Шаг навстречу

Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2017
Вид работы: Методическая разработка
Тема: Этика общения Особенности восприятия
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел

Текст сценария

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
  • ОТНОШЕНИЕ СЛЕПЫХ К ОБЩЕНИЮ СО ЗРЯЧИМИ
  • ОТНОШЕНИЕ ЗРЯЧИХ К ОБЩЕНИЮ СО СЛЕПЫМИ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ НЕЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО ЗРЯЧИМ
  • ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО СЛЕПЫМ
  • НАУКА ПОМОГАТЬ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Многие помнят рекламу государственной программы «Доступная среда», в которой говорилось – «инвалид, не инвалид - люди так не делятся». Но в реальной жизни, как правило, всё иначе.

Можно с уверенностью сказать, что зрячим людям сложно общаться со слепыми. Согласно социологическим исследованиям, проведённым югославским тифлологом Т. Марковичем, на вопрос, что они чувствуют, общаясь с незрячими, 84% опрошенных зрячих ответили, что испытывали очень неприятные чувства и не хотели бы повторить такие контакты. Для 3% анкетируемых это общение было затруднительным; 6% не смогли ответить на данный вопрос и только для 7% контактов с незрячими доставил удовольствие. 

Несмотря на то, что данный опрос проводился ещё в 1984 году, а сведений о подобных опросах среди незрячих нет, практика показывает, что слепым тоже затруднительно общаться со зрячими.

По данным на октябрь 2016 года на учёте во Всероссийском обществе слепых состоит более 209 тысяч незрячих и слабовидящих. Реальное количество инвалидов по зрению в нашей стране, думается, значительно больше.  

Так или иначе, в поле зрения каждого из нас может появиться человек, лишённый этого самого зрения. Попробуем понять слепого или слабовидящего, наладить контакт и нивелировать коммуникативные барьеры.

ЗРЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Для начала поговорим о видах слепоты и о том, какие особенности встречаются у слабовидящих людей и слепых с остаточным зрением.

Тотально слепым называют человека, не отличающего света от тьмы.

Слепой со светоощущением воспринимает свет и различает его яркость. Такой слепой не видит формы предметов, но может различать не только свет, но иногда и цвета. Впрочем, в большинстве своем, слепые со светоощущением всё вокруг себя видят в сером цвете. Но этот серый цвет имеет много оттенков. Одни предметы или их части кажутся более темными, другие более светлыми. Именно это облегчает им ориентировку в помещениях и на улице. Зачастую светоощущение помогает угадывать движение предметов, жестикуляцию, основываясь на восприятии света и тени.

Слепым с остаточным зрением считаются те люди, острота зрения которых на лучше видящем глазу с коррекцией - очки, линзы, искусственный хрусталик - не превышает 0,04 (т. е. 4%). Они имеют форменное зрение.

Слабовидящие - это люди с остротой зрения на лучшем глазу при коррекции от 0,05-0,4. При таких параметрах человек не распознает лица, видит в книгах и газетах только крупный шрифт (заголовки).

Если вы носите постоянно очки, то, сняв их, вы можете примерно представить, как видит инвалид по зрению. Только ваше зрение полностью корригируется очками, а у инвалида по зрению даже в очках зрение остаётся неполным и расплывчатым.

У остаточного зрения могут быть дополнительные особенности, осложняющие и без того непростую жизнь слабовидящего. Например, так называемое трубчатое зрение. Поле зрения в этом случае не превышает 20 градусов. Мир видится как бы через тоненькую трубочку. В результате не видно того, что находится справа, слева, выше или ниже центра глаза. Чтобы разглядеть то, что находится вокруг, надо постепенно исследовать глазами окружающее пространство. Это занимает много времени. Кроме того, центр глаза у инвалида, как правило, видит не 100%, а гораздо меньше. Такой слабовидящий может читать газету, но не может найти предмет, который находится рядом с ним. Просто он не попадает в поле зрения, и  нужно время, чтобы отыскать его.

Ещё больной может обладать низким порогом контрастной чувствительности, т.е. с трудом видеть предметы, если они имеют такой же цвет и яркость, как и основной фон.

Встречается такое явление как скотома, т. е. очаговый дефект поля зрения, при котором из него выпадают отдельные кусочки. Человек может видеть окружающее, правильно и быстро ориентироваться в доме и на улице, но налетать на стулья и людей, так как они попадают в зону скотомы.

Дальтонизм - цветовая слепота,  особенность зрения, выражающаяся в сниженной или полной неспособности различать цвета. 

Нистагм – так называют повторяющееся, неконтролируемое, колебательное быстрое движение глазных яблок. 

Косоглазие – прежде всего, чревато отсутствием бинокулярного зрения. Такой человек при взгляде на предмет видит сдвоенное изображение, поэтому вынужден смотреть на него одним глазом.

Впрочем, вряд ли стоит перечислять все возможные глазные заболевания. К несчастью, их хватает. Просто подведем итог.

Из всего вышесказанного мы видим, что у слепых и слабовидящих людей наблюдается:

- нарушение остроты зрения, чёткости видения,

- нарушение глазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичности;

- выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при  симультанном (происходящим одновременно) восприятии объектов и т.д.

 Что же из этого следует?

Прежде всего, то, что проблемы со зрением существенно осложняют незрячим возможность опираться на информацию, которую даёт зрение, в процессе познания мира и коммуникации с ним:

1. снижение скорости переработки информации;

2. неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;

3. обеднённость представлений об образах и предметах, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

4. нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем снижению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;

5. нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижение познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижение желаний к самопроявлению, возникновение зависимости от помощи и руководства окружающих людей.

