Все мы - его ученики

Подраздел: ВОС, пожилые
Автор: Смирнова Л.Н.
Год издания: 2007
Вид работы: Сценарий мероприятия
Тема: Литературно-музыкальная композиция о жизни и деятельности Валентина Гаюи, посвященная Международному дню слепого человека и 200-летию образования слепых в России
Организация: Всероссийское общество слепых, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс, Организационно-методический отдел
Возможная сценическая площадка: Дом культуры, клуб
Зрительская аудитория: Для проведения в учреждениях социокультурной реабилитации ВОС

Текст сценария

Предлагаемый сценарий может стать основой реабилитационного вечера в Вашей местной организации или на Вашем предприятии. Перед ней стоит организовать выставку-продажу тифлоприборов и тифлотехники, а также выставку прикладного творчества незрячих – это могут быть работы и взрослых, и детей. Таким образом, вы привлечете большее внимание к мероприятию. Предварительно можно провести и конкурс чтецов по Брайлю. Награждение победителей конкурса, особо ярких участников выставки, а также активистов и ветеранов ВОС предусмотрено в ходе вечера.

В вечере участвуют: двое ведущих, самодеятельный актер в роли Франсуа Лезюэра, чтецы, профессиональные и самодеятельные исполнители – взрослые и дети. Чтецкий материал ведущих достаточно велик, поэтому кое-что допустимо зачитывать «с листа». Выступающий в роли Ф. Лезюэра, должен быть костюмирован.

Скорее всего, в Вашем регионе есть незрячие поэты. Их произведения стоит использовать, если можно заменить один или несколько предложенных нами номеров или дополнить ими сценарий. По ходу вечера также предусмотрены выступления самодеятельных и профессиональных незрячих артистов.

Вторым отделением вечера может стать концерт участников художественной самодеятельности.

Оформление сцены: сцена должна напоминать салон 19-го века. На заднике в центре висит портрет Валентина Гаюи. Если повесить портрет нет возможности, его можно установить на раскрытый мольберт. Возле портрета – цветы в корзине или напольной вазе. В центре сцены столик, накрытый скатертью, и два стула для ведущих. Еще несколько кресел для остальных участников (участвующих в программе чтецов) надо расположить так, чтобы все были видны. Украсят сцену, создадут уют подсвечник и ваза с цветами на столике.

Звучат позывные. На сцену выходят ведущий и ведущая. Музыка стихает.

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер, дорогие друзья!
ВЕДУЩАЯ: Добрый вечер, уважаемые зрители!
ВЕДУЩИЙ: Знаете, мне всегда казалось, что для Международного дня слепых напрасно выбрано 13-е число. Люди и так связывают с ним всяческие неприятности.
ВЕДУЩАЯ: Уверяю вас, что в нашем случае как раз наоборот. Именно в этот день родился Валентин Гаюи, ставший основоположником образования и трудового обучения слепых и поставивший его на научную основу. Принципы и методы обучения слепых, разработанные Гаюи, легли в основу образования незрячих во всем мире. Поэтому Международный день слепых отмечают именно 13 ноября.
ВЕДУЩИЙ: Вот только о самом Валентине Гаюи большинство из нас знает очень мало.
ВЕДУЩАЯ: Тогда попробуем сегодня посвятить наш вечер рассказу об этом выдающемся человеке. Тем более, что в 2007 году мы отмечаем 200 лет образования слепых в России, у истоков которого также стоял Валентин Гаюи.

Звучит фрагмент Бранденбургского концерта №4 (ч. 3) И.С. Баха. 

ЧТЕЦ (за сценой):
Вся жизнь – движенье и борьба,
Вся жизнь – дорога и скитанье.
Кого какая ждет судьба?
И как найти свое призванье? 

ВЕДУЩИЙ: Валентин Гаюи родился 13 ноября 1745 года в деревне Сен-Жюст в Пикардии, в семье бедного крестьянина-ткача. В 18-м веке мелкие землевладельцы разорялись под напором зарождающейся крупной промышленности. Поэтому отец Валентина, кроме землепользования, зарабатывал еще и ремеслом.
ВЕДУЩАЯ: Сыновей в семье было двое: старший Рене и младший Валентин. Как тогда было принято, оба они получили первоначальное образование у монахов ближайшего монастыря и уже тогда обратили на себя внимание, благодаря своим талантам. Поэтому, едва юноши подросли, отец отправил их в Париж «поискать счастья». Рене сумел попасть в университет и сделался минералогом. Валентин, завершив курс наук, благодаря хорошему знанию нескольких иностранных языков, получил должность секретаря в министерстве иностранных дел. (Музыка стихает).
ВЕДУЩИЙ: Его, несомненно, ожидала карьера чиновника и безбедная, беззаботная жизнь. Но… Молодой человек хотел совершить нечто особенное ради установления социальной справедливости. Ведь Гаюи вступил в жизнь, когда умы молодых людей Франции будоражили идеи Дидро, Руссо, Вольтера, Монтескье, Гельвеция.
ВЕДУЩАЯ: Он не мог не видеть, что город был населен богатыми феодалами, ловкими и предприимчивыми буржуа и одновременно кишел толпами безработных. Богатство, предприимчивость и голод отчаянно соседствовали в обыденной сфере любого дня.
ВЕДУЩИЙ: Впрочем, судьбу, как это часто бывает, определил случай.

Звучит фонограмма: на фоне шума праздничной толпы играют уличные музыканты.

