришли к вам не с помехою,
А с веселою потехою. 
Хозяйка: Погодите, ребята,
                         Тут требуется плата.
 Ряженый 2: Денег немае - сами занимаем;
  Пряники, орешки взяли сладкоежки;
  Но нам неча горевать –
  Будем петь и танцевать!
Хозяйка: Тогда гадайте наши загадки! Восемь ног, два хвоста, посредине гривенник. Что такое?
Ряженый 1: Две свиньи целуются!
Хозяйка: А это: летела тетеря, вечером — не теперя, упала в лебеду — и теперь не найду.
Ряженые: «Пуля! Пуля!»
Хозяйка: Две сестренки, две плетенки
      Из овечье шерсти тонкой.
                Как гулять – так надевать,
      Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).
Ряженый 2: Кто хочет ряженых глядеть – помогай!
Хозяйка: Пушистая – а не снег, греет – а не печка. (Шуба).

      Я катаюсь на нем до вечерней поры,
      Но ленивый мой конь возит только с горы. (Сани).

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит -
А стоять не велит. (Мороз).
        
                 Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал –
В землю убежал. (Снег).

Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, бурчу, знать ничего не хочу.
Вдоль села пробегаю – сугробы наметаю. (Метель).

Жил я посреди двора,
Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик).
        
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка.
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки. (Зима).

Шел я по тюх-тюхтю, нашел я валюх-тюхтю: кабы эта не валюх-тюхтя, так бы съела меня тюх-тюхтя!»

Ряженые не могут разгадать загадку, и. как это ни странно, именно после этого их пускают. Однако не все входят сразу. Черти, дьяк, Символ года и медведь прячутся на время за кулисами или за дверью. 

Ряженые: Уродилась Коляда
                 Накануне рождества.
                 За горою, за крутою,
                          Да за быстрою рекою
                 Стоят леса дремучие.
                 Во тех лесах огни горят,
                 Огни горят горючие.
                 Вокруг огней люди стоят,
                 Люди стоят колядуют.
                 Ой, Коляда-Коляда,
                 Накануне рождества.
                 За речкою, за быстрою!
                 Огни горят калиновые,
                 Калиновые, малиновые.
                 Промеж огней скамьи стоят.
                 На той скамье гусли лежат,
                 А кому эти гусельки налаживать?
                 Налаживать Гордеюшке,
                 А Гордея-то сударя да не случилося,
                 А уехал-то Гордей да во Бел-город.
                 Суды судить суженые,
                 Ряды рядить ряженые.
                 Коляда, Коляда
                 Накануне рождества
                 Отворяй ворота!
                 А как вернулся он к батюшке с матушкой,
                 Привез им подарочки заморские:
                 Матушке – шубу на лебяжьем меху,
                 А батюшке – доброго коня.
                 Как залез он на этого коня,
                 Так и ездил три дня.
                 На четвертый день свалился чуть живой,
                 А конь заржал и за море долой.
                 А матушка в шубе лебединой
                 Ходит толстая, как перина,
                 А как скинет ту доху –
                 Все рыло в пуху.
                 Коляда, Коляда
                 Накануне рождества,
                 Отворяй ворота.
Ряженый 1: Поздравляем вас с праздником,
                     С Новым годом, со счастьицем и здоровьицем!

В центр выходит цыган.

Представление 

Цыган: Здравствуйте!
Все: Здравствуйте.
Хозяйка: Что ж ты нам не покажешь, кого ты с собой привел?
Цыган: Погодите, погодите,
             И меня не торопите.
   Мои спутники боятся
             Сразу в люди показаться.
             Сперва хозяйка (хозяин) будущего года.    
             На гороскопы-то пошла мода.
 
Появляется ряженый - Символ будущего года. Раскланивается.

Цыган: Вот вам примерно,
             И это верно,
             Если дамочка к ней (к нему) прикоснется,
             То ей весело весь год живется,
                        Муж ей всегда будет верен.

            Если вдова дотронется – очень отлично.
            Замуж выйдет вторично,
            И будет счастлив брак повторный.
            Муж будет трезвый и покорный.

            Если подойдет сюда женатый мужчина,
            Будет большой молодчина.
            Глаз жены ему будет не страшен.
            Она никогда не откроет его любовных шашен.

            Если подойдет холостой жених,
            То вскоре найдет к невесте
            Приложение тысяч в двести.

             Ежели арендатор до нее (него) доберется,
             Ему счастье тут же улыбнется.
             Банк ему простит все недоимки.

           Позову сейчас приятеля,
             Лесов темных обитателя.

Появляется Медведь. Символ года уходит.

            Ну, Топтыгин, будь смелее!
  Покажи все, не робея.
  Для чего тебе дичиться,
  Если можно отличиться.
  Ну, вперед прямой дорожкой.
  Поклонись и шаркни ножкой.
            Мой приятель – на все руки.
            Знает разные науки:
            Он и пишет, и читает,
            Даже музыку играет.
            Он все может показать,
            Лишь извольте приказать.
            Ну, так что же вы молчите?
            Что представить вам? Скажите!
Бабушка: Пусть что хочет представляет, что умеет. Ты ему прикажи.
Цыган: Ну-ка, Миша, развернись,
Добрым молодцем пройдись.
Да смотри, не оступись,
Не споткнись, не поскользнись.