Каким образом и почему это мешает слепым общаться со зрячими?

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СЛЕПЫХ К  ЗРЯЧИМ

Серьёзные проблемы со зрением затрудняют не только познавательную деятельность человека, но и нарушают взаимодействие личности с социальной средой.

Отправная точка – «Я не такой, как все».

Уже в самом раннем возрасте слепые дети начинают понимать, что они отличаются от  других детей. Они определяют это по особому отношению со стороны окружающих – педагогов, родственников, людей на улице. В дальнейшем, это подтверждается тем, что они не могут разделять игры и интересы обычных детей, учатся по другим учебникам, их не берут на работу в обычную организацию, и карьерная лестница почти перекрыта. В результате у слепых, как правило, вырабатывается неадекватная самооценка.

Низкая самооценка, а точнее - комплекс неполноценности у некоторых слепых базируется на основе стойкого и не всегда верного предубеждения об отрицательном отношении зрячих к слепым и слабовидящим. Такие слепые опираются на убеждение - «Я для них – человек второго сорта».

Подобное восприятие сильно сковывает многих незрячих при знакомствах и общении с другими людьми, часто делает их необщительными, замкнутыми.

 Есть и другие формулы для надуманных обид. Например: „зрячие меня недооценивают”, „со зрячими трудно находить общий язык и взаимопонимание”, или „зрячие не считают меня человеком, они только хотят меня использовать в своих корыстных целях”.

Установка на избегание контактов со зрячими может возникнуть от недостатка соответствующих умений и навыков общения с ними. Это часто является следствием длительного общения только со слепыми людьми в результате пребывания в специальных детских садах и школах, работы на предприятиях для слепых и проживании в спецобщежитиях.

Ещё одна причина – потребительский подход. То есть непонимание и нежелание сознательно выстраивать контакт со зрячими людьми. Ведь любые отношения требуют усилий, к чему зачастую не готов эгоистично настроенный незрячий, ошибочно предполагая, что зрячие сами должны предлагать ему помощь, обращать на него внимание, а от слепого при этом ничего не требуется.

Ощутимые трудности в общении зрячих и слепых создает то, что при непосредственном общении двух слепых не играют почти никакой роли невербальные элементы общения – мимика, выражение глаз и т. д. Немногие незрячие осознают значение невербальной коммуникативной сигнализации для общения с другими людьми, в то время, как для людей зрячих она крайне важна - они получают через неё большое количество информации, опираются на неё.

Для многих слепых характерен эгоцентризм, честолюбие, сильное стремление к самовыражению и к самоутверждению. Они могут обладать повышенной чувствительностью, быть более обидчивыми, подозрительными и инфантильными. Подобные черты характера и особенности нервной системы незрячих также могут явиться помехой в общении со зрячими.

Итак, неудачные опыты общения со зрячими порождают у слепых установки, что нужно избегать контактов с ними, и лучше ограничиваться общением с друзьями по несчастью.

А что мешает зрячим общаться со слепыми?

 ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЗРЯЧИХ К СЛЕПЫМ

Попробуем разобраться и в этом.

Начнем с того, что человечество, как любой биологический вид, прежде всего, ставит своей задачей выживание. Чем здоровее каждый отдельно взятый индивид – тем выше шансы. В конце концов, естественный отбор никто не отменял.

Вы скажете, что это средневековый бред. Нет. Это многовековой инстинкт. И как бы ни протестовало сознание, эмоции будут не на его стороне. Организм всегда будет сигналить – болезнь это плохо! Это некрасиво! Недаром во все времена в подсознании человека красота – это здоровье.

Поэтому, когда в семье появляется незрячий ребенок – это воспринимается как брак. Особенно в сельской местности, где физический труд играет большую роль, а, по мнению здорового, слепой - не работник. Ведь настоящие возможности инвалида по зрению, тем более на современном уровне, известны единицам. Отсюда возникает представление о никчемности, беспомощности, бесполезности инвалида. Считай – лишний рот. Есть и еще один нюанс – рождение инвалида в семье ставит под сомнение здоровье всех его родственников, может плохо повлиять на будущее братьев и сестер, которым еще предстоит обзавестись потомством. Ведь возникает вопрос: каким оно будет? А вдруг…

Отсюда возникает ложный стыд за своих нездоровых родственников или знакомых, причины которого зачастую и сам человек толком объяснить не может.

Другое дело - военные действия или травма на производстве. Но ведь каждому встречному не объяснишь…

Серьезный барьер, разделяющий слепых и зрячих, это всё ещё бытующие отсталые представления о слепых, как о людях несчастных, беспомощных и неполноценных, которых можно только жалеть. Незрячие болезненно реагируют на такое отношение, и это ещё больше ухудшает контакты между слепыми и зрячими.

Многих зрячих угнетает «картинка»: поза, координация движений, мимика, выражение и вид глаз незрячего. Лица слепых от рождения часто бывают малоподвижными, маскоподобными. Это напрягает зрячего, привыкшего к тому, что первый контакт между людьми обычно устанавливается при помощи глаз, мимики и пантомимы. Чаще всего человек сигнализирует сначала глазами о том, что хотел бы с кем-то установить словесный контакт. Слова сопровождаются мимикой и жестами. Так как эти механизмы (их называют механизмами невербального общения) не подчиняются воле сознания, зрячий использует их и при общении со слепыми. А у слепых эти механизмы не функционируют. Следовательно, не функционируют и стандартные способы сигнализации, что затрудняет обратную связь, благодаря чему зрячий человек чувствует себя беспомощным. Он начинает думать, что слепой или не понимает его, или не хочет общаться с ним.