В 1771 году в Париже была организована ярмарка. Площадь Святого Овидия заняли сплошь увеселительные балаганы. Бродя по ярмарке, Валентин Гаюи зашел в один из них и увидел картину, потрясшую все его существо. На эстраде сидела группа слепых, ради веселья «почтеннейших зрителей» одетых в шутовские костюмы; на головах у них были колпаки с ослиными ушами, на глазах картонные очки; перед каждым стоял пюпитр с нотами, отпечатанными для зрячих и повернутыми вниз начальными строками листов. Оркестром «управлял» зрячий дирижер, который, повернувшись к музыкантам спиной, махал перед их лицами павлиньим хвостом, пришитым у него сзади.
Толпа неистовствовала от восторга. Раздавался гомерический хохот. Чувствительные старушки тут же совали в руки слепым куски хлеба и монеты. Изобретательный хозяин считал выручку.
ВЕДУЩАЯ: Гаюи воспылал бешеным гневом и, не помня себя, закричал:
«Вы не смеете издеваться так над людьми! Я заставлю вас уважать в каждом слепом человека!..»

Музыка на мгновение смолкает, затем звучит снова.

Но голос его утонул в общем гаме и шуме и вряд ли был кем-либо услышан.

Фонограмма постепенно стихает.

ВЕДУЩИЙ: Ему удалось перекинуться несколькими словами с оркестрантами, от которых он узнал, что лучших условий труда им найти невозможно - ведь все они были самоучки. К тому же, играя на улице для удовольствия прохожих, слепые рисковали попасться в руки блюстителей порядка, а те «за бродяжничество» отправили бы их под арест и отняли бы инструменты.
ВЕДУЩАЯ: С тех самых пор Гаюи решил доказать всем, что слепые – полноценные люди и могут жить в равных со всеми условиях.
Начатое им изучение материалов только укрепляло его в этой мысли. Например, в труде Дидро «Письмо о слепых для назидания зрячих» и дополнении к нему он прочел о многих слепых, чей труд и талант позволял им занимать достойное место в обществе. Слепым было доступно виноделие, пчеловодство и даже кузнечное дело.
ВЕДУЩИЙ: Особенно поразил рассказ об английском профессоре Николае Саундерсоне, который при полном отсутствии зрения стал преемником в науке самого Ньютона. Очень заинтересовался Гаюи приложенным рисунком «счетного аппарата Саундерсона», где цифры изображены были условными значками из рельефных точек с помощью булавочных головок разной величины. Дидро рассказывал и о других приспособлениях, используемых слепыми. Упоминалась деревянная рамка для письма с передвижной металлической линейкой для разграничения строк, книга с выпуклыми буквами, рельефные географические карты.
ВЕДУЩАЯ: Он узнал также о попытках изображения выпуклых нот. Один из уличных музыкантов рассказал ему, что прибегал для этого к помощи воска. Известный слепой концертирующий скрипач Фрицери набирал произведение, используя точки из булавочных головок, а затем набранное переводил на бумагу посредством тиснения.
ВЕДУЩИЙ: Настоящим откровением для Гаюи была встреча с незрячей венской пианисткой Марией Терезией Парадиз, ученицей модных и известных тогда композиторов Кожелуха и Сальери. Об уровне этой исполнительницы можно судить уже по тому факту, что специально для ее гастролей Моцарт написал концерт си-бемоль мажор, блестяще исполненный ею в Париже.
ВЕДУЩАЯ: Общаясь с Парадиз, Гаюи выспросил весь ход ее учения и познакомился с теми приборами, которыми она пользовалась. Один - нечто вроде ручного печатания - предназначался для письма, а для записи нот служила специальная нотнонаборная доска.
ВЕДУЩИЙ: Способ записи нот для слепых искали многие зрячие музыканты, практиковавшие обучение слепых учеников. К примеру, композитор Жан Рамо изобрел для этой цели легко осязаемые передвижные деревянные ноты. Он же выпустил печатное издание для музыкантов-профессионалов, где заявлял о необходимости обучать слепых оркестровому делу, как безусловно к этому способных.
ВЕДУЩАЯ: Надо сказать, игра в оркестрах и ансамблях популярна у незрячих по сей день. И сейчас мы с вами послушаем ______________ (объявляет выступающий коллектив).
ЧТЕЦ:
Сыграй мне рапсодию сердцебиенья,
Я буду внимательно слушать, как бред.
Я знаю – нельзя жизнь прожить за мгновенье.
Я знаю – нельзя и за тысячу лет.
У жизни свои повороты, превратности –
За каждым из них – безответный вопрос.
Сыграй мне на флейте задумчивой радости,
Наполни мой слух задушевностью грез.
(Николай Габдрашитов)

Номер – оркестр или ансамбль незрячих музыкантов любого жанра.

ВЕДУЩАЯ: Изучение материалов о слепых и личное знакомство со многими из них укрепило в Гаюи решимость посвятить себя их просвещению. Валентин был уверен, что в результате просвещения трудовая жизнь вместо нищенского существования будет возможна для многих, а не только для отдельных личностей из обеспеченных слоев общества.
             Главное - обучить слепых всему, чему обучают зрячих!

ВЕДУЩИЙ: В это время Гаюи получал сведения, что «филантропическое общество» намерено удовлетворить просьбу слепых, призираемых в его богадельне, выразивших страстное желание обучиться грамоте. Гаюи поспешил в эту благотворительную организацию и предложил свои услуги - обучать слепых без всякой платы.
ВЕДУЩАЯ: Однако его предложение отвергли, ссылаясь на отсутствие рекомендации какого-либо влиятельного лица, которое подтвердило бы его «религиозную благонадежность».
ВЕДУЩИЙ: И тогда, глубоко оскорбившись, Гаюи обратился к первому встретившемуся ему нищему слепому юноше с предложением поучиться у него музыке.
ВЕДУЩАЯ: Жаль, что мы точно не знаем, как это было.
ВЕДУЩИЙ: Зато мы можем, опираясь на известные факты, подключить наше воображение. И вот уже в нашей гостиной Франсуа – первый ученик Валентина Гаюи. Входите, пожалуйста.
ЧТЕЦ:
Давайте вслушиваться в звуки,
И в перезвон, и в перестуки,
И наслаждаться изученьем
Природы, Собственным твореньем,
Глотком свободы, частью речи,
Непредсказуемостью встречи. (Аркадий Илин)

Пока звучит стихотворение, на сцене появляется Франсуа Лезюэр. Это небогато одетый молодой человек лет 16-ти.