Медведь бодро идет мимо девушек, но вдруг спотыкается и чуть не падает на них.

Цыган: Ты, брат, глупости оставь,
И детей ты нам представь
Умных, милых, добродушных,
Безответных и послушных,
Не каких-либо других.
Как родителей своих
Они мило забавляют,
Им потеху доставляют. 

Медведь встает посередине. Пару раз всхлипывает и затем начинает реветь.

Цыган: Ты срамишь меня и губишь.
Видно, друга ты не любишь!

Медведь подходит и обнимает цыгана.

Цыган: Ну, чего нам обниматься?
Вот за ум бы лучше взяться…
Ты к девицам отправляйся - 
Извинись, да приласкайся.
Отличись же, наконец,
Вот и будешь молодец.

Медведь поднимает лапы и бежит к девушкам обниматься. Те визжат. Потом подбегает к Маше. Та с визгом прячется.

Медведь: Будете знать, как меня из дома выгонять!
Маша: Лешка, ты что ли? 
Бабушка: И правда, поглядите-ка! Внук мой!
Медведь: Теперь вы меня по традиции должны величать, а я вас за это деньгами одаривать.
Маша: Извини, кроме «Ой, Лёха, Лёха, мне без тебя так плохо» ничего припомнить не могу.

Медведь: Тогда пропал твой заработок. 
Цыган: Ну, довольно. Все уладил
И вину свою загладил.
А теперь остановись
И всем низко поклонись.
А теперь, может кто хочет с Мишкой силой помериться? 

Шапка горит.
Для игры необходима толстая веревка длиной 8-10 метров. Концы ее  связываются в прочный узел. Четверо играющих берутся за веревку одной рукой так, чтобы образовался квадрат. На расстоянии 2-3 метров от каждого играющего кладется шапка или какой-нибудь другой предмет. Ведущий встает в центр квадрата, и когда игроки будут готовы, командует «Шапка горит». Каждый играющий пытается дотянуться до своего предмета, не отпуская веревки. Выигрывает тот, кто схватит свой предмет раньше всех.
Неожиданно в комнату врываются черти и начинают пугать присутствующих. За ними входит дьяк и кропит веником и кадит лаптем.

Дьяк: Мир всем, и дух вон. (Черти убегают). 
Пожертвуйте на сальную свечу
          Ивану Кузьмичу!                       ,
          Его - то мощи
          Лежат в осиновой роще.
          Они там потеют,
          Плясать к нам не поспеют!

К играющим присоединяются остальные ряженые. Они встают вместе в хоровод. Один
из ряженых запевает:

Чижик, пыжик у ворот,
Воробушек маленький!
Ой, братцы, мало нас,
Голубчики, немножко.
В хороводе людей мало,
Веселиться не с кем стало.
Максим, сударь, пойди к нам,
Егорович, приступись!
Ой, братцы…

Таким образом несколько человек набирают в хоровод народ и после затевают с ним игры.

Бояре (традиционная рождественская игра). 
Парни и девушки встают друг напротив друга в две линии на расстоянии 5 метров. В каждой линии играющие берутся за руки так, что правая рука оказывается в правой руке соседа а левая в левой. Затем шеренга девушек наступает на шеренгу парней, произнося первую строку текста, и отступает, произнося вторую. Потом то же делают парни и т.д. до конца текста.

        Девушки: Бояре, да вы почто пришли?
      Молодые, да вы почто пришли?

 Парни: Княгини, да мы невест смотреть.
            Молодые, да мы невест смотреть.

Девушки: Бояре, покажите жениха!
               Молодые, покажите жениха!

Парни: Княгини, во се наш женишок.
            Молодые, во се наш женишок.

Девушки: Бояре, покажите кафтан (сапоги, кушак…)

Парни: Княгини, во се наш кафтан (сапоги, кушак…)

Девушки: Бояре, поздороваться,
               Молодые, со всем поездом.

По окончании песни жених с рвзбега прорывает цепь и уводит одну из девушек. Когда играющие разбиваются на пары, объявляется парный танец. Вечер перерастает в танцевальную программу. Во время танцев ведущие могут провести игры.

Птица, рыба, зверь. Играющие встают в круг. Ведущий встает в центр. Указывая поочередно на игроков, водящий повторяет «Птица, рыба, зверь». Останавливает свой выбор на ком-то из играющих, который должен за три счета вспомнить название птицы, рыбы или зверя (в зависимости от того, на каком из этих слов укажет на него ведущий). Если слово не названо – игрок сменяет ведущего. Незрячим игрокам ведущий может подавать сигнал с помощью легкого прикосновения.

Бубенцы. Игроки встают в плотный круг лицом в центр. В кругу – ведущий. За спинами игроки стараются неслышно передать друг другу бубенчики. Задача водящего – вычислить, у кого они сейчас.