Кроме того, из внешнего вида человек зрячий делает массу выводов о характере или настроении человека, но выводы, сделанные о слепом, очень часто бывают ошибочными. Более того, у человека, не имеющего представления об особенностях зрения таких людей, часто возникают необоснованные обиды и недопонимание, мешающие нормальному общению. Например: «он никогда не здоровается!» Или: «почему она, как видит меня, всё время морщится?» Или: «Она врушка. Смотри, как глаза бегают» и т.п. Таким образом, люди делают массу неверных выводов, кроме одного – человек плохо видит.

Очень часто зрячие придерживаются такого мнения, что слепой или плохо видящий только притворяется таковым ради собственной выгоды, совершенно не представляя себе, какую обиду человеку они этим наносят.

Однако при этом понятно, почему здорового человека отталкивает стремление некоторых незрячих афишировать свой недуг, чтобы обеспечить себе больше привилегий и материальных благ. Любого оттолкнет позиция: «я слепой, поэтому жалейте меня», и что ещё хуже: «я слепой, и мне всё позволено», «я слепой, и мне все должны».

Несомненно, на отношение к слепому влияет воспитание и уровень образования. Большинство зрячих считают, что слепые сильно отличаются от остальных людей, что они не такие, как все. Но при этом они не знают ни психики незрячего,  ни его реальных возможностей. Роль играют также личностные качества, мировоззренческие особенности зрячего. Благодаря чувству самосохранения, подкрепленному неграмотностью, возникает масса необоснованных опасений, опрометчивых и суеверных суждений. «А вдруг этот инвалид заразный?» «Может, он нервный?» «Не общайся с больными людьми – не притягивай к себе несчастья» и т.п. Всё это происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Впрочем, иногда зрячий и не против пообщаться, но есть одна беда. Он просто теряется, так как не знает, что делать со слепым, как неумелый папа не знает, что делать с маленьким ребенком. Круг занятий незрячего слишком ограничен для человека с глазами – в кино с ним не пойдешь, на футбол тоже, фотки ему не интересны, а в любом общественном месте нужен глаз да глаз. Да ещё, что приятели скажут?.. Девушка?.. Сложновато.

Что же со всем этим делать?

ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ НЕЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО ЗРЯЧИМ

Общение — это врождённая потребность человека. Не только зрячие должны учиться общаться с незрячими, но и наоборот. Самое главное – захотеть и усвоить определённые правила, основанные на доброжелательности и взаимном уважении.

Общество в целом может получить определенную сумму знаний о слепых из журналов, книг, фильмов, радио- и телепередач, но никто лучше самого слепого не может объяснить, в какой помощи он нуждается, и что для этого нужно сделать. При этом от слепого требуется немало усилий и терпения. Ведь именно он должен понимать, что зрячий не имеет навыков общения с ним.

Есть люди, которые за всю свою жизнь не встречали ни одного слепого. Опыт других может сводиться к созерцанию неприятных сцен, например в поликлинике, когда два пожилых человека на повышенных тонах выясняют, кто из них более инвалид.

Кроме желания помочь, у зрячего, как правило, нет причин для общения со слепым. Слепому в этой ситуации очень важно понять, что он должен представить себя зрячему, как достойный объект для контакта. Тогда на фоне содержательного полноценного общения все специальные правила становятся обычным, не слишком обременительным инструментарием.

Прежде всего, слепой должен быть чистоплотным и аккуратно выглядеть. И уж, конечно, от него не должно пахнуть алкоголем. Человек, воспринимающий информацию глазами, получает первое и основное впечатление о вас по состоянию вашего костюма, прически, цвета лица, позы и т.д.   

Если незрячему предложил помощь незнакомый человек, не следует сразу рассказывать о своих медицинских проблемах, жаловаться на судьбу, социальные органы, политику государства по отношению к инвалидам, маленькую пенсию и, уж тем более, высказывать свою обиду: «Вы-то видите, а я нет. А в чём я виноват? Чем я хуже?». Ведь собеседник тоже ни в чём не виноват, он просто хотел помочь.

Для беседы можно найти предостаточно тем, начиная с погоды и заканчивая компьютерами. Возможно, такая прогулка со слепым оставит приятное впечатление, и человек в дальнейшем не будет избегать подобных контактов.

Еще одна немаловажная установка для слепого человека - вам никто ничего не должен. Человек общается с вами по собственной доброй воле. Ваше потребительское отношение к жизни не может привлекать к вам людей и, тем более, вызывать желание вам помогать.

Часто слепые люди начинают себя вести так, будто вокруг никого нет: громко высказывать свое негативное отношение к человеку (который, кстати, может находиться совсем рядом, только вы этого не видите), обсуждать, как плохо к ним относятся зрячие, не замечают талантов и способностей незрячего. Согласитесь, это не способствует формированию положительного имиджа слепых в обществе.

Также слепым приходится учитывать, что в жизни встречаются люди с разным уровнем культуры и образованности. Нередко встречаются, например, «экспериментаторы», которые просят из праздного любопытства посмотреть номер автобуса, идущего вдалеке, прочитать что-нибудь, написанное мелким шрифтом или дать им примерить ваши очки с сильной диоптрией.

Такие люди не всегда настроены дружелюбно. Именно от них, как правило, незрячий выслушивает «а ещё очки надел» и тому подобные не слишком вежливые сентенции. Это их развлекает.