ЛЕЗЮЭР: Здравствуйте, господа. Меня зовут Франсуа Лезюэр. Вы хотели говорить со мной?
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте. Все так и есть. Желаете присесть?
ЛЕЗЮЭР: Благодарю вас. (Садится).
ВЕДУЩАЯ: Сегодня наш вечер посвящен Валентину Гаюи. Вы не откажетесь рассказать о вашей первой встрече?
ЛЕЗЮЭР: О! Эта встреча изменила всю мою жизнь. В ту пору мне было 16.
Однажды я, как всегда, просил подаяние на паперти одной из парижских церквей и вдруг услышал обращенные к себе слова:
«Не желаете ли вы, милостивый государь, бесплатно поучиться у меня музыке?»
«С величайшим удовольствием, сударь, - отвечал я на столь неожиданный вопрос, - Только боюсь, что не смогу этого сделать».
«В чем же вы видите препятствие?» - не унимался незнакомец.
«В том, что сбором подаяния я кормлю моих престарелых родителей, которые уже не могут работать, и еще пятерых младших братьев и сестер. Я единственный кормилец в семье».
К моему удивлению, мой новый знакомый отправился вместе со мной к моему отцу и обязался перед ним из личных средств добавлять половину моей выручки, лишь бы я занимался у него хотя бы только по вечерам, исправив дневную свою обязанность.
Так я стал брать уроки у Валентина Гаюи.
Главным образом, он обучал меня играть на клавикордах. Ведь музыкант – одна из основных профессий слепых во все времена.
ВЕДУЩИЙ: Что верно, то верно. Может быть, хотите послушать что-нибудь в исполнении нашего современника?
ЛЕЗЮЭР: С удовольствием.
ЧТЕЦ:
Пела актриса. Задумчиво, томно,
Веер ресниц - опахалом на щеки.
Платье слегка облегало и скромно
Падало в ноги. За шлицей глубокой,
Чуть открывались колено и голень
Стройной, волнующей маленькой ножки.
И с красотой этой мраморной спорил
Каждый алмазик в брильянтовой брошке.
Пела актриса: хрупка и печальна,
К сердцу прижав лебединые руки.
Голос ее зачаровывал тайной,
Звал к островам бесконечной разлуки...
И за слезою хрустальной романса
Слышалась страсть, ожидание чуда.
Пела актриса без тени жеманства.
Вся - откровение, света причуда...
(Маина Московкина)

Номер в исполнении солиста-вокалиста.

ВЕДУЩАЯ: Господин Лезюэр, а как же вы начали учиться читать?
ЛЕЗЮЭР: Представьте себе, совершенно случайно. Однажды я нашел на письменном столе Гаюи какой-то печатный бланк. Шрифт на нем оказался настолько выпуклым, что мне при помощи пальцев удалось сосчитать все строки. Правда, букв распознать я не мог, так как не знал вообще их очертаний. Это подало учителю блестящую мысль ознакомить меня с обыкновенной письменностью, только, чтобы она доступна была осязанию. Концом перочинного ножа Гаюи стал на толстой бумаге выдавливать буквы, цифры и знаки препинания, которые я после ощупывания все без труда запомнил. Вскоре я мог прочитывать целые слова. Далее мы заменили нож тупым пером, и Валентин Гаюи показал мне, как изображать письменные знаки, причем я должен был их писать без чернил справа налево, для получения рельефа на обратной стороне бумаги. Заполнив таким образом строку, я переворачивал написанное вверх рельефом и читал уже слева направо.
В дальнейшем я начал писать на листах, смоченных водой. После того, как листы высыхали, рельеф на них становился достаточно твердым и неплохо сохранялся. Для разграничения строк рукописи Гаюи снабдил меня рамкой с натянутыми поперек тонкими проволоками. Так появился рельефно-линейный шрифт - унциал.
ВЕДУЩАЯ: Месье Лезюэр, а почему этот шрифт получил такое название?
ЛЕЗЮЭР: Название произошло от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные равные буквы примерно 15 миллиметров в высоту, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Позже он был заменен рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля.
ЧТЕЦ:
Шеститочие Луи Брайля
Открывает глаза незрячим –
Палец глазу как будто равен
Осязаньем своим горячим.

Мир огромный, цветной, звучащий
Восстает сквозь кромешную тьму,
Вытесняя кошмаров кричащих
И видений больных кутерьму.

И уже слепого изгоя
В нашем обществе больше нет…
Из потухших очей порою
Сердца теплый исходит свет. (Федор Шоев)

Здесь можно подвести итоги проведенного заранее конкурса чтения по Брайлю и вручить победителям дипломы и памятные сувениры.

Номер для победителей конкурса.