Эстафета. Играющие делятся на две команды по 8-12 человек, потом выстраиваются в колонны на расстоянии 3-4 шага одна от другой. Перед головным в колонне ставят стул или чертят на полу черту мелом. По сигналу игроки, стоящие первыми, обегают свою команду и, вернувшись на место, прихватывают с собой второго игрока, так что второй круг они делают уже вдвоем. Потом к ним присоединяются третий, четвертый и т.д. Выигрывает та команда, которая раньше соединится в цепочку.

Жмурки на местах (традиционная рождественская игра). Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в центре игровой площадки. Остальные собираются вокруг него. Водящий считает до пяти. За это время играющие рассредотачиваются по площадке. По окончании счета играющие уже не имеют право менять место положения, но могут наклоняться, уворачиваться и т.д. Найденный становится водящим. Можно потребовать от водящего узнать игрока. 

Ночной дозор. Двое водящих с завязанными глазами встают лицом друг к другу на расстоянии 2 метров. Задача игроков – бесшумно миновать эти ворота. Задача водящих – поймать игроков, не сходя, разумеется, с места.

Перейти болото. Для игры потребуется четыре фанерки или картонки. Двум игрокам вручают по две дощечки, на которые они встают на исходной точке. Задача игроков - как можно быстрее пройти определенное расстояние, не наступая на пол. Выигрывает пришедший к финишу первым при условии, что он ни разу не встал мимо дощечки.

Золото хоронить (традиционная рождественская игра). Выбирают ведущего и выборного. Все садятся в кружок, складывая руки на коленях ковшичком. Выборный обходит всех и кладет незаметно кому-нибудь в руки какой-то мелкий предмет. Водящий должен угадать, у кого спрятанная вещь.

Колечко. Взявшись руками за веревку, концы которой связаны, играющие образуют круг. В середине его – водящие. На веревку надето небольшое колечко. Участники игры, все время передвигая руки то вправо, то влево по веревке, передают колечко друг другу. но так, чтобы этого не заметил водящий. Водящий пытается обнаружить, у кого находится кольцо, предлагая тому или иному игроку снять руки с веревки. Пойманный с колечком становится ведущим.

Если на вашем вечере многие знакомы друг с другом, во время танцев может еще происходить узнавание ряженых. В этом случае узнанный представляет что-либо по желанию узнавшего. Вообще любая игра может включать в себя элемент «фантов», что традиционно для рождественских игр.

В конце вечера на сцене выстраиваются все ведущие: Бабушка, ее внук Алексей, Марья Семеновна, Вера Петровна, Маша.

Бабушка: Дорогие друзья, мы очень рады, что все вы сегодня были нашими гостями и разделили с нами радость этого особенного праздника, называемого Рождество.
Вера Петровна: Мы надеемся, что в этот вечер вы не только узнали что-то новое, но и от души повеселились. 
Марья Семеновна: И теперь, прежде чем попрощаться с вами, мы хотели бы еще раз поздравить вас с праздником.
Маша: Город наш заметает порошею.
     Рождество к нам приходит опять.
     Мы желаем вам только хорошего.
     То, что можно друзьям пожелать.

Внук: Пусть исполнит мечты и надежды.
Мир наполнит теплом и добром.
Каждый день будет лучше, чем прежде.
С Новым годом вас и с Рождеством!
          Все: С рождеством!
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Болеславский Л. Сын человеческий. Парафраз на темы Нового Завета: Поэзия. – М.: Книга, 1990. – 95 с.
2.    Народный календарь. Рождество: Эксперим. уч. пособие / Сост. И. Уварова. – М., 1996. -   96 с., ил. – («Искусство. Шаг за шагом»).
3.    Обрядовая поэзия / Жекулина В.И. и др. (сост.). - М.: Современник, 1989. – 735 с., ил. - (Классическая библиотека «Современника». Сокровища русского фольклора).
4.    Панкеев И. А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998. – 256 с.
5.    Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. - М.: РИГ, 1998. - 298 с.
6.    Празднуем Новый Год: Сборник / Гл. ред. и сост. Г. Левкодимов. – М.,2002. – 479 с., ил. – («Молодежная эстрада»: Литературно – музыкальный альманах: Вып. 4 - 6). 
7.    Рождественская ёлка / Сост. и предисл. Г.Е. Левкодимова. – М.,1997. – 95 с., ил.
8.    Рождественский подарок / Сост. А.И. Сонин. – М.: Лана, 1995. – 32 с.
9.    Русский фольклор / Аникин В. (сост.). – М.: Худож. лит., 1986. – 367 с. – (Классики и современники)
10.    Святки: Сборник / Ред. Г.Е. Левкодимов и др. – М.,1997. – 128 с.
11.    Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - Ч.2 . - М.: Сов. Россия, 1990. – 80 с. - («В помощь клубному работнику». № 12. Русская мифология. Вып.3).
12.    Традиционные праздники и обычаи русского народа: Сборник. – М., 1994. – 158 с. 


Автор-составитель:
методист ОМО КСРК ВОС
Л.Н. Смирнова