Противоположная часть – доброжелатели, от всей души предлагающие тотально слепому поесть морковки или грецких орехов для улучшения зрения.

И то и другое неприятно, но приходится понимать, что всё это не со зла, а по недомыслию. Не реагируйте на провокацию. В конце концов, люди бывают разные.

Бывает такое, что зрячий человек дает вам совет по поводу одежды или прически. Не стоит обижаться и воспринимать это как недоброжелательность или критику. Любому человеку не помешает взгляд со стороны, тем более незрячему. Воспримите это как желание помочь вам выглядеть лучше, подумайте, посоветуйтесь ещё с кем-нибудь, кому вы доверяете. Возможно, это действительно поможет вам выглядеть ещё лучше.

Помните, что обидчивость и раздражительность  - плохие помощники в построении отношений с окружающими. Вы сами начинаете нервничать, да и люди не любят, когда «качают права». Неверная реакция зрячего на вашу просьбу посмотреть, например, цену товара в магазине ещё не повод для истерики или конфликта. Сделайте попытку найти другие слова, сформулировать просьбу иначе.

К тому же, не всегда случаи с выплеском эмоций у незрячего бывают безобидными для окружающих. Например, слепой, наткнувшись на открытую металлическую дверь, от обиды захлопывает её со всей силы, не видя входящую в комнату женщину. Речь в таком случае не идет о том, кто виноват. Это просто опасно для окружающих. Агрессивность незрячего человека, оправдываемая исключительным положением в социуме, может привести к печальным последствиям.

Просто помните о том, что информация, которую вы получаете извне, неполная и постарайтесь не давать ходу своей досаде. Если вы будете сдержаны – ситуация всегда разрешится мирно и в вашу пользу.

Управляйте своими эмоциями, не размахивайте своим недугом, как флагом, а спокойно и терпеливо обучайте окружающих правильно с вами себя вести. Вы сразу почувствуете результаты в местах, где бываете наиболее часто. Ведь по вашему поведению зрячие делают выводы обо всех незрячих.

Впрочем, скажете вы, может, им тоже следует вникнуть в некоторые особенности незрячих?

ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ЗРЯЧИЙ, ОБЩАЯСЬ СО СЛЕПЫМ

Чаще всего между слепым и зрячим контакт возникает тогда, когда первый нуждается в какой-либо помощи.

Если вы решили предложить слепому свою помощь – на улице, в магазине, и т.д., - лучше всего спросить, нужна ли она. Если ответ положительный, то спросите, что именно вам следует делать. Но если ответ отрицательный - настаивать не стоит. Множество незрячих в некоторых ситуациях научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

Если вы не готовы ради слепого человека менять свои планы, и поняли, что создавшаяся ситуация займет больше времени, чем вы рассчитывали, чётко определите границы взаимодействия. Например: «Я могу проводить вас до автобусной остановки, но ждать с вами не могу. Поэтому спросить, какой автобус подошёл, придётся у кого-то другого».

В процессе любого взаимодействия основой общения является разговор. Что надо учесть, чтобы разговор был всем приятен, если в вашей компании будет слепой?

Когда вы подходите к слепому или компании,  в которой есть слепой человек, начните с отчётливого приветствия и назовите себя. Это оповестит незрячего о вашем присутствии. Если вы будете молчать, это может создать неловкую ситуацию: слепой, почувствовав ваше присутствие, может неверно истолковать ваше намерение – принять вас за вора, например, или просто испугаться. При неоднократном контакте с одним и тем же незрячим не стесняйтесь - называйте ему своё имя каждый раз, пока не убедитесь, что он узнает вас по голосу.

Представляя слепого зрячему и наоборот, подскажите, в какую сторону он должен повернуться. Если незрячий предлагает вам руку для рукопожатия  - не отказывайте.

В рабочем коллективе или компании не изолируйтесь от слепых. Ведь как это часто бывает - зрячие разговаривают, смотрят фотки в мобильнике, а слепой собеседник оказывается не у дел. Согласитесь, что это обидно. А ведь можно просто на словах пояснить слепому собеседнику, над чем так смеётся вся компания, или что всем так понравилось на фотографии. Если слепой проявил к чему-то интерес, даже если это касается внешности того или иного человека, старайтесь всё доходчиво обрисовать. Условие одно – это должно быть тактично по отношению к другим людям.        

В процессе беседы обращайтесь непосредственно к незрячему. При этом не забывайте называть его по имени, чтобы он чётко понимал, что вы обращаетесь именно к нему.

Не ожидайте, что слепой будет реагировать на адресованную ему мимику, жесты, взгляд. Первостепенную роль будет играть тембр голоса, интонация, отражающая ваше настроение.

Не отходите от слепого, не предупредив его об этом. Уходить без предупреждения просто невежливо. Нельзя рассчитывать на то, что ваш незрячий собеседник услышит ваши шаги. При этом он может, обращаясь к вам, продолжая говорить в пустое пространство, а затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко.

Стоит ли говорить, что зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений только с помощью мимики и жестов. Это всё равно, что двум зрячим шептаться за спиной третьего! Не говоря уже о том, что, слепой частенько  замечает попытку что-то скрыть от него. К примеру, имея светоощущение, он может заметить движение темных полос (так он воспринимает руки на фоне света от окна) и сделать правильный вывод, что вы переговариваетесь жестами, а значит, что-то скрываете от него.