ВЕДУЩИЙ: Занятия Валентина Гаюи с первым учеником Франсуа Лезюэром начались в 1784 г. Его и принято считать годом возникновения школьного обучения слепых. А 12 феврали 1785 г. Валентин Гаюи о своем удачном опыте занятий со слепым Франсуа Лезюэром доложил французской Академии наук. Она его опыт признала «исторически обоснованным». О начинании Валентина Гаюи заговорили столичные газеты. В публике загорелся к нему интерес.
ЛЕЗЮЭР: Чистейшая правда. Между тем, я собрал на улицах Парижа одиннадцать нищих слепых ребят и привел их к Гаюи учиться. Так появилась школа и даже с общежитием. Последнее возникло потому, что ребятам зачастую по окончании уроков было некуда идти ночевать, и Гаюи оставлял их у себя. В школе сразу же установилось полное самообслуживание. Уличные слепые ребята охотно исполняли всякий труд.
ВЕДУЩАЯ: Гаюи стал основоположником тифлопедагогики. А какими были первые тифлоприборы?
ЛЕЗЮЭР: Сначала мы пользовались приборами, о которых Валентин Гаюи где-то читал или слышал. Например, на уроках арифметики - «счетным аппаратом Саундерсона».
А потом Гаюи начал и сам создавать приборы для обучения слепых. Сначала появились разрезные буквы латинского алфавита для составления слов. Шрифт был передвижной, и это помогало делать набор нужного текста. Для этого буквы вставлялись в гнезда, проделанные в доске. Потом Валентин Гаюи сконструировал матрицы для изготовления наглядных учебных пособий – рельефных географических карт и глобусов.
Этому он обучал и своих воспитанников. Некоторые из них были старше 20 лет. Их он специально готовил стать его помощниками и доставлял им практические занятия по ведению уроков не только с младшими товарищами по школе, но даже и со зрячими детьми. Таких практикантов, будущих педагогов, было у него 10.
ВЕДУЩАЯ: А идея создания книг для слепых?
ЛЕЗЮЭР: Она также принадлежит Валентину Гаюи. Он всегда говорил, что слепым необходимо много читать. Без этого в уме незрячего нет целостного представления о вещах и явлениях, а только груда беспорядочных смутных понятий.
Несмотря на огромные материальные затруднения, Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг линейно-рельефным шрифтом. Это были: «Трактат о воспитании слепых детей», «Краткая французская грамматика», «Краткая грамматика латинского языка» и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Гаюи свою школу называл «Ателье, то есть, мастерская слепых трудящихся». На ее содержание от разных лиц и организаций к нему стали поступать пожертвования вещами и деньгами. Когда же успех начинания Гаюи сделался очевиден, «Филантропическое общество» предложило принять школу на свой бюджет и пополнило количество учащихся несколькими слепыми из числа призреваемых им.
ЛЕЗЮЭР: Надо сказать, благодаря «Филантропам» произошло одно из самых знаменательных для школы событий.

Звучит фрагмент Бранденбургского концерта №1 ( ч. 4) И.С. Баха.

ЛЕЗЮЭР (на фоне музыки): В конце 1786 года Валентин Гаюи и 24 его ученика были удостоены чести быть принятыми в Версале королем Франции Людовиком XVI. Его величество наименовал «Ателье» «Королевской школой слепых» и учредил в ней для учащихся 30 казенных стипендий. Материально-хозяйственная часть школы передавалась «Филантропическому обществу». Гаюи должен был вести только учебное дело, причем его труд рассматривался как благотворительный и, следовательно, не оплачивался. При этом самому Валентину Гаюи в виде особой награды король назначил пенсию как деятелю науки. (Музыка стихает).
ВЕДУЩАЯ: А еще я слышала, что в Версале с большим успехом выступил школьный оркестр.
ЛЕЗЮЭР: Да. Представляете, как мы волновались? Хорошо еще, что у нас уже была большая практика. Музыке вообще отводилось важнейшее место среди преподаваемых предметов, а составленный из учащихся оркестр pаз в неделю играл на открытой сцене, где желающий мог его услышать. Это делалось ради пропаганды идеи просвещения слепых.
Жаль только, что впоследствии оркестру гораздо чаще приходилось потешать своим искусством господ «филантропов» из парижской аристократии, навещавших «благотворительное заведение», как называли они школу. Кроме того, «филантропы» тотчас заставили слепых учащихся бесплатно петь в церкви. Духовенство проводило шумные католические церемонии, которые привлекали массу богомольцев, желавших полюбопытствовать на слепых.
ВЕДУЩАЯ: А я думаю, что дело не только в любопытстве. Слепые всегда считались прекрасными церковными певчими. Да и вообще, хоровые коллективы незрячих славятся отличным качеством. Взять, к примеру, хор …

ЧТЕЦ:
Учитесь слушать хор,
Учитесь в хоре петь,
Мажор или минор
Почувствовать суметь.

Учитесь слышать фальшь
Средь сотен голосов
И партию держать
Во тьме полутонов.

Чтоб за собой вести
И силы все отдать,
И смелость обрести
С начала все начать.

Гармонию познать
И ноты острие,
Средь хаоса понять
Призвание свое. (Смирнова Людмила)

Номер в исполнении хора.

ВЕДУЩИЙ: В 1789 году грянула Великая Французская Революция. Разумеется, что королевские субсидии школе прекратились, вскоре рассыпалось и «Филантропическое общество».
ВЕДУЩАЯ: На какие же средства существовала школа?
ЛЕЗЮЭР: Воспитанники зарабатывали сами. Мне было уже около 20 лет, и Валентин Гаюи передал хозяйство школы в мои руки. Признаюсь, кое-что пришлось изменить. Во-первых, прежние религиозные выступления ученического хора мы заменили платными концертами светского характера; во-вторых, договорились с кафе, где собиралась интеллигенция, чтобы там играл наш оркестр; в-третьих, для типографии, основанной Гаюи с учебными целями, я доставал заказы на печатание афиш, различных объявлений, брошюрок, театральных билетов и так далее. Правда, в помощь слепым, работающим в типографии, наняты были зрячие мальчики. Помогали и друзья. Например, Мария Парадиз перечисляла школе все средства от своих концертов.
В конце года мы доже представили Министру народного просвещения 2000 франков сбережений, в то время как казна задолжала школе 42000 франков.
ВЕДУЩАЯ: Но можно ли выдержать такое состояние долго!
ВЕДУЩИЙ: Конечно, невозможно. Чтобы уберечь свое детище, Гаюи влез в долги, которые выплачивал потом до конца жизни.
ВЕДУЩАЯ: Неудивительно, что в 1792 году слепые учащиеся примкнули к восстанию парижской бедноты.
ЛЕЗЮЭР: Ваша правда.

Звучит фоном фрагмент Фантастической симфонии Г. Берлиоза (ч.4) «Ночной шабаш».

ЛЕЗЮЭР (на фоне музыки): Восстание санкюлотов вспыхнуло ночью с 10 на 11 августа. Народная толпа громила королевский дворец «Тюильри». Слепые учащиеся вдохновляли революционный народ боевым пением «Карманьолы» и музыкой своего оркестра. Молодые слепые помощники Гаюи произносили речи. Некоторые среди восставших признали в нескольких учениках Гаюи друзей своего печального детства, когда вместе нищенствовали на улицах Парижа. (Музыка постепенно стихает).
С этого момента школу окружили теплым вниманием.
Специальным декретом Конвент наименовал Королевскую школу «Национальным институтом» и учредил здесь для учащихся 120 республиканских стипендий. Валентин Гаюи, к великому своему удовольствию, оказался во главе педагогического коллектива института, состоявшего из бывших его слепых учеников, об руку с ним ведущих занятия с новичками. Так продолжалось около 10 лет.
ВЕДУЩИЙ: В 1800 году по приказу Наполеона, под предлогом экономии средств, институт для слепых был закрыт. Чтобы успокоить общественное возмущение, вызванное увольнением от работы со слепыми, Наполеон назначил Гаюи «за его полезную деятельность» пенсию в две тысячи франков ежегодно. Учащихся распустили по домам. Тех же, у которых не было родителей, поместили в парижскую богадельню вместе со стариками и на одинаковый с ними режим, установленный для больных.
ВЕДУЩАЯ: Гаюи был в отчаянии. Погибло дело всей его жизни.

Звучит фрагмент симфонии №1 (ч.1) И. Брамса.

ЧТЕЦ (на фоне музыки, после того, как оркестр на фонограмме стихает):
Брожу я в поисках света
С наивной розовой нитью.
Остановите ветер,
Остановите.

Брожу я по листьям палым,
Молчанием дня облитый.
Остановите память,
Остановите.

Брожу там, где мудрая проседь
Виски помечает кистью.
Остановите осень,
Остановите.

Брожу я, шагами меря
Неизбежность событий.
Остановите время,
Остановите. (Николай Габдрашитов)

Музыка стихает.

ВЕДУЩИЙ: К счастью, в судьбе Гаюи наметился неожиданный поворот. В 1803 году Гаюи получил приглашение организовать обучение слепых в России.
ЛЕЗЮЭР: Если честно, я ума не приложу, как это могло произойти.
ВЕДУЩАЯ: Ну, этому как раз несложно найти объяснение. Всему виной революционные события во Франции, всюду возбудившие к себе большое внимание. Особый интерес путешественников-иностранцев вызывали всякие новшества Парижа, в числе которых был и Национальный институт слепых. В 1792 году побывал здесь и русский путешественник Николай Михайлович Карамзин. Вот что он написал об этом в «Московском журнале»: «В школе, заведенной господином Гаюи, слепые учатся чтению, арифметике, музыке, географии посредством выпуклых букв, знаков, нот и ландкарт, разбираемых ими по осязанию.
Как у зрячих судят глаза о расстоянии предметов, так у слепых осязание удивительно тонкое, верно соглашенное с памятью и воображением».
ВЕДУЩИЙ: Правительство Екатерины II не обратило внимания на чудо века, но Александр I, считая своим историческим долгом поступать наперекор революционному правительству Франции, решил пригласить Гаюи, которого ему обрисовали как несправедливо обиженного деятеля науки. Гаюи согласился поехать в русскую столицу на один год, чтобы основать институт слепых на 50 учащихся обоего пола, снабдить его нужными учебными пособиями, оборудовать при нем ремесленные мастерские и наладить рельефное книгопечатание.

ЧТЕЦ:
Русская сторонушка.
Елки, сосны, просеки,
Во поле - во полюшке
Желтые колосики.

Земли твои мягкие.
Травушки шелковые,
Хлебы твои сладкие,
Запахи медовые.

Реки твои рыбные,
Воды твои вкусные,
Птичьи песни дивные,
Ночи - звезды грустные.

Ласковое солнышко,
Небушко родимое...
Русская сторонушка,
Родина любимая. (Олеся Береговая)

Номер – в исполнении солиста, ансамбля или хора звучит песня о России.

ЛЕЗЮЭР: Должен признаться, я почти ничего не знаю ни о России, ни о том, что было там с учителем. Я не ездил с ним. Может быть, вы расскажете мне?
ВЕДУЩИЙ: Попробуем. Начнем с того, что после утомительного долгого путешествия 9 сентября 1806 года Валентин Гаюи с семьей и бывшим учеником, а ныне его помощником Шарлем Фурнье, прибыл, наконец, на берега Невы. Гаюи было в ту пору 61 год.
ВЕДУЩАЯ: Сразу по приезде Гаюи письменно доложил Александру I о своем прибытии, выразив пожелание, чтобы тот его принял вместе с Фурнье. Он писал императору:
«Не будет недостойным Монарха впервые увидеть слепого человека, умеющего исполнять различные ремесла, читать, писать, пользоваться географическими картами».
Но со стороны Александра на это письмо никакого ответа не последовало. Более того, вскоре выяснилось, что Министерство просвещения вовсе не было готово к приезду Гаюи. Оно не имело ни списков и адресов слепых детей, ни помещения для института, так что открывать оказалось нечего.
ВЕДУЩИЙ: Единственный, кто отреагировал на приезд французов, была пресса. Вот как в газете «Сенатские ведомости» разъясняли цель приглашения в Россию Гаюи: «облегчить несчастную участь слепых, научить их средствам доставать трудами своими пропитание и, что еще более того, самые средства сии сделать для них утешительными - есть намерение, достойное просвещенных веков...»
ВЕДУЩАЯ: В журнале, называвшемся «Лицей», также напечатана была статья, в которой читаем: «…До 1783 г. не знали еще никакой методы обучения слепых. Валентин Гаюи - переводчик языков северных и полуденных, член многих ученых обществ - был первый, который после двенадцатого размышления и частых опытов сочинил рассуждение о способе учить слепых…
Прибыл сей благодетель человечества в Санкт-Петербург с одним из слепых воспитанников его, знающим способ его воспитания, чтобы основать здесь училище для слепых, по примеру учрежденного во Франции. И для открытия способа своего чиновнику, который назначен будет управлять петербургским заведением».
ЛЕЗЮЭР: И как же поступил учитель? Неужели, как много лет назад в Париже, он пошел искать себе учеников прямо на улицах?
ВЕДУЩИЙ: Все так и было. Озадаченный медлительностью российских чиновников, Гаюи стал на улицах Петербурга звать некоторых из слепых нищих к себе учиться. Но столкнулся с тем, что они отказывались от обучения.
ЛЕЗЮЭР: Вы рассказываете удивительные вещи. Отказываться? Но почему?
ВЕДУЩИЙ: Они просто боялись оказаться в ловушке.
Дело в том, что едва Александр I занял трон, правительство разработало целую серию мероприятий, направленных к борьбе с нищенством. Между прочим, были усилены строгости в богадельнях, чтобы пресечь бывшие нередко побеги оттуда слепых. Полиции вменено было в обязанность бежавших ловить и водворять обратно.
ВЕДУЩАЯ: Однако молва о Гаюи начала распространяться.
10 февраля 1807 года явилась к Валентину Гаюи бедная женщина и, со слезами на глазах, просила его помочь вызволить ее слепого мальчика из Смольной богадельни, куда его забрали силой, и принять учиться.
ВЕДУЩИЙ: И тут французы впервые столкнулся с таким явлением, как российская бюрократия.