  • часто зрячие считают, что в разговоре с незрячими надо избегать слов вроде «смотреть» или «видеть». Это неверно. Говорите как обычно. Например, если даёте слепому в руку что-то для ознакомления, вместо «пощупайте» лучше сказать «посмотрите». В свою очередь, не удивляйтесь, если незрячий вам скажет: «Я это уже видел». Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными. К тому же сразу чувствуется, когда в разговоре собеседник нарочито подбирает слова. Однако, если незрячий человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»

Неэтично обсуждать вопрос слепоты. Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты и своих переживаниях по этому поводу. Они и так постоянно отвечают на подобные вопросы. Лучше разговаривать со слепым о самых обычных вещах. И только, если он сам начнет подобный разговор, вы можете задать несколько вопросов. Что же до новостей в области офтальмологии - глазных клиниках, новых методов лечения и т.п. – тут ваша информация, скорее всего, не будет актуальной. Разве что вы работаете в этой сфере. Такой разговор способен скорее вызвать раздражение или расстроить слепого. Дело в том, что заболевания глаз у инвалидов по зрению несколько сложнее, чем думает большинство зрячих. Поэтому слепой весьма скептически относится к чудесному рассказу об излечении соседа, который начал терять зрение, вроде – было минус три, а после лечения стала единица.

Нередко зрячий человек из лучших побуждений готов помочь незрячему советом по улучшению его осанки, внешнего вида, подбору очков. Это абсолютно правильно. Незрячие очень нуждаются в подобных советах со стороны. Однако чтобы их давать, нужно иметь моральное право или весомый, по мнению слепого, профессиональный авторитет. Не обижайтесь, если ваш совет не будет воспринят. Это не потому, что совет плох. К тому же часто у слепого уже есть человек, которому он безоговорочно доверяет в этом вопросе.

Если вы увидели какой-либо дефект или погрешность в одежде незрячего, не стесняйтесь, обратите на это его внимание. Ведь сам он не может обнаружить непорядок в одежде, а непонятные смешки за спиной любой воспринимает болезненно. Стоит лишь подсказать, что не так, а остальное незрячий исправит сам. Возможно, вас попросят посмотреть, хорошо ли он справился с задачей.

Не привлекайте внимания к инвалидности. Очень часто из добрых побуждений люди создают инвалиду ситуации излишней опеки, преувеличивают или подчёркивают беспомощность, привлекая к инвалиду излишнее внимание. От фразы вроде: «Не видите, я со слепым!», настойчивых попыток выбить место в транспорте или пропихнуть его без очереди не всякий слепой будет в восторге. Большинство в такой ситуации испытывает чувство неловкости.

Иногда зрячие люди устраивают слепому или слабовидящему своего рода «проверку» в быту. Кто-то делает это с целью понять, как это - плохо видеть, кто-то хочет убедиться, что человек не притворяется, кому-то надо доказать его зависимость от себя.

Выражается это по-разному. Чаще всего перед незрячим ставят задачу, от решения которой он не может отказаться, и наблюдают со стороны на процесс выполнения – проколется, не проколется. Например, прочтёт или нет мелкий шрифт, табличку в метро или на вокзале и т.д. Стоит ли говорить, что и выводы зачастую бывают неверны, и игры такого рода всегда заметны, а к человеку, который заставляет в них участвовать отношение портится сразу.

Сильно осложняют жизнь слепых и слабовидящих некоторые современные веяния и усиление позиций индивидуалистической потребительской психологии. Выходя или выезжая на улицу, люди не думают о том, что рядом может идти человек, лишённый зрения.

Представьте ситуацию: вы в вагоне метро стоите лицом к входным дверям, на вас наушники с любимой музыкой. Позади вас оказывается слепой или слабовидящий человек, который собирается выходить на следующей станции. Получить от вас ответ на любой вопрос, - к примеру, «Вы выходите на следующей?» - практически невозможно. А кивки и взгляды, которыми иногда пытаются объясниться, не информативны для незрячего. Само собой, слепой человек раздражается и ведёт себя соответственно. А ведь это вы – господин в наушниках – его спровоцировали.

Очень затрудняют передвижение незрячего пешехода ролики, самокаты, велосипеды, велодорожки без тактильных направляющих. Но самое сложное в этом то, что зрячие обладатели всех этих чудо средств полагают, что пешеход из чувства самосохранения сам увернется.

Такую же проблему создают люди, на ходу уткнувшиеся в экран мобильного или планшета, дети, которые бегут или едут, смотря, как правило, по сторонам, а не вперёд, мамы с колясками, уверенные, что им уступят дорогу в силу их исключительного положения. Скажите, как в этой ситуации может сориентироваться слепой? А если он столкнётся с кем-нибудь или за его трость второпях кто-то зацепится? Так и до драки недалеко.

Постарайтесь быть внимательнее к тем, кто вас окружает, и учите этому подрастающее поколение.

Итак, мы поговорили о том, что надо учитывать. А что надо уметь? Каков, так сказать, инструментарий?

 

НАУКА ПОМОГАТЬ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Инвалида по зрению вы узнаете по белой трости. Кроме слепых, белую трость используют и слабовидящие, чтобы гарантировать безопасность своего передвижения и чтобы другие люди знали об их трудностях, вызванных плохим зрением.

Вы увидели на улице такого человека и решили его проводить.

В первую очередь вам необходимо подойти к нему и обратить на себя его внимание. Для этого вам  нужно прикоснуться рукой к его плечу - иначе он не знает, что вы разговариваете именно с ним -  и предложить свою помощь. Если вы уже знакомы, к незрячему надо обратиться по имени и назвать своё. Сказать: «Привет, отгадай, кто это», - будет плохой шуткой.