Звучит «Тарантелла» из балета В. Гаврилина «Анюта».

ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки): Гаюи поспешил к смотрителю, от которого узнал, что в Смольной богадельне проживают около «сотни обоего пола слепых ребят, но отпускать их к Гаюи смотритель мог бы лишь с разрешения «Приказа общественного призрения».
ВЕДУЩАЯ: Гаюи обратился в «Приказ». Начальник этого учреждения, Петербургский губернатор, обещал просьбу иностранца рассмотреть в «первый же свободный час». Однако прошел месяц, а ответа не было.
ВЕДУЩИЙ: Гаюи сообщил министру народного просвещения о слепых ребятах, находящихся в богадельне; чиновники министерства заявили ему, что привлекать учиться детей, имеющихся по другому ведомству, согласно установившимся традициям, не представляется возможным.
ВЕДУЩАЯ: Выведенный из терпения, Валентин Гаюи написал решительное заявление в «совет министров», категорически требуя открыть немедленно институт, в противном случае он намеревался тотчас уехать из России.
ВЕДУЩИЙ: Только после этого Министерство народного просвещения наконец отыскало подходящий дом на Васильевском острове на углу Большого Проспекта и Второй Линии, и начало в нем необходимый ремонт. (Музыка обрывается).
ЛЕЗЮЭР: Ну и ну! Неужели все это время у него не было ни одного ученика?
ВЕДУЩАЯ: Что вы!? За это время уже успела появиться небольшая школа. Первым появился паренек, мать которого обращалась к Валентину Гаюи. Он бежал из Смольной богадельни и пришел, просясь учиться. Вскоре тем же способом явился другой ученик, родом из Кронштадта. Третьим оказался мальчик, недавно переехавший с родителями в Петербург из Москвы. Мальчуганы стали вместе ежедневно являться на занятия домой к Валентину Гаюи и Фурнье, проявляя горячее старание. Фамилии этих ребят были: Стагин, Фокин и Коновалов. Далее сделались учениками зарождающейся школы Сауров, Лефевр и Менблад.
ЛЕЗЮЭР: В Париже Гаюи особенно обращал внимание на ремесленное образование, как на главный источник обеспечения будущности слепых. Неужели в России из-за отсутствия необходимых условий он вынужден был отступить от этого правила?
ВЕДУЩИЙ: Ничуть не бывало. Зарождающаяся школа еще до официального своего открытия, шаг за шагом, приобретала облик в полном смысле профессионального учебного заведения. Уже ближайшим летом Гаюи смог открыть маленькую типографию, в которой начато было печатание рельефом учебников на русском и впервые стали печатать выпуклые ноты. Выполнялись и некоторые заказы «плоским» шрифтом. Но и тут встретилось неожиданное затруднение: в России любой текст, прежде чем набирать его в типографии, следовал на просмотр цензора и возвращался обратно лишь спустя продолжительное время. Гаюи, однако, нашел выход: стал брать заказы на печатание визитных карточек и адресов на конвертах, не требовавших разрешения цензуры.
ВЕДУЩАЯ: Тогда же появилось мебельно-корзинное производство и филейное дело. Изделия незрячих пользовались спросом, благодаря своему хорошему качеству. Мы и сегодня с удовольствием любуемся изделиями, сделанными умелыми руками незрячих. Например, в нашем фойе вы могли ознакомиться с чудесной выставкой, на которой представлены (перечисление видов прикладного творчества). И сейчас мы вручаем памятные подарки нашим мастерам и мастерицам.

Награждение участников выставки прикладного творчества. По желанию, организаторы могут в этом месте вечера рассказать о продукции предприятия ВОС и наградить заслуженных людей производства.

Номер для награжденных.