После того, как вы получили положительный ответ на предложение о помощи, поняли, что нужно сделать и определили, до какого места ваши маршруты совпадают, предложите ему взять вас под руку. Удобно ходить, если вы идёте на полшага впереди, а инвалид по зрению держит вас под руку выше локтя. Ни в коем случае наоборот.

 Иногда руку слепого кладут на плечо. Такая практика распространена, например, на Кавказе. Но главное - в этом тандеме впереди должен идти зрячий, так как через контакт с вашей рукой незрячий сопровождаемый получает основную информацию о дороге.       

Под какую руку слепой вас возьмёт, он определит сам, но если у человека есть собака-проводник или трость, то идите с противоположной стороны. И ещё – никогда не ставьте слепого в ситуацию, когда он не может пользоваться тростью. Трость – это глаза незрячего.   

Распространенная ошибка, находясь сзади, рулить слепым, толкая его вперед под локти. Только представьте себе, что при этом невидящий человек должен успеть прощупать ногами и тростью, куда его толкают, а видящий не может полностью контролировать процесс, так как сам ограничил себе видимость.

Начиная движение, не двигайтесь слишком быстро. При слишком быстрой ходьбе человек может споткнуться.

Во время движения предупреждайте о низко свисающих ветках и других преградах, которые невозможно обнаружить слепому. Подойдя к бордюру, говорите «вниз» или «вверх», чтобы человек не упал.

Если вы встретили лестницу, сначала немного замедлите шаг, а перед первой ступенькой и вовсе следует приостановиться. Теперь сообщите о том, нужно будет по ней подниматься или спускаться, опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила, сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами. Информация о лестнице должна быть короткой, например «вниз 5».          Впрочем, человек, который часто ходит с сопровождающим и направление лестницы и высоту ступеней определит без слов уже с вашего первого шага. При этом при подъёме незрячий будет идти на ступеньку сзади, а при спуске вы пойдёте вровень.

Если у слепого есть собака-проводник, не пытайтесь обращать на себя её внимание или гладить. Когда она идёт с хозяином, то находится на ответственной работе. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Поэтому гладить его можно только в том случае, если собака не работает или  незрячий человек сам предложил вам это.

Если вы не можете провести человека от двери до двери - будьте очень внимательны и не пытайтесь убедить слепого изменить свой привычный маршрут. Если он просит вас посадить его в предпоследний вагон электрички, а вам это кажется неудобным, помните, что у него есть везде свои не очень понятные вам ориентиры, и когда он выйдет из поезда на своей станции, то оказавшись в незнакомой точке, попросту заблудится.

   Теперь поговорим о том, как помочь слепому при поездке в метро или наземном общественном транспорте.

  • с чем мы сталкиваемся в метро – это двери вестибюля. На подходе к ней сделайте так, чтобы слепой находился со стороны петель. Вы движением от себя открываете дверь свободной рукой и проходите в неё. Затем просите слепого придержать дверь. Когда вы оба пройдете дверной проем, слепой отпустит дверь, и вы немного ускорившись (чтобы не получить удар в спину от идущего сзади) входите в вестибюль.
  • турникеты. В первую очередь, вам надо поднести к обозначенному на турникете месту руку слепого с карточкой или жетоном, убедившись, что зажёгся разрешающий сигнал, направить незрячего в проход турникета. Затем вы проходите в турникет сами и догоняете незрячего.
  • одна специфическая зона метро – эскалатор. О приближении к этой «лесенке-чудесенке» сопровождаемого надо предупредить заранее и сказать вверх он или вниз.
  • непосредственной посадке на эскалатор дайте слепому возможность ощутить тростью направление и скорость движения ступеней, затем коротко обозначьте словом, что пора делать первый шаг. Оказавшись на эскалаторе, встаньте на ступеньку впереди слепого, а его руку положите на поручень.
  • сходе с эскалатора предложите слепому вновь взять вас под руку и скажите ему, когда пора шагать.
  • же алгоритм действий и при посадке в поезд: дать возможность исследовать тростью область двери (это не займёт много времени) и предупредить, что шагаете.

Теперь наземный транспорт. Многие, желая помочь слепому при посадке в троллейбус, подхватывают его сзади под локти и подсаживают вверх, отрывая от земли трость. Прочитав всё вышеизложенное, вы уже, наверняка, понимаете, в чем основные ошибки, и что следует делать. Подвести (а не подтолкнуть впереди себя или под локоть) слепого к двери автобуса, троллейбуса или трамвая, дать возможность исследовать тростью высоту ступенек, положить свободную руку незрячего на поручень и дать войти. Затем надо помочь незрячему поднести руку с карточкой к обозначенному месту на валидаторе. Иногда при этом раздается сигнальный щелчок, означающий, что поездка зафиксирована. Если звуковой сигнал отсутствует, слепого надо предупредить, что он может идти.

Если ширина двери позволяет войти вместе, вам легко будет войти первым и далее подстраховать своего опекаемого, если нет - вы волей-неволей окажетесь сзади, так что подхватить сопровождаемого сможете только за турникетом.

На выходе из транспорта положите руку незрячего на поручень, затем выходите первым и подайте незрячему руку.

И последнее: нужно ли непременно делать так, чтобы слепому уступили место? Прежде всего, спросите об этом у него самого, даже если есть свободные места. Если место уступили без вашей просьбы – сообщите об этом вашему спутнику. Ведь в этом случае не сесть – обидеть отзывчивого человека. Если мест нет, и никто не встал, по просьбе незрячего вы можете попросить уступить место, но если незрячий против – не настаивайте. Не всякий незрячий любит быть в центре внимания.

Бывает так, что слепой человек спрашивает у вас дорогу. В этом случае употребляйте слова «справа», «слева», впереди» и т.д. Опишите путь подробно, указав направление и примерное расстояние. Например, «Магазин находится в трех кварталах отсюда. От двери поверните налево, пройдите два квартала, поверните направо - и вы доберётесь до места в конце квартала, оно находится по правой стороне улицы».

  • что слепому не поможет ваше привычное «это вон там», или описание направления по обычным ориентирам. Человеку, который не знает местности, мало поможет фраза «это сразу за заправкой».

Если вам придется помогать слепому сесть в машину, сообщите о том, в какую сторону она расположена, и какая из дверей открыта. Поместите руку слепого на дверцу. Человек, скорее всего, сам сможет открыть дверь и сесть в салон, но на всякий случай оставайтесь рядом.

В магазинной сутолоке слепому очень трудно сделать нужную покупку. При оказании помощи постарайтесь создать такие условия, чтобы он мог свободно, не спеша, выбрать необходимое. Рассказывайте инвалиду по зрению, каковы цены и качество продукции, так как он не может прочитать эту информацию на упаковке. Сообщите также о скидках и наличии дефектов.

Не навязывайте незрячему свой вкус, а предлагайте помощь. В конце концов – решение о совершении покупки принимает он, деньги платит он и пользоваться купленным тоже предстоит ему. Например, при покупке одежды не стоит говорить: «Это вам не подойдет», не описав вещь и не объяснив, что это за вещь, как она выглядит, и почему вы так считаете. Не отказывайте человеку в праве иметь свое мнение. Если есть возможность, дайте незрячему ознакомиться с предполагаемой покупкой на ощупь.

Кроме комфортного ощущения вещи на себе, незрячий человек должен быть уверен, что ему идет фасон и цвет. Здесь вы можете помочь объективным советом.

Все приобретаемые товары нужно давать незрячему в руки, а не складывать на прилавок. Он сам сложит их в сумку, как считает нужным. Проследите только, чтобы он ничего не забыл.

Если вы увидите инвалида по зрению в магазине, где есть очередь, помогите ему сориентироваться. Для незрячего затруднительно занять очередь, не потерять её и вовремя среагировать, когда очередь подходит. Впрочем, инвалидов по зрению в магазине часто обслуживают вне очереди.

При расчёте со слепым подавайте деньги в руки и обязательно говорите, сколько даёте и какими купюрами. Не забудьте проговорить, в каком порядке лежат бумажные купюры.

Ориентироваться приходится не только на улице, но и в помещении.

Итак, вы вместе входите в здание: поликлинику, театр, кафе – неважно.

Напоминаем: приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель, и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в неё сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

В незнакомом помещении незрячему необходимо рассказать, что здесь есть. Если предполагается, что слепой будет в дальнейшем ориентироваться в этом месте самостоятельно, имеет смысл проработать самые нужные маршруты и определить ориентиры, чтобы он смог найти туалет, зрительный зал, столовую и т.д.

Слепые запоминают расположение комнат, лестниц, мебели в местах частого посещения. Каждая деталь важна для ориентации в пространстве. Поэтому перестановки и перемены приводят их в замешательство и могут подвергнуть опасности. В случае перестановки точно опишите слепому новую планировку помещения.

  • создавайте помех на пути. Ими могут стать низкие журнальные столики в центре комнаты, оставленные в проходах тележки, ящики и другие предметы. Всё это мешает ориентировке и передвижению слепых, создавая травмоопасную ситуацию.
  • с помощью глаз и на ощупь несопоставимы по затратам времени и сил. Поэтому для инвалидов по зрению важен строго установленный порядок не только в расстановке мебели. Каждая вещь должна находиться на своем месте. Никогда не перекладывайте без предупреждения то, что положил незрячий, или у чего есть строго узаконенное всеми место.
  • одна острая проблема, особенно для людей со светоощущением – полуоткрытые двери. Человек, ориентируясь на световое пятно от приоткрытой двери, как бы притягивается к нему и, как правило, получает травму. Поэтому двери следует закрывать или открывать полностью.
  • незрячего одного в каком-либо помещении при включённом свете, не принимайте решения сами, узнайте у него, оставить свет включённым или выключить.
  • вы хотите посадить слепого на стул, положите руку слепого на спинку, чтобы человек сам смог сесть. Можете подсказать, какой высоты стул, и с какой стороны находится сидение. Если стул вращается, то никогда не разворачивайте сидящего на нем слепого.            

Вообще, при необходимости ознакомить незрячего с каким-либо предметом, дайте инвалиду по зрению ощупать его. Не водите с силой его руку по поверхности, а слегка направьте её на предмет, создайте такие условия, чтобы незрячий мог свободно его потрогать.

Если слепому необходимо взять конкретный предмет, но сделать этого без посторонней помощи он не может, подайте предмет ему в руку или наведите руку слепого на него.

Ценные вещи, документ, записку, деньги необходимо подать незрячему в руки, за исключением тех случаев, когда он сам говорит, куда это надо положить. Иначе слепой много времени потратит на поиски.

Как и всем людям, незрячим приходится находиться за общим столом или в местах общественного питания: в кафе, столовой, в гостях или в кругу семьи.

В любом случае слепому надо прочесть меню или описать, что есть на общем столе, чтобы он мог выбрать.