ЛЕЗЮЭР: С вашего позволения, у меня есть вопрос. Если я правильно вас понял, год пребывания Гаюи в России подходил к концу. Неужели русское правительство так и не открыло учебное заведение для слепых?
ВЕДУЩИЙ: Нет, открытие все-таки состоялось. В середине лета помещение для института слепых было отремонтировано и, как выражались тогда на языке правительственных актов, «10 августа 1807 года император Александр Павлович всемилостивейше повелеть соизволил: Институт слепых утвердить на пятнадцать человек и быть ему в ведомстве Комитета Санкт-Петербургской гимназии».
Сильно сокращенный в количестве учащихся, институт не получил даже общероссийского значения, а должен был ограничиться, рамками школы городского масштаба.
ЛЕЗЮЭР: Уверяю вас, это не самое главное. Главное, чтобы подобрался хороший педагогический коллектив, чтобы бок о бок работали настоящие единомышленники!
ВЕДУЩАЯ: В конечном итоге все так и было, но поначалу Гаюи и с этим не везло. Главной проблемой оказался преподаватель Бушуев, назначенный министерством «перенять у него методу обучения слепых». Вместо этого Бушуев заведовал хозяйственной частью и то стремился пристроить к институту своих знакомых и родственников, то доносил на Гаюи по начальству, а потом и вовсе запил.
ВЕДУЩИЙ: К счастью для школы, Бушуев оказался недолговечен и в 1810 году умер. На место его учителем в институт поступил молодой и старательный Протопопов, оказавшийся прекрасным сотрудником Гаюи. Валентина Гаюи радовал и другой педагог, Ваганов, занявший должность воспитателя.
ЛЕЗЮЭР: А как же музыка? Преподаватель этой дисциплины - одно из важнейших лиц в учебном заведении для незрячих.
ВЕДУЩАЯ: Музыку и пение преподавал слепой пианист и композитор Алексей Жилин. Поверьте мне, он был настоящей находкой для института.

Звучит любое произведение А. Жилина.

ВЕДУЩАЯ (на фоне музыки): Ставки ему установлено не было. Гаюи лишь устроил его здесь квартировать. Жилин обучал слепых игре на скрипке, фортепиано, гитаре, виолончели, духовых инструментах, хоровому пению, проявляя немалый педагогический талант. Под его руководством дети изучали теорию музыки, гармонию и композицию.
ВЕДУЩИЙ: Сохранилось интересное описание Жилина-музыканта и педагога, напечатанное в журнале «Северный Меркурий» за 1809 год: «Я удивился и всегда еще буду удивляться капельмейстеру сего института господину Жилину, - сообщал автор, - Чрезвычайно острая его память, тонкое воображение, беглость, с которою он играет на фортепьянах, и природное его дарование к музыке обращает на него общее внимание всех посетителей. Короткое время, покуда он находится в институте, можно видеть и большие успехи и учеников его, которым также надо бы отдать справедливость за их прилежание, усердие и трудолюбие… Весьма любопытно видеть, каким образом г-н Жилин раздает ученикам свои партии из какой-нибудь музыкальной пьесы. Он начинает играть оную на фортепьянах. Г-н Фурнье слушает и набирает выпуклые свинцовые цифры, служащие ему вместо нот. Как скоро первый голос для скрипки будет совсем набран, то, оттиснув его в станке, дает учить слепому мальчику, который, ощупав два или три раза все цифры, имеет уже навсегда в памяти мотив той музыки и вскоре может играть его на своем инструменте…» (Музыка стихает).
ВЕДУЩАЯ: Кроме того, Алексей Дмитриевич создал в институте гастролирующий оркестр незрячих музыкантов, для которого зачастую сам сочинял музыку. Каждую субботу в актовом зале проходили концерты солистов, хора и оркестра под управлением Алексея Жилина. Это были своеобразные экзамены, в ходе которых учащиеся показывали свои достижения в искусстве перед столичными любителями музыки. Своим питомцам Гаюи рассказал, что в Париже его ученики, занявшись музыкой, по выходе из Национального института хорошо теперь зарабатывают. Зная об этом, ребята еще больше старались, воспринимая музыку уже как будущую свою профессию. И сейчас многие незрячие выбирают музыкальную специальность.

ЧТЕЦ: А Вы вели меня по музыке своей,
А я впервые не боялась оступиться…
Переплетенье бесконечности, теней,
И вдохновенье на опущенных ресницах.

А Вы вели меня по музыке… Вот так,
Не замечая полунежности во взгляде…
Со снегопадом перемешивался мрак,
Но удивительнее вздрагивали пряди.

Неповторимость. Неосознанность теней.
И в отражение свечи не окунуться.
Вы так вели меня по музыке своей.
Что я боялась тишиною задохнуться.

НОМЕР - музыкальное произведение любого жанра в исполнении незрячего профессионального музыканта или учащегося, выбравшего музыку в качестве своей будущей профессией.

ВЕДУЩИЙ: В 1817 году министр народного просвещения граф Разумовский назначил ревизию в институте слепых. Тогда здесь было 12 учащихся мальчиков. Ревизоры отметили в своем акте, что «институт слепых не напоминает обычное русское учебное заведение» ... «Это скорей элегантная больница, где милосердие преобладает над науками».
Подобное заключение объяснялось уже тем, что Гаюи не допускал в школе телесных наказаний, практиковавшихся как воспитательная мера в школах России той поры, не исключая даже таких, где учились дети знатных дворян.
ВЕДУЩАЯ: Перед ревизорами Гаюи поставил категорически вопрос об отъезде своем и Фурнье из России. Ведь, по выработанному ранее условию, Гаюи и Фурнье должны были возвратиться во Францию через год, однако оставались в России уже целых 11 лет.
Министр об этом сообщил Александру I, который наградил Валентина Гаюи орденом «Владимира IV степени» и согласился отпустить его из Петербурга во Францию, не требуя возвращения.
ВЕДУЩИЙ: Гаюи посоветовал министерству народного просвещения директором института вместо себя назначить Протопопова, помощником Ваганова, и четверых же слепых: Килина и бывших своих питомцев Саурова, Менблада и Стагина, подготовленных к учительской деятельности, утвердить преподавателями. Валентин Гаюи ручался, что этот коллектив достойным образом продолжит дело, основанное им в России.

Звучит фрагмент концерта №20 (ч.2) для фортепьяно с оркестром В.-А. Моцарта.