Самое удобное для незрячего – ситуация столовой или кафе: одна или несколько тарелок, в каждую из которых положено одно блюдо. При этом в столовой вам придется принести поднос с едой, тогда как в кафе это сделает официант. Теперь необходимо расставить блюда на столе и объяснить слепому, где что находится.

Не давайте незрячему столовые приборы в руки, не кладите их и в его тарелку. Он всё это найдёт сам.

Если в тарелке большой кусок мяса, спросите незрячего, не хочет ли он, чтобы мясо порезали. Если да, то порежьте на мелкие кусочки, какие сами отрезаете себе при еде.

За общим столом или в условиях шведского стола не стоит класть незрячему несколько блюд – например, салатов - в одну тарелку. Он может всё попробовать по очереди. Исключение составляет то, что нарезано кусками (колбаса, овощи) или берётся руками (пирожки, бутерброды). Поинтересуйтесь желаемым количеством и затем проинформируйте о том, что получилось. При этом, описывая содержимое тарелки, можно используя схему циферблата, которая известна незрячему: 9 — мясо, 12 — картофель, 6 — горох, 3 — огурцы и т.п.
         Не предлагайте слепому ложку, когда требуется вилка, сверхпрочные массивные вещи, небьющуюся посуду и т.п. При этом хорошо бы предусмотреть устойчивые бокалы на столе, избегать пластиковых стаканов, которые и зрячий легко опрокинет! В любом случае, место слепого человека должно быть сервировано, как у всех остальных.
        Самое неудобное для незрячего – фуршет, то есть ситуация, когда он вынужден есть стоя. Трудно сделать это красиво и аккуратно. Поэтому хозяева, зная, что на подобном приеме будут незрячие, должны очень тщательно отнестись к выбору блюд, чтобы не поставить никого из гостей в неловкое положение и не оставить без угощения.
         Ни для кого не секрет, что весь мир документов ориентирован на зрячего. Поэтому нередко слепой просит зрячего что-либо прочитать.

 Когда читаете письмо или какой-нибудь документ, надо для убедительности дать незрячему его потрогать (конечно, если не он сам его дал).

Не заменяйте чтения пересказом содержания. Особенно когда речь идет о документах, под которыми незрячий должен поставить свою подпись. Помните, что инвалидность не освобождает слепого от ответственности, установленной законом. Поэтому, внимательно читайте всё, ничего не пропуская: названия, даты, комментария и т.д. — от заголовка до конца.

Не объясняйте редко употребляемые или иностранные слова. Если будет необходимо, незрячий сам попросит об этом. Читающему также следует воздерживаться от комментариев прочитанного.

Самым деликатным является чтение личной корреспонденции незрячего. Если слепой просит дальше письмо не читать, считая, что это сделает кто-то другой, читающий тут же должен отдать его назад. Надо ли говорить, что крайне неэтично распространять содержание прочитанного. То же относится ко всем вопросам, носящим  интимный характер (посещение врача, сберкассы и т.д.). Вы обязаны хранить это в тайне!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция инвалидов в общество – это встречное движение инвалидов и здоровых людей. Да, без помощи зрячих инвалид по зрению обойтись не может. Такой человек нуждается в особом понимании и помощи, его жизнь, здоровье, работоспособность находится под угрозой, ему трудно адаптироваться, ориентироваться в пространстве. Но, согласитесь, потребность в помощи не равна беспомощности! А наличие помощи – это ещё не всё. Любой человек нуждается в добром отношении, дружбе, любви, понимании в семье.

 Ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что перед вами прежде всего человек. Не стоит ставить слепоту своего собеседника во главу угла. Ведь стремление основной массы незрячих – это быть полезными и полноправными гражданами общества, полноценными сотрудниками, любящими и любимыми членами семьи, хорошими друзьями.

Сегодня этому способствует многое, включая российское законодательство, программу «доступная среда», обилие современных тифлосредств и т.д.

В связи с этим большую актуальность приобретает проблема распространения тифлологических знаний среди зрячих, находящихся в непосредственном контакте со слепыми (родственники, друзья, коллеги).

Но это не главное. Необходимо повернуться лицом к человеку и понять, что на его проблеме не замыкается вся его жизнь. Отбросьте ложный стыд. Попробуйте гордиться своим незрячим приятелем, родственником, соседом, и вы убедитесь, что недооценивали их реальный уровень и возможности. Главное - тактичность, отзывчивость и внимательность к слепым и слабовидящим, желание поддерживать отношения. А владение инструментарием и чутье придут со временем.

Источники

  1. Лукша В. Вы пришли на Учебно-Производственное Предприятие. - М., 1988.
  2. Мельникова, Маргарита. Что мы знаем о возможностях незрячих людей? // Школа жизни.ру: Познавательный журнал. - https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/19179
  3. Слепой и зрячий: этика общения // http://цдоякутия.рф/def12
  4. Сотиров Ангел. Можно ли преодолеть барьеры?. - Пер. с болг.: Иван Таран // Советский школьник. – 1987.

Ссылки

  1. США - Helping hands for the blind (Помощь руками для слепых): Некоммерческая организация, целью которой является содействие социальным, экономическим и образовательным возможностям для слепых / Сайт организации. (http://www.helpinghands4theblind.org/)
  2. Австралия: - Guiding a person who is blind or has low vision (Сопровождение слепого или слабовидящего) [На англ. Яз].//Vision Australia: Blindness. Low vision. Opportunity. [Сайт организации]
  3. США и Канада: Оrganizations for the blind [Организации для слепых] [На англ. яз].// Материалы сайта www.blind.net