ЛЕЗЮЭР: В 1817 году Гаюи с женой и Шарлем Фурнье вернулся в Париж, будучи уже старым и больным человеком. Но и там он не встретил радушного приема. Современники не понимали всю значимость разработок Гаюи, а мода на него давно прошла. Приверженцы Бурбонов обвинили его в симпатии республике и начали травлю в Парижских газетах. Когда же Гаюи хотел посетить институт слепых, основанный им, руководство приказало выпроводить его.
Учитель умер 19 марта 1822 года.
На его могиле на кладбище Пер Лашез на средства его слепых учеников установлен гранитный параллелепипед.
А 10 августа 1861 года перед главным фасадом Парижского Институтом слепых был торжественно открыт бронзовый памятник по проекту скульптора Бадьона де Ла Троншера: Валентин Гаюи стоит, положив руку на голову своего первого ученика, который, сидя у его ног, читает написанные выпуклыми буквами слова «Валентин Гаюи». Так и я удостоился чести войти в историю. (Музыка стихает).

ЧТЕЦ:
Лишь тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье быть полезным людям,
И как бы ни был этот жребий труден,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечной свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.

ВЕДУЩИЙ: Я не стану рассказывать о случившемся в России после отъезда Валентина Гаюи. Скажу лишь, что именно здесь учение Валентина Гаюи воплотилось в совершенно неожиданной форме.
ВЕДУЩАЯ: В конце жизни Валентин Гаюи предполагал написать большой двухтомный труд, где была бы изложена вся его работа со слепыми, как во Франции, так и в России. Однако выполнить этого не смог. В Петербурге был напечатан лишь конспект намечаемого труда. Здесь он высказал свои пожелания относительно будущего слепых нашей страны:

Звучит фрагмент Бранденбургского концерта №6 (ч. 1) И.С. Баха.

ЧТЕЦ (на фоне музыки): «Необходимо всем слепым в России предоставить возможность трудиться. Необходимо каждому из них и особенно целым их коллективам предоставить труд продуктивный и общеполезный. Бедняков слепых их труд должен обеспечивать настолько, чтобы они решительно были избавлены от необходимости просить милостыню и не испытывали бы нищеты…
Слепым из среды достаточной следует предоставить возможность, занимаясь литературой, науками и искусствами, достигать этого при помощи тех же средств, какими того достигают зрячие, с целью сделать их в этом случае самостоятельными. Слепых необходимо снабдить книгами, печатаемыми рельефом, и научить их писать; тогда они смогут свои мысли излагать бумаге сами...
Никогда не следует опускать из виду, что слепые, потеряв столь важный орган, каким является человеческое зрение, имеют право на возмещение, чего следует достигать всеми средствами, выработанными в области их просвещения.
При пользовании каким-либо трудом слепых, умственным или физическим, если он по качеству своему не уступает труду зрячих, необходимо слепых вознаграждать одинаково со зрячими, хорошо даже слепым отдавать предпочтение.
Заниматься просвещением слепых имеет право и обязанность всякое правительство, ставя его непременно лишь на должную высоту во всех отношениях». (Музыка стихает).
ВЕДУЩИЙ: Совершенно очевидно, что именно эти тезисы послужили основой при создании Всероссийского Общества Слепых. И сегодня мы чествуем активистов ВОС, которые ежедневно и неустанно трудятся на благо нашего Общества.

Награждение активистов ВОС.

Номер

ВЕДУЩИЙ: Ты не забыт, Валентин Гаюи! Ты живешь в сердце каждого из нас, и мы благодарны тебе за тепло души твоей, которая согревает нас и поныне, спустя много лет!
ВЕДУЩАЯ: Тебя чтут и прославляют прозревшие благодаря тебе умом и сердцем! Уважение и любовь к тебе будут расти из поколения в поколение!

Звучит фрагмент Бранденбургского концерта №6 (ч.1) И.С. Баха. Все участники концерта встают, выходят на авансцену и читают заключительное стихотворение (автор - Валерий Коробков.

ВЕДУЩИЙ:
Уж так сложилась жизнь, а не иначе:
Удар судьбы иль медиков конфуз?
Распался мир на зрячих и незрячих.
Одним с другими как вступить в союз?
ВЕДУЩАЯ:
Как нам найти взаимопониманье?
Ведь через тьму не различить лица.
Где чуткость, тонкость душ и состраданье,
Чтоб словом – больно не задеть сердца?
ЛЕЗЮЭР:
Слепые меньше получают писем.
Краса природы не для этих глаз.
Мы больше зрячих от людей зависим –
А те нечасто понимают нас.
ВЕДУЩИЙ:
А хочется так много и так мало:
Не быть обузой для страны родной,
Работникам работы чтоб хватало,
Чтоб слабые не падали на дно.
ВЕДУЩАЯ:
Чтоб нас не отделяли от искусства
Барьером виз и частоколом виз…
Тогда светлее, чище станут чувства,
И дети наши не сорвутся вниз.
ВЕДУЩИЙ:
Наш мир на рубеже тысячелетий,
Его спасут добро и красота.
Прозреть желая всем слепым на свете!
Да будет свет! Да сгинет темнота!

Все участники кланяются и уходят за кулисы. Музыка продолжает звучать.

Автор-составитель:
Ст. методист ОМО КСРК
Л.Н. Смирнова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белоруков А. Путями веков. Историческое повествование. – М.: Гос. уч.-пед. издат. Наркомпроса РСФСР, 1940. - 129 с.
Сизова А.И. Обучение и воспитание слепых детей в странах Европы в XVIII – XIX веках. – М., 2001. – 82 с.
Скребицкий А.И. Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге. - СПб, 1886. – 90 с.
Педагогическая и общественная деятельность Валентина Гаюи в Париже и Петербурге: историко-документальный очерк. – Б/г. - 14 с.
Бирючков М. Вечер памяти Валентина Гаюи: Рукопись статьи. – 1962. – 6 л., с биогр. справкой.

В сценарии использованы материалы ежегодников ОМО КСРК «Стихи незрячих поэтов».